Факторы и показатели популярности современного киноискусства в Кузбассе.

Надеемся во время рассказа Вы не уснёте! И так начнём!

            Российский кинематограф как целостное явление отечественной культуры в условиях смены государственных, общественных и экономических отношений, с появлением нового типа культуры – «экранной» – переживает второе рождение и побуждает к исследованию.

            Нас интересует одна из составляющих кинопроцесса, не менее значимая, чем создание кинофильмов, — кинопрокат. Мало создать фильм, надо довести его до зрительской аудитории, так как эмоциональная сила воздействия кинофильма на зрителя является скрытой до тех пор, пока фильм не будет показан зрителю. По силе воздействия на человека киноискусство занимает особое место, способное влиять на мировоззренческие установки человека и его ценностные ориентации. Это всегда понимали и использовали политики и идеологи СССР, фашистской Германии и США.

В России последние годы активно идет киноте­атральная революция. По данным статистики сборы кинотеатров с семи милли­онов долларов в благополучном, додефолтном 1997 году выросли до 115 милли­онов в 2002-м — в шестнадцать раз! В 2003 году прирост составил еще как минимум 60—70 %. Такой динамике могла бы позави­довать любая отрасль нашего хозяйства. Сборы растут. Увеличивается поток инвестиций. Строится много современных кинотеатров и кинозалов. Количест­во новых залов, не кинотеатров, а именно залов — качественных, мирового уровня — практически достигло уровня, существовавшего в советские времена. И эти процессы идут по всей стране.

            Кемеровскую киносеть в 2004 году представляли два модернизированных коммерческих кинотеатра: «Юбилейный» и «Космос», которые выгодно отличались от уцелевших муниципальных. Обновлённые кинотеатры отвечают современным требованиям, что является основой успеха. Средства, вложенные в модернизацию, окупились за 1,5 года. При средней стоимости билета 80 рублей и доходов от сопутствующих(Таблица стоимости билета).

Однако высокая стоимость билетов превращает посещение кинотеатра в элитное времяпрепровождение. По мнению некоторых специалистов (А. Рязанцев), у людей  не должно быть проблемы, где достать денег на кино. Должна быть проблема, какое кино выбрать. Для этого нужны многозальные кинотеатры с разнообразием репертуара и средней ценой билета не выше двух долларов. Это даст стабильную рентабельность, достаточную для кинотеатров, и позволит вернуться к ситуации, существовавшей в советское время, когда купить батон хлеба и сходить в кино мог каждый, хоть и в настоящее время доходы растут. (Таблица доходов нас.)

Существует еще ряд проблем, первая из которых — дикая бесхозяйственность во всем. Планы кинотеатров составляются так, что фильмы недобирают ог­ромное количество денег, а зрители просто не успевают посмотреть ту или иную картину. Одна из причин заключается в том, что фильмы расписывают непрофесси­оналы, люди, не имеющие никакого представления о стратегии, технологии, ресурсах, психологии репертуарного планирования.

Если раньше кемеровская сеть предоставляла нам выбор: хотим этот фильм — идем в «Юбилейный», другой — в «Космос», третий — в «Москву», то сегодня, если мы уже посмотрели «Властелин колец» или не хо­тим его смотреть, мы вынуждены сидеть дома. Потому что один и тот же фильм под предлогом мифа о массовом спросе выпускается во всех крупных кино­театрах одновременно. И нет никакого выбора.

Раньше существовал подход, который заключался в следующем: новый фильм катил­ся по Кемерово волной, потому что роспись шла из единого центра, составлялся четкий график движения фильма из кинотеатра в кино­театр. На всю Кемеровскую область, на 42 кинотеатра, выделялось всего 18 копий, и это­го хватало (Таблица по кинотеатрам).

            Также важна проблема увеличения в репертуаре доли фильмов отечественного производства, что связано не столько с его планированием, сколько с возрождением отечественной киноиндустрии. Репертуар коммерческих кинотеатров составляют в основном американские ленты.

            Сведения по кинообслуживанию населения Кемеровской области за 2004 год подтверждают этот факт. В целом, зарубежная (в основном, американская) кинопродукция составляла 70% репертуара. Внутри киносети просмотр зарубежных и отечественных фильмов распределился следующим образом: сельская киносеть: российские фильмы – 69%, зарубежные – 31%; киносеть г. Кемерово: российские фильмы – 45%, зарубежные – 55%; коммерческие кинотеатры: российские фильмы – 6%, зарубежные 94%. (Таблица по кинообслуживанию)

            Исследования проведённые в области в 2002 году среди 2027 кинозрителей, показало, что 67% респондентов ориентировано на отечественную продукцию. Всероссийским центром изучения общественного мнения был проведён опрос взрослого населения, представляющего модель населения России по основным параметрам, и на вопрос: «Если бы вы собирались пойти в кино, то какой бы фильм предпочли – отечественный или зарубежный?», ответы распределились таким образом: 43% — отечественный, 15% — зарубежный, 30% — не имеет значения, 12% — затруднялись ответить (Таблица предпочтения).

            Результаты исследований демонстрируют достаточно высокий интерес к отечественному кинематографу, а статистические данные  по стране свидетельствуют, что в среднем из четырёх просмотренных в кинотеатре фильмов лишь один был российский. По данным 2004 года в Кемеровской области из трёх просмотренных фильмов два были российские. Объяснений данному противоречию много:

            — наблюдается своеобразное пресыщение американской продукцией, пропагандирующей идеологические ценности, не совпадающие с традициями российского общества;

            — поклонники американского кино стали более искушёнными. Полные залы сегодня собирают только фильмы класса «А» и мировые премьеры; (Возможно, вставить кинопрокат)

            — характерной особенностью советского кинопроката было то, что зрители смотрели одни и те же фильмы по несколько раз. Сегодня они ориентированы на премьерный показ;

            — несмотря на то, что уровень российской кинопродукции за последние три года значительно вырос, национальных фильмов создаётся недостаточно, чтобы сформировать репертуар;

            — состояние областного фильмофонда не позволяет организовать ретроспективный кинопоказ в кинотеатрах города, и только сельская киносеть, не имея выбора, работает исключительно отечественными фильмами советских времён;

            — реклама на всех уровнях новых российских фильмов значительно уступает рекламе американских премьер.

            Перечень доводов «за и против» можно продолжать, но, как свидетельствуют результаты опроса, на первое место для самой активной киноаудитории (молодёжь от 17 до 21 года) является не репертуар, а условия кинопросмотра, которые должны быть комфортными во всех отношениях и удовлетворять запросы нового поколения.

 

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector