СПАСЕТ ЛИ ОБЪЕКТИВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ТОВАРЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК?

Е.В. Бабикова, Л.И.Святкина Рыночные реформы кардинально изменили ситуацию на отече­ственном рынке, обеспечив обилие и разнообразие товаров. Однако

сегодняшнее его состояние очень хорошо характеризует известная по­говорка «Много — не значит хорошо». Потребительский рынок, пере­полненный контрафактной и фальсифицированной продукцией, дей­ствительно надо спасать. Информация о продукции или «невведение приобретателей в заблуждение» — главная тема нашего исследования. Может быть, полная и честная информация и вправду спасет потреби­тельский рынок?

Территориальное управление Роспотребнадзора России по Ир­кутской области в прошлом году выявило более 2,5 тыс. администра­тивных нарушений прав потребителей на получение достоверной ин­формации о товаре. Техническое регулирование и требования, уста­новленные нормативными документами к маркировке продукции, на­правлены главным образом на предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей, что в соответствии со ст. 6 Закона «О техническом регулировании» относится к требованиям, регулирова­ние которых осуществляется в рамках технического регламента. Раз­работка технического регламента по этикетированию пищевых про­дуктов имеет принципиальное значение как с точки зрения защиты интересов потребителей, так и с позиции повышения конкурентоспо­собности продукции. И пока он разрабатывается, перечень информа­ции при продаже отдельных видов товаров (работ, услуг) и способы ее доведения до потребителя устанавливаются постановлениями Пра­вительства РФ, требованиями к маркировке — ГОСТ Р 51074-2003. Конкретизация законодательно установленных требований к марки­ровке содержится в соответствующих нормативно — технических до­кументах.

К товарной информации предъявляют следующие основные требования: доступность, достаточность, достоверность, или требования «Трех Д». Мы исследовали ряд этикеток шоколадных конфет «Замоскворечье» и «Огни Москвы» ОАО «Рот Фронт» и не обнару­жили нигде ни состава, ни пищевой ценности, минимум информации, нет даже ссылки на нормативный документ, по которому они были из­готовлены. Или все вопросы снимает приведенный номер телефона «горячей линии»? Вольное использование знака соответствия ГОСТ при маркировке характерно для многих продуктов, например, на упа­ковках шоколада ОАО «Кондитерский концерн «Бабаевский» также изображен этот знак, о чем он свидетельствует, если продукт изготов­лен по техническим условиям (ТУ)? Среди исследованных образцов шоколадных изделий не удалось найти информации на маркировке, отвечающей требованиям «Трех Д». Результаты изучения маркировки образцов свидетельствуют о нарушении ГОСТ Р 51074 и законов РФ, поскольку недостоверная информация на этикетке о составе продукта или её недостаточность «вводит потребителя в заблуждение».

При маркировке необходимо также помещать дополнительную информацию. Если применяются консерванты, а они обязательно при­сутствуют, когда вдруг увеличиваются сроки хранения продукции (по сравнению с нормативными), если на этикетке шоколада заявлено о «высоком содержании какао-продуктов», или при обогащении про­дукта витаминами, указывать, какие это количества? Иначе, к чему весь этот разговор? При маркировке часто используют и лишнюю ин­формацию чисто рекламного характера, так, например, «со вкусом сливочного масла» (намек на ароматизатор?) или растительное масло «Золотая семечка» «Без холестерина», хотя известно, что последнего в нем, по сути, быть не может!

Федеральные законы сделали обязательным при маркировке про­дукции указывать ее пищевую и энергетическую ценность, и это надо выполнять, но некоторые производители особо не утруждают себя расчетами и зачастую пишут далекие от действительности результаты, особенно это касается малых предприятий. Гак мы обнаружили на вкладыше в упаковке торта «Фруктовый со сливками», изготовленно­го кондитерским цехом «Вишенка» г. Иркутск такие данные: В ЮОг содержится: белки — 42.5; жиры — 39.5; углеводы — 47.8, итого — 127.8г? И такое сплошь и рядом, другое дело цифры приводят более грамотно, (в пределах 100%), сходу не определишь обмана, а для проверки пра­вильности этой информации необходимы данные о количественной закладке исходных компонентов, которые чаще всего недоступны. А если человек следит за своим весом и считает потребляемые им кало­рии?!

Как проверить товар на истинность его происхождения, потреби­тель не представляет, а владельцы палаток и торговцы рынков едва ли смогут ему в этом помочь, ведь они нередко сами становятся жертвами обмана. Озабочены этим вопросом не только покупатели, но и сами производители. Позволят ли технические регламенты повы­сить информированность потребителей о составе продукции и защи­тить рынок от фальсификата покажет время!

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
",css:{backgroundColor:"#000",opacity:.6}},container:{block:void 0,tpl:"
"},wrap:void 0,body:void 0,errors:{tpl:"
",autoclose_delay:2e3,ajax_unsuccessful_load:"Error"},openEffect:{type:"fade",speed:400},closeEffect:{type:"fade",speed:400},beforeOpen:n.noop,afterOpen:n.noop,beforeClose:n.noop,afterClose:n.noop,afterLoading:n.noop,afterLoadingOnShow:n.noop,errorLoading:n.noop},o=0,p=n([]),h={isEventOut:function(a,b){var c=!0;return n(a).each(function(){n(b.target).get(0)==n(this).get(0)&&(c=!1),0==n(b.target).closest("HTML",n(this).get(0)).length&&(c=!1)}),c}},q={getParentEl:function(a){var b=n(a);return b.data("arcticmodal")?b:(b=n(a).closest(".arcticmodal-container").data("arcticmodalParentEl"),!!b&&b)},transition:function(a,b,c,d){switch(d=null==d?n.noop:d,c.type){case"fade":"show"==b?a.fadeIn(c.speed,d):a.fadeOut(c.speed,d);break;case"none":"show"==b?a.show():a.hide(),d();}},prepare_body:function(a,b){n(".arcticmodal-close",a.body).unbind("click.arcticmodal").bind("click.arcticmodal",function(){return b.arcticmodal("close"),!1})},init_el:function(d,a){var b=d.data("arcticmodal");if(!b){if(b=a,o++,b.modalID=o,b.overlay.block=n(b.overlay.tpl),b.overlay.block.css(b.overlay.css),b.container.block=n(b.container.tpl),b.body=n(".arcticmodal-container_i2",b.container.block),a.clone?b.body.html(d.clone(!0)):(d.before("
"),b.body.html(d)),q.prepare_body(b,d),b.closeOnOverlayClick&&b.overlay.block.add(b.container.block).click(function(a){h.isEventOut(n(">*",b.body),a)&&d.arcticmodal("close")}),b.container.block.data("arcticmodalParentEl",d),d.data("arcticmodal",b),p=n.merge(p,d),n.proxy(e.show,d)(),"html"==b.type)return d;if(null!=b.ajax.beforeSend){var c=b.ajax.beforeSend;delete b.ajax.beforeSend}if(null!=b.ajax.success){var f=b.ajax.success;delete b.ajax.success}if(null!=b.ajax.error){var g=b.ajax.error;delete b.ajax.error}var j=n.extend(!0,{url:b.url,beforeSend:function(){null==c?b.body.html("
"):c(b,d)},success:function(c){d.trigger("afterLoading"),b.afterLoading(b,d,c),null==f?b.body.html(c):f(b,d,c),q.prepare_body(b,d),d.trigger("afterLoadingOnShow"),b.afterLoadingOnShow(b,d,c)},error:function(){d.trigger("errorLoading"),b.errorLoading(b,d),null==g?(b.body.html(b.errors.tpl),n(".arcticmodal-error",b.body).html(b.errors.ajax_unsuccessful_load),n(".arcticmodal-close",b.body).click(function(){return d.arcticmodal("close"),!1}),b.errors.autoclose_delay&&setTimeout(function(){d.arcticmodal("close")},b.errors.autoclose_delay)):g(b,d)}},b.ajax);b.ajax_request=n.ajax(j),d.data("arcticmodal",b)}},init:function(b){if(b=n.extend(!0,{},a,b),!n.isFunction(this))return this.each(function(){q.init_el(n(this),n.extend(!0,{},b))});if(null==b)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect parameters");if(""==b.type)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"type\"");switch(b.type){case"html":if(""==b.content)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"content\"");var e=b.content;return b.content="",q.init_el(n(e),b);case"ajax":return""==b.url?void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"url\""):q.init_el(n("
"),b);}}},e={show:function(){var a=q.getParentEl(this);if(!1===a)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect call");var b=a.data("arcticmodal");if(b.overlay.block.hide(),b.container.block.hide(),n("BODY").append(b.overlay.block),n("BODY").append(b.container.block),b.beforeOpen(b,a),a.trigger("beforeOpen"),"hidden"!=b.wrap.css("overflow")){b.wrap.data("arcticmodalOverflow",b.wrap.css("overflow"));var c=b.wrap.outerWidth(!0);b.wrap.css("overflow","hidden");var d=b.wrap.outerWidth(!0);d!=c&&b.wrap.css("marginRight",d-c+"px")}return p.not(a).each(function(){var a=n(this).data("arcticmodal");a.overlay.block.hide()}),q.transition(b.overlay.block,"show",1*")),b.overlay.block.remove(),b.container.block.remove(),a.data("arcticmodal",null),n(".arcticmodal-container").length||(b.wrap.data("arcticmodalOverflow")&&b.wrap.css("overflow",b.wrap.data("arcticmodalOverflow")),b.wrap.css("marginRight",0))}),"ajax"==b.type&&b.ajax_request.abort(),p=p.not(a))})},setDefault:function(b){n.extend(!0,a,b)}};n(function(){a.wrap=n(document.all&&!document.querySelector?"html":"body")}),n(document).bind("keyup.arcticmodal",function(d){var a=p.last();if(a.length){var b=a.data("arcticmodal");b.closeOnEsc&&27===d.keyCode&&a.arcticmodal("close")}}),n.arcticmodal=n.fn.arcticmodal=function(a){return e[a]?e[a].apply(this,Array.prototype.slice.call(arguments,1)):"object"!=typeof a&&a?void n.error("jquery.arcticmodal: Method "+a+" does not exist"):q.init.apply(this,arguments)}}(jQuery)}var duplicateMode="undefined"!=typeof duplicateFlatPM&&duplicateFlatPM;document["wri"+"te"]=function(a){var b=document.createElement("div");ff(document.currentScript).after(b),flatPM_setHTML(b,a),ff(b).contents().unwrap()};function flatPM_sticky(c,d,e){function f(){if(null==a){for(var b=getComputedStyle(g,""),c="",e=0;e=j.top-h?j.top-h