Е.В. Бабикова, Л.И.Святкина Рыночные реформы кардинально изменили ситуацию на отечественном рынке, обеспечив обилие и разнообразие товаров. Однако
сегодняшнее его состояние очень хорошо характеризует известная поговорка «Много — не значит хорошо». Потребительский рынок, переполненный контрафактной и фальсифицированной продукцией, действительно надо спасать. Информация о продукции или «невведение приобретателей в заблуждение» — главная тема нашего исследования. Может быть, полная и честная информация и вправду спасет потребительский рынок?
Территориальное управление Роспотребнадзора России по Иркутской области в прошлом году выявило более 2,5 тыс. административных нарушений прав потребителей на получение достоверной информации о товаре. Техническое регулирование и требования, установленные нормативными документами к маркировке продукции, направлены главным образом на предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей, что в соответствии со ст. 6 Закона «О техническом регулировании» относится к требованиям, регулирование которых осуществляется в рамках технического регламента. Разработка технического регламента по этикетированию пищевых продуктов имеет принципиальное значение как с точки зрения защиты интересов потребителей, так и с позиции повышения конкурентоспособности продукции. И пока он разрабатывается, перечень информации при продаже отдельных видов товаров (работ, услуг) и способы ее доведения до потребителя устанавливаются постановлениями Правительства РФ, требованиями к маркировке — ГОСТ Р 51074-2003. Конкретизация законодательно установленных требований к маркировке содержится в соответствующих нормативно — технических документах.
К товарной информации предъявляют следующие основные требования: доступность, достаточность, достоверность, или требования «Трех Д». Мы исследовали ряд этикеток шоколадных конфет «Замоскворечье» и «Огни Москвы» ОАО «Рот Фронт» и не обнаружили нигде ни состава, ни пищевой ценности, минимум информации, нет даже ссылки на нормативный документ, по которому они были изготовлены. Или все вопросы снимает приведенный номер телефона «горячей линии»? Вольное использование знака соответствия ГОСТ при маркировке характерно для многих продуктов, например, на упаковках шоколада ОАО «Кондитерский концерн «Бабаевский» также изображен этот знак, о чем он свидетельствует, если продукт изготовлен по техническим условиям (ТУ)? Среди исследованных образцов шоколадных изделий не удалось найти информации на маркировке, отвечающей требованиям «Трех Д». Результаты изучения маркировки образцов свидетельствуют о нарушении ГОСТ Р 51074 и законов РФ, поскольку недостоверная информация на этикетке о составе продукта или её недостаточность «вводит потребителя в заблуждение».
При маркировке необходимо также помещать дополнительную информацию. Если применяются консерванты, а они обязательно присутствуют, когда вдруг увеличиваются сроки хранения продукции (по сравнению с нормативными), если на этикетке шоколада заявлено о «высоком содержании какао-продуктов», или при обогащении продукта витаминами, указывать, какие это количества? Иначе, к чему весь этот разговор? При маркировке часто используют и лишнюю информацию чисто рекламного характера, так, например, «со вкусом сливочного масла» (намек на ароматизатор?) или растительное масло «Золотая семечка» «Без холестерина», хотя известно, что последнего в нем, по сути, быть не может!
Федеральные законы сделали обязательным при маркировке продукции указывать ее пищевую и энергетическую ценность, и это надо выполнять, но некоторые производители особо не утруждают себя расчетами и зачастую пишут далекие от действительности результаты, особенно это касается малых предприятий. Гак мы обнаружили на вкладыше в упаковке торта «Фруктовый со сливками», изготовленного кондитерским цехом «Вишенка» г. Иркутск такие данные: В ЮОг содержится: белки — 42.5; жиры — 39.5; углеводы — 47.8, итого — 127.8г? И такое сплошь и рядом, другое дело цифры приводят более грамотно, (в пределах 100%), сходу не определишь обмана, а для проверки правильности этой информации необходимы данные о количественной закладке исходных компонентов, которые чаще всего недоступны. А если человек следит за своим весом и считает потребляемые им калории?!
Как проверить товар на истинность его происхождения, потребитель не представляет, а владельцы палаток и торговцы рынков едва ли смогут ему в этом помочь, ведь они нередко сами становятся жертвами обмана. Озабочены этим вопросом не только покупатели, но и сами производители. Позволят ли технические регламенты повысить информированность потребителей о составе продукции и защитить рынок от фальсификата покажет время!