СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В СИСТЕМЕ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДЕТСКОМ ДОМЕ
Градусова С. Е.
Аспирант, г.Москва, Учреждение Российской Академии образования, «Институт семьи и воспитания», лаборатория «Социальных проблем детства»
Дошкольный возраст — период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремленность (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.). Базисом формирования личности является семья. Именно родители передают первые образцы поведения (семьянин и т.д.), участвуют в развитии тех или иных качеств личности ребенка (доброта, щедрость и др.) [1; 2; 5]. Однако, в силу определенных обстоятельств, не все родители могут справиться с ответственностью по воспитанию ребенка, и, зачастую, такие дети попадают в детский дом.
Дошкольники, оказавшиеся в условиях детского дома, испытывают двойной стресс: с одной стороны — переживают негативный опыт жизни в семье (жесткое обращение, унижение, насилие и т.д.), с другой — сам факт их отобрания из семьи (какой бы она ни была), утрата близких. Дошкольнику, оказавшемуся в такой ситуации, требуется срочное оказание помощи, включения его в систему реабилитационной работы детского дома [1].
Реабилитационно-воспитательная работа в детском доме — это сложная, специально организованная, многоуровневая систем мер, направленная на преодоление негативных последствий материнской депривации, нарушений привязанности, на восстановление способностей и психических функций ребенка дошкольного возраста, утраченных социальных связей, а также на восполнение среды жизнедеятельности.
Данная работа проводится во взаимосвязанных этапах, каждый из которых представляет собой последовательный процесс, имеющий свои цели и задачи: первоначальный этап (происходит вхождение в детский дом), диагностический (проведение обследования и выбор соответствующих мер реабилитации), основной (реализация процесса реабилитации), этап отслеживания эффективности реабилитационно-воспитательной работы (оценка текущего развития ребенка дошкольного возраста), и заключительный этап (реализация процесса социально-педагогического сопровождения).
Каждый из данных этапов имеет свое значение. После проведения основного этапа реабилитационно-воспитательной работы (непосредственно процесса реабилитации) — снятия острого состояния, затрудняющего процесс нормального развития ребенка, необходима оценка текущего развития дошкольника и принятие мер по предотвращению рецидивов.
Такое исследование позволяет дать качественный анализ эффективности проделанной работы, обосновать выбор содержания, технологий, форм и методов реабилитационно-воспитательного воздействия для каждого ребенка дошкольного возраста и группы в целом. Для определения уровня развития дошкольников специалистами детского дома выделены показатели оценки:
— физическое здоровье (степень физического развития, моторных функций, наличие или отсутствие хронических, неврологических заболеваний, частота простудных заболеваний в течение года, также совокупность всех этих факторов).
— психическое здоровье (уровень психического развития, степень задержки психического развития).
— невротические проявления (энурез, энкопрез, заикание, нервные тики, заикание, тремор рук, ночные кошмары, степень выраженности проявлений
— частота, длительность и тяжесть).
— развитие речи (нарушение звукопризношения, словарный запас, богатство словаря, грамматический строй речи, способность к словообразованию).
Показатели оценки, которыми пользуется воспитатель, следующие:
— сформированность навыков самообслуживания,
— сформированность стойкой привязанности к какому-либо взрослому,
— устойчивость контактов со сверстниками,
— включенность в игровую деятельность.
Социальный работник выделяет следующие критерии оценки эффективности проведенного процесса реабилитации ребенка дошкольного возраста:
— самовосприятие (знание ребенка о себе, своем прошлом, самопринятие или самоотвержение),
— социальная адаптация (агрессия, замкнутость, нарушение речевого общения, незнание форм поведения, отсутствие навыков самообслуживания, отсутствие игровых навыков) [6].
Выявление текущей оценки развития детей дает возможность определить потребности каждого ребенка на данном этапе процесса реабилитации, эффективность применения определенных методов и средств в различных областях (социальной, медицинской и т.д.).
Проведение текущей медико-психолого-педагогической диагностики здоровья и развития каждого ребенка (проведение мониторинга развития), прогнозирование его развития, пересмотр индивидуального плана и необходимых реабилитационных мер в отношении дошкольников, позволяет улучшить их состояние, сгладить или искоренить грубые последствия нарушений.
Итогом изучения текущей оценки развития ребенка является выявление потребностей дошкольника на данный период времени. По результатам мониторинга составляется и реализуется программа социально- педагогического сопровождения, которая представляет собой процесс предупреждения появления у детей повторных нарушений или образования новых.
В толковом словаре В.И. Даля понятие «сопровождение» определяется как действие по глаголу «сопровождать» — «провожать, идти вместе с кем- либо для проводов». Приставка «со» в слове изначально предполагает реализацию в процессе сопровождения объединения действий и усилий провожатого и сопровождаемого. Понятие «социально-педагогическое сопровождение» характеризуется исследователями (М.Р. Битянова, Ю.В. Василькова, И.Ф. Дементьева), как систему мер профессиональной деятельности социального педагога, психолога, воспитателя, направленную на создание социальных условий для успешного развития ребенка, его адаптации и социализации. Л.М. Шипицина под «социально- педагогическим сопровождением» подразумевает метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимального решения в различных ситуациях жизненного выбора (проблемные ситуации) [3; 4; 7].
В нашем понимании, социально-педагогическое сопровождение — это специально организованный процесс взаимодействия специалистов детского дома и ребенка-дошкольника, осуществляемый после снятия грубых нарушений, с целью предупреждения и недопущения возникновения рецидивов у ребенка.
Для дошкольников программа социально-педагогического сопровождения имеет свою специфику, включающую учет возраста ребенка, особенностей его здоровья и развития, опыта прошлой жизни, ведущего вида деятельности (игра). Сотрудники детского дома предпринимают действия, направленные на обеспечение интересов ребенка-дошкольника, выступая, тем самым, как средство достижения ребенком результатов.
Специалисты детского дома совместно составляют план социально- педагогического сопровождения ребенка, где каждый сотрудник ориентируется на решение вопросов в сфере своей компетенции, осуществляя работу в определенном направлении (медицинский работник — физическое развитие и т.д.). Реализация сопровождения подобным образом позволяет спрогнозировать ситуации рецидива, подразумевает оказание экстренной помощи дошкольнику в кризисных ситуациях и осуществление профилактики подобных ситуаций. Так, говоря о профилактике невротических состояний (ночных кошмаров, аффективных вспышек и т.д.), предупреждение проблемы возможно путем создания воспитателем для ребенка благоприятной атмосферы в группе, исключение ситуаций, в которых ребенок может чрезмерно перевозбудиться. Таким образом, помощь каждому ребенку предоставляется с опорой на внутренний потенциал и поддержку его окружения (обязательное включение в реабилитационный процесс воспитателей) [3; 4; 7]. Процесс сопровождения базируется на определенных принципах:
1) является мультидисциплинарным (взаимодействие всех специалистов учреждения);
2) обеспечивает приоритет интересов сопровождаемого (быть всегда на стороне ребенка);
3) независимость и автономность специалистов службы сопровождения (создание в условиях образовательного учреждения службы сопровождения в нашем случае — это Реабилитационная служба).
Специалисты в процессе сопровождения стремятся к расширению контактов, вовлечению в процесс взаимодействия достаточно широкого круга лиц, различных жизненно важных структур, обеспечивающих помощь детям. Это люди, с которыми ребенок связан непосредственно: воспитатели, специалисты учреждения, сверстники, специалисты различных служб, способные оказать ребенку конкретную помощь в восстановлении права на достойный образ жизни. Результатом сопровождения для детей старшего дошкольного возраста будет проведение консилиума о готовности к обучению в школе (т.е. сформированность достаточного уровня психического, социального, физического развития).
Соответственно, сопровождение выступает, как комплексный метод, обеспечивающий создание общих и специальных условий для принятия ребенком дошкольного возраста развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора при решении разнообразных проблем в процессе педагогической поддержки.
Изучение текущей оценки развития детей дошкольного возраста позволяет выявить их потребности на данном этапе процесса реабилитации, определить эффективность применения определенных методов, средств реабилитации, составить программу сопровождения. Итогом изучения текущей оценки развития является реализация социально-педагогического сопровождения, позволяющего предупредить появление рецидивов развития детей.
Литература:
- Воспитание и развитие детей в детском доме: Хрестоматия: Ред.-сост. Н.П. Иванова. — М.: АПО, 104 с.
- Барсукова О.В. Психологическая защита ребёнка дошкольного возраста от деструктивного влияния родителей: Дис…канд. псих. наук: — Ростов н/Д., 2000
- Басюк В.С. Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот, как условие компенсирования состояния психической депривации у детей-сирот: Дис…канд. пед. наук. — Иркутск, 2004
- Бережная О.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот, как средство их социализации: Дис.канд. пед. наук. — Ставрополь, 2005
- Бобылёва И.А. Педагогические условия постинтернатной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, лишённых родительского попечения: Дис.канд. пед. наук.- Владимир, 2000 — 188 с.
- Работа детского дома №19 г.Москвы как уполномоченной службы органов опеки и попечительства. Авторский коллектив: Терновская М.Ф., Бухман Е.В., Власова Е.В. и др., — М., 2001.
- Фролова Л.П. Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот в условиях учреждений интернатного типа: Дис.канд. пед. наук. — Москва, 2006