1. Общие требования безопасности
К работе в качестве водителей грузовых автомобилей допускаются работники не моложе 18 лет, имеющие удостоверение шофера.
На рабочем месте работник получает первичный инструктаж по безопасности груза, проверки знаний в объеме 1 группы по электробезопасности, теоретических знаний и приобретенных навыков безопасных основ работы.
Водитель, допускаемый к работам по транспортировке и перемещению сжиженных газов в баллонах под давлением, взрывоопасных, легковоспламеняющихся и других опасных и вредных веществ (кислот, щелочей и др.) должен пройти специальное обучение безопасности труда и иметь удостоверение на выполнение работ с повышенной опасностью.
Во время работы водитель проходит:
* проверку знаний безопасности труда — ежегодно;
* проверку знаний электробезопасности — ежегодно;
* повторный инструктаж по безопасности труда на рабочем месте — один раз в 3 месяца.
2. Требования безопасности перед началом работы
1. Перед началом работы водитель должен:
a) убедиться в наличии удостоверения на право управления автомобилем и о проверке знаний безопасных методов работы;
b) иметь при себе талон технического паспорта автомобиля и путевой (маршрутный) лист;
c) получить наряд — задание на выполнение работы и путевой лист, пойти инструктаж по специфике предстоящих работ и предрейсовый медицинский осмотр;
d) надеть спецодежду и спец. обувь установленного образца.
2. После получения наряда — задания водитель обязан:
проверить наличие медицинской аптечки, огнетушителя и комплекта инструментов;
в целях обеспечения безопасной и бесперебойной работы на линии проверить техническое состояние автомобиля, обратив внимание на исправность шин, тормозов, рулевого управления, болтов крепления карданного вала, исправность проводки фар, стоп-сигнала, указателей поворотов, звукового сигнала, контрольно-измерительных приборов, зеркал заднего вида;
провести ежемесячное техническое обслуживание и заправку автомобиля топливом, маслом, водой, антифризом в холодное время года и тормозной жидкостью, проверить уровень электролита в аккумуляторной батарее;
после заправки автомобиля топливом и маслом вытереть насухо все части машины, испачканные нефтепродуктами;
Пролитое во время заправки горюче-смазочное вещество убрать с помощью ветоши, песка и опилок;
проверить работоспособность и исправность двигателя на холостом ходу, осветительных и контрольно-измерительных приборов, а также проверить на малом ходу работу тормозов и рулевого управления;
предъявить автомобиль ответственному за выпуск технически исправных машин (механику) и получить отметку в путевом листе о технической исправности автомобиля.
3. Водитель не должен выезжать на линию при следующих нарушениях требований безопасности:
a) неисправностях механизмов и систем, при которых запрещается эксплуатация автомобиля;
b) несоответствие характеристик автомобиля характеристикам груза по объему, грузоподъемности, длине и другим параметрам;
c) отсутствие или неисправность осветительных приборов, зеркал заднего вида, сигнального устройства, огнетушителя;
Обнаруженные неисправности следует устранить собственными силами, а при невозможности сделать это водитель обязан сообщить о них лицу, ответственному за содержание автомобиля в исправном состоянии, а также лицу по надзору за безопасностью эксплуатации автомобилей.
3. Требования безопасности во время работы
1. По прибытию на объект, указанный в путевом листе, водитель обязан:
a) ознакомится с местом погрузки и разгрузки, убедиться в безопасности и удобстве подъездов, в достаточной освещенности площадки;
b) обратить внимание на качество дорожного покрытия и его состояние (наличие выбоин, луж, штырей, арматуры, а в холодное время года — снега и льда.
2. Во время работы водитель обязан:
a) выполнять маневрирование, только предварительно убедившись в безопасности маневра для окружающих пешеходов и в отсутствии помех для других транспортных средств;
b) перед выходом из кабины автомобиля выключить двигатель, включить стояночный тормоз и первую передачу, вынуть ключ из замка зажигания, а после выхода из кабины запереть дверцы;
c) убедиться в отсутствии движущихся транспортных средств в попутном и встречном направлении прежде чем выйти из кабины на проезжую часть;
d) подать автомобиль при сцепке к прицепу на минимально возможной скорости;
e) осуществлять сцепку автопоезда в одиночку в исключительных случаях с соблюдением указанной последовательности операций;
* затормозить прицеп стояночным тормозом;
* проверить исправность буксировочного устройства;
* подложить упоры под задние колеса прицепа;
* сцепить автомобиль и прицеп;
* закрепить страховочный трос прицепа за поперечную раму автомобиля;
* соединить разъемы гидравлической, пневматической и электрической систем автомобиля и прицепа;
f) находясь на линии, периодически проверять исправное состояние прицепа и буксировочного устройства;
g) при необходимости разгрузки самосвала у откоса, оврага или обрыва и отсутствие колесоотбойного бруса устанавливать не ближе 1 метра от края обрыва;
h) при управлении автомобилем с цистерной, заполненной менее чем на 3/4 ее объема, снижать скорость на поворотах до минимальной.
3. Для заливки горячей воды при разогревании двигателя следует использовать специальное ведро с носиком в верхней части, создающим направленную струю. При разогреве двигателя при помощи пара и горячего воздуха шланг необходимо присоединить к горловине радиатора и надежно закрепить.
4. При использовании калорифера для прогрева двигателя кабину автомобиля следует проветрить для удаления продуктов сгорания.
5. При выполнении ремонтных работ водитель обязан выключить двигатель, затормозить автомобиль стояночным тормозом и включить первую передачу.
6. При остановке на уклоне необходимо подложить под колеса не менее чем два противооткатных упора.
7. Неисправность системы питания следует устранять только после охлаждения двигателя, а засорившиеся топливопроводы и жиклеры продувать с помощью насоса.
8. Перед подъемом автомобиля домкратом следует удалить пассажиров из кабины, затормозить автомобиль стояночным тормозом, подложить противооткатные опоры под колеса, не подлежащие подъему, выровнять площадку под домкрат и подложить под него широкую подкладку из древесины.
9. Выполняя работы, связанные со снятием колес, водитель обязан подставить козелки, а под неснятые колеса — подставить противооткатные упоры.