КВАЛИМЕТРИЯ — НАУКА ОБ ИЗМЕРЕНИИ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

О. В. Якунина, Л.И. Святкина

Качество, как характеристика сущности объектов и их свойств,всегда имело и имеет для людей большое практическое значение. По­этому вопрос оценки качества был и остается одним из важнейших. Развитие международной торговли требовало классификации продук­ции по качественным категориям, а для этого надо было измерять не только отдельные свойства продукции, но количественно оценивать ее качество по совокупности всех основных потребительских свойств. В связи с этим в Европе и США в конце 19-начале 20 в. стали широко использовать методы оценки качества продукции с помощью баллов.

В январском номере 1968г. журнала «Стандарты и качество» бы­ла опубликована статья, где впервые квалиметрия была представлена как наука, в рамках которой изучается проблематика измерений ка­честв и разрабатывается методология и методы количественной оцен­ки качества объектов любой природы. В статье доказывалась принципиальная возможность выражать качество объекта одним количест­венным показателем, несмотря на множественность его различных свойств и признаков.

Начиная с 1979г. термин «квалиметрия» является стандартизо­ванным в ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основ­ные понятия. Термины и определения». Квалиметрия, зародившаяся и активно развивающаяся в нашей стране, теперь признается и осваива­ется специалистами зарубежных стран. Так, например, в США в ок­тябре 1997г. состоялся международный семинар по обучению менед­жеров использованию методологии и способов квалиметрии. При этом преподавались в основном российские наработки по теории ква­лиметрии, начиная с проведения оценивания качеств. Сейчас квали­метрия представляет собой относительно новую, но вполне сформи­ровавшуюся науку, знание которой необходимо работникам, зани­мающимся оценкой и управлением качеством различных объектов.

Квалиметрия — это наука об измерении и количественной оценке качества всевозможных предметов и процессов. Она является частью качествоведения — комплексной науки о качестве, состоящей из ква- линтологии, т.е. общей теории качества, квалиметрии и учений об управлении качеством, в которых рассматриваются организационные, экономические и иные методы и средства влияния на качество объек­тов с целью повышения их способности удовлетворять существующие и будущие потребности людей.

Структура квалиметрии состоит из трех частей:

— общая квалиметрия или общая теория квалиметрии, в которой рассматриваются проблемы и вопросы, а также методы измерения и оценивания качеств;

—      специальные квалиметрии больших группировок объектов, на­пример, квалиметрии продукции, процессов, услуг, социального обес­печения, среды обитания и т.д. вплоть до качества жизни людей;

—      предметные квалиметрии отдельных видов продукции, процес­сов и услуг, такие как квалиметрия машиностроительной продукции, строительных объектов, квалиметрия нефтепродуктов, труда, образо­вания и т.д.

В понятие о качестве объекта потребления включены как объек­тивные свойства, так и субъективные оценки полезности объекта, предназначенного для потребления или уже потребляемого людьми. Фактически квалиметрическими методами качество объекта оценива­ется одним обобщенным показателем. Этим доказывается, что качест­во — это совокупная характеристика сущности объекта, обусловленная его свойствами и признаками. Так как качество объекта проявляется в первую очередь через его свойства, то считается, что для оценки каче­ства необходимо:

  • определить перечень тех свойств, совокупность которых в дос­таточно полной мере характеризует качество;
  • измерить свойства, т.е. определить их численные значения;
  • аналитически сопоставить полученные данные с подобными ха­рактеристиками другого объекта, принимаемого за образец или эталон качества.

Полученный результат будет с достаточной степенью достовер­ности характеризовать качество исследуемого объекта.

По итогам квалиметрических оценок производят:

1)   оптимизацию показателей свойств и качества в целом;

2)     прогнозирование качества продукции;

3 Определение уровня и запаса конкурентоспособности как сово­купной оценки уровней качества и цены продукции или услуги и мно­гое другое.

Квалиметрия является, во-первых, актуальной и базисной для других сопряженных наук, направленных на решение проблем управ­ления качеством. Во-вторых, квалиметрия все еще нуждается в разви­тии и использовании при принятии управленческих решений в отно­шении качества чего-либо.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector