ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ В СКЛАДИРОВАНИИ.

А.И. Кондратьева, С.А. Голик

Склады — это здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приёмки, размещения и хранения, поступивших на них товаров, подготовки из к потреблению и отпуску потребителю.

Склад в логистике используется только тогда, когда это позволя­ет улучшить показатели сквозного процесса. Таким образом, роль склада заключается в создании условий для оптимизации материаль­ного потока.

Существует множество видов складов. В широком диапазоне варьируются размеры складов: от небольших помещений общей пло­щадью в несколько сотен квадратных метров до складов-гигантов, по­крывающих площади в сотни тысяч квадратных метров. Различаются склады и по высоте укладки грузов. В одних груз храниться не выше человеческого роста, в других необходимы специальные устройства, способные поднять и точно уложить в ячейку на высоте 24м. и более.

Склады могут иметь разные конструкции: размещаться в отдель­ных помещениях (закрытые), иметь только крышу или крышу и одну, две или три стены (полузакрытые). Некоторые грузы хранятся вооб­ще вне помещений на специально оборудованных площадках, в так называемых открытых складах. Различаются склады по степени ме­ханизации складских операций: немеханизированные, комплексно- механизированные, автоматизированные и автоматические. Сущест­венным признаком классификации складов является возможность доставки и вывоза груза с помощью железнодорожного или водного транспорта. В соответствии с эти различают: пристанционные или портовые склады (расположенные на территории ж/д станции или порта), прирельсовые (имеющие подведенную ж/д ветку для подачи и уборки вагонов) и глубинные.

Технология выполнения погрузочно-разгрузочных работ на скла­де зависит от характера груза, от типа транспортного средства, а так­же от вида используемых средств механизации. Для хранения товара на складе укладывают в штабели или размещают на стеллажах: по­лочных или набивных. Набивные стеллажи не имеют между собой проходов, заезд складской техники производится непосредственно внутрь стеллажа, поэтому их называют также проездными или про­ходными. Удобными являются гравитационные стеллажи, в которых товар подается к месту выемки автоматически, под действием силы тяжести.

Стеллажи заметно удорожают хранение товара, особенно дороги гравитационные стеллажи. Поэтому обычно делается технико- экономическое обоснование приобретения и установки стеллажей. Необходимость стеллажей тем больше, чем выше высота склада и шире ассортимент хранящегося товара. Паллетные стеллажи с роли­ками, встроенными в полку, позволяют на практике осуществлять принцип хранения «первый пришел — первый ушел». Также позволя­ют складировать товары в небольших коробках на значительной глу­бине. Работники склада не прикладывают дополнительных усилий, передвигая ящики по таким полкам.

На складе в обязательном порядке предусматриваются зазоры между элементами конструкций зданий и размещенным на хранение товаром. Эти зазоры обеспечивают циркуляцию воздуха и доступ к товару. На складе может быть выбрана одна из множества сущест­вующих схем хранения товара, либо одновременно могут применять­ся несколько способов хранения в соответствии с его индивидуаль­ными особенностями: сортовой, партионный, партионно-сортовой, по наименованиям, по принципу однородности, в зависимости от размера и веса, по специфическим свойствам товаров, например, по степени опасности. Под сортом товара понимается его градация по одному или нескольким показателям качества. При сортовом способе хранения товары разной сортности размещают отдельно друг от друга. При пар­тионном способе каждая пария товара, поступившая на склад по од­ному транспортному документу, хранится отдельно. При партионно- сортовом способе хранения каждая партия товаров, поступивших на склад, хранится обособленно, а внутри партии товары размещаются отдельно по сортам.

Температура, влажность, освещение образуют режим хранения, который устанавливается нормативно-техническими документами, в частности, государственными стандартами. При размещении товара на хранение рекомендуется использовать так называемое правило Па- рето, согласно которому примерно 20% наименований товара состав­ляют 80% грузооборота. Исходя из этого, формируется так называе­мая «горячая зона» вблизи проходов (проездов), в которой и размеща­ется наиболее часто отпускаемый товар. Тем самым минимизируются затраты времени на перемещение персонала склада и подъёмно- транспортной техники при отпуске товара, снижается трудоемкость складских работ и уменьшаются общие затраты на складскую перера­ботку товара. Сокращение затрат времени на перемещение отборщика между местами хранения товара очень важно, поскольку именно они составляют большой удельный вес в трудозатратах персонала склада. Менее часто отпускаемый товар размещается в так называемой «теп­лой зоне». Товары эпизодического спроса, еще его называют «спя­щим» или даже «мертвым»(если он не был востребован в течении го­да), а размещается товар в»холодной зоне» склада. Особую зону целе­сообразно выделить и для хранения резервного запаса(если он форми­руется). Затраты времени на отбор значительно сокращаются при ис­пользовании адресной системы хранения, когда каждой группе товара присваивается код, состоящий из буквенных и цифровых (или только цифровых) обозначений порядкового номера стеллажа, порядкового вертикальной секции стеллажа, порядкового номера полки. Адреса хранения товара указываются на конструктивных элементах стелла­жей, на полу, на потолке или на подпотолочных указателях.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector