А.И. Кондратьева, С.А. Голик
Склады — это здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приёмки, размещения и хранения, поступивших на них товаров, подготовки из к потреблению и отпуску потребителю.
Склад в логистике используется только тогда, когда это позволяет улучшить показатели сквозного процесса. Таким образом, роль склада заключается в создании условий для оптимизации материального потока.
Существует множество видов складов. В широком диапазоне варьируются размеры складов: от небольших помещений общей площадью в несколько сотен квадратных метров до складов-гигантов, покрывающих площади в сотни тысяч квадратных метров. Различаются склады и по высоте укладки грузов. В одних груз храниться не выше человеческого роста, в других необходимы специальные устройства, способные поднять и точно уложить в ячейку на высоте 24м. и более.
Склады могут иметь разные конструкции: размещаться в отдельных помещениях (закрытые), иметь только крышу или крышу и одну, две или три стены (полузакрытые). Некоторые грузы хранятся вообще вне помещений на специально оборудованных площадках, в так называемых открытых складах. Различаются склады по степени механизации складских операций: немеханизированные, комплексно- механизированные, автоматизированные и автоматические. Существенным признаком классификации складов является возможность доставки и вывоза груза с помощью железнодорожного или водного транспорта. В соответствии с эти различают: пристанционные или портовые склады (расположенные на территории ж/д станции или порта), прирельсовые (имеющие подведенную ж/д ветку для подачи и уборки вагонов) и глубинные.
Технология выполнения погрузочно-разгрузочных работ на складе зависит от характера груза, от типа транспортного средства, а также от вида используемых средств механизации. Для хранения товара на складе укладывают в штабели или размещают на стеллажах: полочных или набивных. Набивные стеллажи не имеют между собой проходов, заезд складской техники производится непосредственно внутрь стеллажа, поэтому их называют также проездными или проходными. Удобными являются гравитационные стеллажи, в которых товар подается к месту выемки автоматически, под действием силы тяжести.
Стеллажи заметно удорожают хранение товара, особенно дороги гравитационные стеллажи. Поэтому обычно делается технико- экономическое обоснование приобретения и установки стеллажей. Необходимость стеллажей тем больше, чем выше высота склада и шире ассортимент хранящегося товара. Паллетные стеллажи с роликами, встроенными в полку, позволяют на практике осуществлять принцип хранения «первый пришел — первый ушел». Также позволяют складировать товары в небольших коробках на значительной глубине. Работники склада не прикладывают дополнительных усилий, передвигая ящики по таким полкам.
На складе в обязательном порядке предусматриваются зазоры между элементами конструкций зданий и размещенным на хранение товаром. Эти зазоры обеспечивают циркуляцию воздуха и доступ к товару. На складе может быть выбрана одна из множества существующих схем хранения товара, либо одновременно могут применяться несколько способов хранения в соответствии с его индивидуальными особенностями: сортовой, партионный, партионно-сортовой, по наименованиям, по принципу однородности, в зависимости от размера и веса, по специфическим свойствам товаров, например, по степени опасности. Под сортом товара понимается его градация по одному или нескольким показателям качества. При сортовом способе хранения товары разной сортности размещают отдельно друг от друга. При партионном способе каждая пария товара, поступившая на склад по одному транспортному документу, хранится отдельно. При партионно- сортовом способе хранения каждая партия товаров, поступивших на склад, хранится обособленно, а внутри партии товары размещаются отдельно по сортам.
Температура, влажность, освещение образуют режим хранения, который устанавливается нормативно-техническими документами, в частности, государственными стандартами. При размещении товара на хранение рекомендуется использовать так называемое правило Па- рето, согласно которому примерно 20% наименований товара составляют 80% грузооборота. Исходя из этого, формируется так называемая «горячая зона» вблизи проходов (проездов), в которой и размещается наиболее часто отпускаемый товар. Тем самым минимизируются затраты времени на перемещение персонала склада и подъёмно- транспортной техники при отпуске товара, снижается трудоемкость складских работ и уменьшаются общие затраты на складскую переработку товара. Сокращение затрат времени на перемещение отборщика между местами хранения товара очень важно, поскольку именно они составляют большой удельный вес в трудозатратах персонала склада. Менее часто отпускаемый товар размещается в так называемой «теплой зоне». Товары эпизодического спроса, еще его называют «спящим» или даже «мертвым»(если он не был востребован в течении года), а размещается товар в»холодной зоне» склада. Особую зону целесообразно выделить и для хранения резервного запаса(если он формируется). Затраты времени на отбор значительно сокращаются при использовании адресной системы хранения, когда каждой группе товара присваивается код, состоящий из буквенных и цифровых (или только цифровых) обозначений порядкового номера стеллажа, порядкового вертикальной секции стеллажа, порядкового номера полки. Адреса хранения товара указываются на конструктивных элементах стеллажей, на полу, на потолке или на подпотолочных указателях.