к постановке проблемы о педагогической афористике

Государственная безграничность и распространенность во време­ни афористики, вида словесного искусства, характеристики, говорящие сами за себя. От мудрых изречений древних греческих и римских филосо­фов, поэтов, врачей, полигиков через века, насыщенные различными со бытиями, до нашего времени времени научно-технического прогресса, различных реформ во всех сферах человеческой жизни, — афористика прошла и осталась живым и одним из любимейших видов творчества. Ведь именно афористика, в отличие от других видов словесного искусства (поэзии, прозы) в форме кратких, лаконичных, очень выразительных и за­конченных по смыслу выражениях сообщает какое-либо миросозерца­тельное, философское, нравственное или другое суждение, сконцентриро­вав в нем жизненный опыт. Опираясь на содержание, афористика в боль­шей степени работает не с образом, а с мыслью, побуждая к рассуждени­ям, обобщениям, способствуя возникновению различных ассоциаций и идей.

Являясь видом словесного искусства, афористика одновременно является и наукой, включающей в себя всю совокупность знаний об афо­ризмах.

Афоризм — основная единица афористики. Существующие до сих пор разногласия между литературоведами в толковании слова «афоризм» не дают достаточно четкого и определенного смыслового понятия этого термина. Гак. учитывая нормативность справочной литературы, читаем: »Афоризм — обобщенная мысль, выраженная в лаконичной, художествен­ной заостренной форме» (Литературно-энциклопедический словарь, 1987); «Афоризм — обобщенная, глубокая мысль определенного автора, выра­женная в лаконичной, отточенной форме, отличающаяся выразительно­стью и явной неожиданностью суждения» (Словарь Литературоведческих Терминов. 1974); «Афоризм — устойчивое изречение, содержащее обоб­щенную и законченную мысль о каком-либо явлении действительности и выраженное в краткой, лаконичной форме». (Русский Язык. Энциклопе­дия, 1979).

В монографии II.Т. Федоренко и Л.И. Сокольской «Афористика» (1990) находим определение, принадлежащее авторам: «Афоризм — крат­кое, глубокое по содержанию и законченноеги в смысловом отношении суждение, принадлежащее определенному автору и заключенное в образ­ную, легко запоминающуюся форму».

Кгпсое из определений больше всего соответствует истине — про­блема. решением которой должны заниматься специалисты — филологи, языковеды и литературоведы, разбираясь в языковых тонкостях.

Пас же вопрос об афористике заинтересовал в связи с появивши­мися исследованиями по этнопедагогической афористике (См.: Цаллагова З.Б. Этнонедагогическая афористика. // Магистр.- 1996, №6.- С. 70-78).

Прежде, чем говорить об тгнопедагоги ческой афористике (этно — принадлежащий племени, народу) как важной части этнонедагогики — «педагогики, идейно близкой народу и служащей его духовно- нравственному возрождению «. Имеет смысл выяснить: не содержит ли в себе противоречие словосочетание «этнопедагогическая афористика4‘ и что это за явление — педагогическая афористика. Возникают и другие во­просы. Например, педагогическая афористика — это составная часть науки афористики или одна из разновидностей афористики как вида словесного искусства? Если педагогическая афористика — составная часть науки афо­ристики, то должна ли она отражать ее характерные черты, предмет, об­ширную информацию, понятийный аппарат и т.д., являясь одновременно и частью науки педагогики.

Если педагогическая афористика одна из разновидностей афори­стики • вида словесного искусства, подобно философской, политической, социальной и т.п., подчиняясь жанровым и стилистическим особенностям афористики. ее языковым границам, должно ли иметь при этом свои спе­цифические особенности (в частности, воспитательные, образовательные, обучающие, развивающие, формирующие)? Что считать единицей педаго­гической афористики? Что отнести к педагогическим афоризмам? Если основной единицей афористики является афоризм, значит, единицей педа­гогической афористики будет являться педагогический афоризм, т.е. краткое мудрое высказывание, отражающее суть педагогических явлений, имеющее нравственную и воспитательную силу, влияющее на формирова­ние духовных запросов и моральных устоев людей. Должен ли педагоги­ческий афоризм при этом принадлежать какому-либо определенному ав­тору или имеет право включать в себя любое краткое и мудрое изречение (например, пословицы, поговорки, клятвы и т.п.)? Нельзя обойти и харак­тер педагогической афористики. Не будет ли он дублировать характер афористики в целом, ведь все, что касается жизни и деятельности человека в обществе и мире, отражает его нравственные, духовные устои и имеет определенную образовательную и воспитательную силу, воздействуя на сознание людей.

Основываясь на вышеизложенном, надеемся , что решение вычле­ненных проблем поможет более полному раскрытию предмета исследова­ния педагогической афористики.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector