Формирование государственных органов власти в годы первых пятилеток (промышленность)

 

Формирование государственных органов власти в годы первых пятилеток (промышленность).

В мае 1929 года Пятый съезд Советов СССР после неоднократных пересмотров в сторону ужесточения и ускорения принял вариант первого пятилетнего плана. Четырнадцатый съезд партии через год провозгласил ускорение темпов социалистического строительства («пятилетку за четыре года»). В промышленности административный способ распределения ресурсов подменил собой планирование. Это было результатом противоречий между плановыми показателями и реальной возможностью их выполнения.

Важнейшим инструментом управления централизованной экономикой стало планирование. В начале 20-х гг. планирование распространялось на отдельные отрасли народного хозяйства. В 1925 году были составлены контрольные цифры для народного хозяйства в целом. В 1929 году был принят первый перспективный (пятилетний) план развития. С этого времени «косвенное регулирование» вытесняется элементами непосредственного управления. Нарастают элементы натурализации, и рыночные, денежные формы превращаются в «непосредственную форму материального плана». План-директива стал противопоставляться плану-прогнозу.

Хозяйственный кризис 1925 года (срыв хлебозаготовок) привел к нарастанию планово-регулирующих элементов в экономике. Сам процесс ликвидации кризиса складывался из комплекса мер планово-административного воздействия (сокращение кредитования, регулирование цен, вытеснение частной торговли и т.п.). В условиях реконструктивного периода появилась необходимость повернуть  предприятие «лицом к плану», причем не в порядке частичного корректива, как это было сделано в 1927 году (во втором декрете о трестах им вменялось обязанность ориентироваться на плановые показатели), а более основательно. Организованные формы хозяйствования (тресты, синдикаты, картели) с 1929 года стали ориентироваться исключительно на план. Реорганизация управления промышленностью, проводимая в 1929 году, учитывала это обстоятельство.

Еще в 1927 году был реорганизован аппарат ВСНХ: вместо единого центрального управления государственной промышленностью (с его директорами-отделами) были созданы отраслевые главные управления. На них опиралась в своей деятельности планово-экономическое управление. Сложилась трехзвенная система управления: главк – трест — предприятие. директор предприятия действовал по доверенности и от имени треста, участвовал в работе треста по составлению производственных планов. С 1929 года центр оперативного управления перемещается с треста на предприятие. Расширились пределы заводского и цехового хозяйствования (по положению 1927 года хозрасчетным был только трест). Система синдикатов упразднялась, вместо них создавались отраслевые (союзные и республиканские объединения, областные тресты и районные промышленные комбинаты).

ВСНХ продолжал руководить общесоюзной и республиканской (через республиканские СНХ) промышленностью, кустарной промышленностью, осуществлял регулирование снабжения и сбыта, планирование. С 1930 года от ВСНХ стали отделяться самостоятельные отрасли упрвления: пищевая промышленность (отошла к Наркомторгу), в 1932 году легкая промышленность (к Наркомлегпрому), лесная и лесообрабатывающая промышленность (к Наркомлеспрому). Сам ВСНХ преобразуется в Наркомтяжпром, местные совнархозы – в наркоматы легкой промышленности и областные (краевые) управления.

Семнадцатый съезд партии в начале 1934 года сформировал основные задачи по реконструкции хозяйственного и управленческого аппарата в новых условиях: разукрупнение наркоматов, чистка госаппарата и партии, разукрупнение профсоюзных объединений. Была ликвидирована функциональная система управления экономикой, вместо нее устанавливался производственно-территориальный принцип управления, при котором усилилась влияние отраслевых центральных ведомств. Со второй половины 30-х гг. начинается изменяться внутренняя структура наркоматов, из основными органами становятся главки. СНК в июле 1936 года принимает постановление «О хозрасчетных правах главных управлений промышленных наркоматов», которым главкам наряду с управленческими функциями придавались сбытоснабженческие хозрасчетные функции.

Формирование командно-административной системы оказалось сложным и длительным процессом, которым нередко содержал взаимоисключающие черты и тенденции (централизация – децентрализация, ужесточение регулирования – либерализация и п.т.). Основным итогом ее становления стали сращивание государственного и партийного аппаратов, установление приоритетов плановых и распределительных функций хозяйствования, унификация правовой системы и правоприменительной практики.     

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector