Функции налогов

 

Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение налога как инструмента. Стоимость основа распределения  и перераспределения доходов через налоги.

Классики экономической теории Рекардо и Смит видели в налоге только фискальную функцию (наполнение доходов казны).

Вагнер: исходит из социально-политической теории налога и его функции. Он говорил, что налоговая политика должна преследовать не только фискальные ,но и социально-политические цели.

1)         Распределительная функция выражает сущность налога как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов. С помощью налогов государство распределяет часть прибыли предприятий, ИП, граждан сначала концентрируя средства в бюджете, а затем отправляя их на решение социальных и производственных проблем, на финансирования отдельных программ.

Эклунг «Шведская модель»

2)         Основная функция налогообложения (фискальная функция) через эту функцию реализуется главное предназначение налога ,формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства и аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных  или целевых государственных программ.

3)         Регулирующая функция (иногда называют стимулирующая, социальная и т.д.)

а) Заключается и стимулирование или ограничение тех или иных производств в реализации тех или иных работ, услуг, в осуществлении тех или иных расходов в соответствии с государственными интересами (льготы на обучение, приобретение жилья).

б) Налоги используются государством как средство регулирования экономики в том числе путем целевого воздействия на отдельные категории налогоплательщиков или видов деятельности через установление налоговых льгот ,снижение налоговых ставок, а также путем увеличения или уменьшения налогового бремени (на прибыль с 24% до 20%; по доходам физических лиц,- 400руб.)

в) она предполагает влияние налогов на инвестиционный процесс, спад или рост производства, а также его структуру. Суть этой функции заключается в том, что налогами облагаются ресурсы, направляемые, на накопление производственных фондов освобождаются от налогообложения. Поэтому данная функция имеет несколькие составляющие (подфункции)

·                         Стимулирующая подфункция подразумевает систему льгот и освобождений

·                         Дестимулирующая посредством налогообложения ограничить развитие какого-то бизнеса, приостановить вывоз капитала из страны

·                         Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств восстановления использованных для………..

Независимо от методических подходов к функциям налогов очевидно ,что налог существует для получения средств и не должен ограничивать или угнетать источник этих средств.

4)         Контрольная функция через налоги  государство осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организации и граждан, а также за источником доходов и расходов.

Благодаря денежной оценки сумм налогов возможно количественно отражение налоговых поступлений по видам налогов, по уровням бюджетов, а также в территориальном разрезе, т.е. по регионам и муниципалитетам. Поэтому можно сопоставить показатели налогов доходов государства с его потребностями финансовых ресурсов.

Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы и обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками.

Через контрольную функцию налогообложения выявляющая необходимость внесения изменения в налоговую систему и бюджетную политику.

Иногда выделяют социальную функцию налога. Рост налога на доходы физических лиц снижает покупательную способность населения и таким образом негативно воздействует на уровень его жизни.

Иногда выделяют поощрительную функцию, т.е. порядок налогообложение может отражать признание государством особых заслуг определенных граждан перед обществом (23 глава льготы участников и инвалиды великой отечественной войны).

Понятие налога (статья 8 НК)

Постановление конституционного суда 11 ноября 1996 №16.

Налоговый платеж – основанное на знание денежной форме отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемого в том числе на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальности, безвозмездности. (определение по конституции)

Признаки налога:

1.          императивно-обязательный характер налога. Уплата налога является конституционно-правовой обязанностью. (Сравниваем налог с добровольными взносами). Налогоплательщик не имеет право отказаться от уплаты налога. Налоги не предполагают каких-либо форм кредитования государства, налогообложение носит безвозвратный характер

В сфере налогообложения властвует императивный метод правового регулирования или метод властных предписаний. Имеются предписания конституционного суда

Налоговое отношение носит односторонний характер

2.           Индивидуальный безвозмездный характер налога. Уплата налога не пораждает встречной обязанности государства совершить в пользу данного конкретного налогоплательщика определенные действия.

Налоговые отношения лишены элементов эквивалентности.

Данный признак отличает налоги от сборов, носящих частично возмездный и эквивалентный характер.

3.          Денежный характер налога.

Бюджет – фонд денежных средств.

Зачетные схемы между государством и организациями (бюджетными)

Уплата производится в наличной и безналичной формах. Налог д.б. уплачен засчет средств, принадлежащих налогоплательщикам на основе права собственности хозяйственного ведения или оперативного управления, т.е. носит личный характер.

Возможность уплаты налога одним лицом за другое ограничивается случаями, прямо указанными в НК.

 — налоговые агенты

 — правопреемники в случае реорганизации и др.

4.          Публично-нецелевой характер налога

Подавляющее большинство налоговых платежей в виде бюджетного финансирования возвращающееся обратно в общество. Поэтому неуплата налога нарушает интересы не только, государства, но и третьих лиц

Налоговые платежи обеспечивают не конкретные расходы государства ,а их общую совокупность ,т.е. налоговые платежи при внесении в бюджет не имеют целевого назначения. Поэтому совершение государственных расходов не д.б. обусловлено поступлению отдельных налоговых платежей. Единый социальный налог – исключение.

Понятие сбора

Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организации и физических лиц ,уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления ,иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Признаки

·                         Обязательный взнос (наличный, безналичный и т.д.)

·                         Взимается с организаций и физических лиц

·                         Особым видом сбором выступает Госпошлина – обязательный и действующий на всей территории РФ платеж ,взимаемый ,за совершения юридически значимых действий, либо выдачу документов уполномоченных на то органами и должностными лицами.

Сущность сбора: компенсация затрат государства, на предоставление услуг плательщика сбора

Уплатив сбор плательщик вправе требовать в предоставление услуг от государства ,в том числе в судебном порядке.

Различия:

1.          налоги – регулярное взимание

сбор – нет потребности, нет сбора.

2.          Налог – только в денежной форме

Сбор – в различных формах.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector