Материалы к выступлению В.И.Решетникова на Ассамблее начальников железных дорог 2-4 сентября 2010 года по вопросу: «О проекте Стратегии развития холдинга «РЖД» на период до 2030 года и основных приоритетах его развития на среднесрочный период до 2015 года»

 

Одним из ключевых факторов эффективности и конкурентоспособности современных компаний является наличие долгосрочной стратегии, определяющей основные направления развития. Это особенно важно для Холдинга «РЖД», который находится в стадии активного реформирования и позиционирования на рынке в новых условиях работы железнодорожного транспорта.

Стратегия холдинга «РЖД» основывается на Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года.

В Стратегии холдинга «РЖД» сформулированы долгосрочные цели его развития, предусмотрены мероприятия по расширению рыночного потенциала, росту его конкурентоспособности, повышению доходности и эффективности производственно-хозяйственной деятельности.

Исходя из государственных приоритетов развития железнодорожного транспорта и необходимости повышения эффективности, как рыночной структуры, в Стратегии холдинга «РЖД» определена его миссия. Она заключается в эффективном развитии конкурентоспособного на российском и мировом рынках транспортного бизнеса с учетом реализации ответственности национального перевозчика и владельца железнодорожной инфраструктуры.

Стратегия будет реализовываться через достижение стратегических целей, сформированных с учетом требований основных стейкхолдеров Холдинга.

На слайде Вы видите ключевые проблемы, требующие системного решения в рамках долгосрочного развития холдинга «РЖД».

Мы сталкиваемся с ними в своей ежедневной работе. Это высокий уровень морального и физического износа основных фондов, значительное технико-технологическое отставание от мировых аналогов, необходимость роста конкурентоспособности и улучшения результатов производственной деятельности и недостаточность финансовых и инвестиционных ресурсов.

Для решения данных проблем и динамичного развития Стратегией предусматривается обновление бизнес-модели и соответствующей ей системы управления, переход на управление по видам бизнеса, что позволит определить четкие приоритеты в развитии бизнесов.  

В соответствии  с таким подходом сформирована финансовая модель Холдинга по видам бизнеса на долгосрочный период.

В соответствии с полученной моделью Холдинг без существенного повышения эффективности бизнеса и без серьезной государственной поддержки будет иметь острый дефицит денежных средств для финансирования инвестиционных программ.

Эти проблемы связаны с целым рядом причин:

— во-первых, мы ожидаем восстановления объемов грузовых перевозок на докризисный уровень в 2013-2014 году;

— во-вторых, недостаточная индексация грузовых тарифов приводит к существенному ограничению прибыльности нашей работы;

— в-третьих, большинство наших дочерних обществ являются поставщиками ОАО «РЖД» и в условиях дефицита средств у головной компании они сталкиваются с серьезным падением доходов и прибыли;

— в-четвертых, у нас сохраняются проблемы с отсутствием полной компенсации государством всех выпадающих доходов от регулирования тарифов и предоставления льгот.

Анализ финансовой модели дал основания наметить четыре крупных направления решения проблем:

— первое – рост эффективности всех видов деятельности Компании и существенная оптимизация затрат;

— второе – повышение доходности от нашего основного бизнеса по перевозкам грузов и связанных с этим дополнительных услуг, выход на смежные сегменты деятельности, в СНГ;

— третье – повышение требовательности к эффективности и динамике развития наших дочерних компаний и повышение уровня управления ими;

— четвертое – и одно из важнейших направлений – выработка объективной модели государственного регулирования, реформирования и государственной поддержки отрасли.

Для ликвидации дефицита денежного потока ОАО «РЖД» необходимо реализовать комплекс оптимизационных мер в размере порядка 1,1 трлн. рублей на период до 2015 года (а в целом по Холдингу – 1,4 трлн. руб.). Эта сумма и определяет целевое задание по сокращению издержек и росту доходов для Холдинга.

Ключевым вопросом наших собственных мероприятий по реализации стратегии является выработка программ по снижению расходов по основной деятельности. Мы ставим задачу снизить себестоимость перевозок к 2015 году на 15% к уровню 2008 года в сопоставимых ценах при росте производительности труда в Холдинге на 30%. При этом в соответствии с финансовой моделью полученная экономия текущих расходов не будет изыматься из ОАО «РЖД», а пойдет на финансирование капитального ремонта и ликвидацию просроченных километров пути и локомотивов, на увеличение инвестиций, а также на поддержание конкурентоспособного уровня оплаты труда работников на уровне в 1,4 раза выше, чем в среднем по стране.

У нас уже есть практические примеры по оптимизации производственной деятельности. Созданные в рамках структурной реформы ДЗО ОАО «РЖД» в течение первых нескольких лет работы проводили серьезную работу по оптимизации структуры активов, оптимизации численности и сокращению расходов, что привело к улучшению результатов их работы. Давление рынка и необходимость обеспечивать прибыльность создали нужные стимулы для повышения эффективности!

В стратегии указаны основные программы повышения эффективности, которые должны быть разработаны в ближайшее время. Выработка соответствующих программ и планов мероприятий должна вестись с использованием инструментов бережливого производства и менеджмента качества.

 Кроме того, Стратегия определяет ключевые задачи и целевые параметры инновационного развития, повышения кадрового потенциала, совершенствования техники и технологий. Все это направлено на рост финансовой устойчивости и повышение производительности и эффективности.

 Проектам, направленным на оптимизацию производственных процессов, будет отдаваться приоритет при реализации инвестиционных программ Холдинга.

Не менее значимой стратегической задачей Холдинга является опережающий рост масштабов бизнеса и доходов. Инициативы по росту доходов должны быть направлены и на увеличение доходности перевозок и на развитие доходных видов бизнеса и стратегических поставщиков. Целью Холдинга при решении этой задачи является получение за период 2010–2015 гг. дополнительного денежного потока в размере 300 млрд. рублей.

Кроме того, для обеспечения безубыточных денежных потоков также необходима продажа части акций ДЗО ОАО «РЖД», за счет которой будет получено 0,1 трлн. рублей и увеличение долговой нагрузки на Холдинга в размере 700 млрд. рублей.

Реализация Холдингом данных мероприятий позволит существенно улучшить финансовое состояние и производственную деятельность, однако выход на бездефицитные результаты работы невозможен без получения государственной поддержки. Минимально необходимая государственная поддержка операционной деятельности и развития железнодорожного транспорта в социально-значимых сегментах рынка на период до 2015 года оценивается в размере 1,2 трлн. рублей.

На слайде представлены ключевые приоритеты в области взаимодействия с государством, влияющие на нормализацию финансового состояния и обеспечение источников инвестиций холдинга «РЖД» на период до 2015 года.

Нашей задачей при решении данных вопросов является продуктивное взаимодействие с государственными органами власти, подготовка экономически и технологически обоснованных предложений и проектов законодательных, нормативных актов.  Ответственность за данное направление деятельности на федеральном и региональном уровне несут соответствующие подразделения корпоративного центра.

При реализации запланированных мероприятий по совершенствованию регуляторной среды и формированию механизмов государственной поддержки до 2015 года будет создана надежная база для эффективного развития холдинга «РЖД» в долгосрочной перспективе.

Для реализации данного подхода к ликвидации дефицита денежного потока, Холдинг продолжит переход к модели управления по видам бизнеса. Это позволит повысить стоимость Холдинга за счет сохранения и включения в портфель бизнесов, создающих синергетический эффект и увеличивающих стоимость, и выведения из портфеля бизнесов, ее «разрушающих».

Учитывая, что в целевом портфеле Холдинга содержатся бизнесы, имеющие специфические особенности и требующие дифференцированных подходов к управлению, все виды бизнеса классифицируются на три группы:

К ядру относятся виды бизнеса, непосредственно обеспечивающие реализацию Миссии, и к которым применяются специальные требования государства в сфере железнодорожного транспорта. Виды бизнеса ядра закрепляют основную специализацию Холдинга – предоставление услуг инфраструктуры и железнодорожные перевозки. Главное требование для включения бизнесов в группу — наличие нормативно-правовой базы, налагающей обязательства на холдинг «РЖД» осуществлять такие виды деятельности на публичной основе. Главная цель бизнесов ядра — реализация Миссии Холдинга и выполнение специальных требований государства, при этом бизнесы должны стремиться к обеспечению рентабельной работы и максимизации отдачи на инвестиции.

К этой группе бизнесов относятся: грузовые перевозки, пассажирские перевозки в дальнем следовании, перевозки пассажиров в пригородном сообщении, предоставление железнодорожной инфраструктуры для осуществления перевозок, включая диспетчеризацию, услуги вокзалов и пассажирских станций, перевозки багажа, грузобагажа, почты и экспресс-доставка ценных грузов поездами дальнего следования, перевозки высокоскоростными поездами.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
",css:{backgroundColor:"#000",opacity:.6}},container:{block:void 0,tpl:"
"},wrap:void 0,body:void 0,errors:{tpl:"
",autoclose_delay:2e3,ajax_unsuccessful_load:"Error"},openEffect:{type:"fade",speed:400},closeEffect:{type:"fade",speed:400},beforeOpen:n.noop,afterOpen:n.noop,beforeClose:n.noop,afterClose:n.noop,afterLoading:n.noop,afterLoadingOnShow:n.noop,errorLoading:n.noop},o=0,p=n([]),h={isEventOut:function(a,b){var c=!0;return n(a).each(function(){n(b.target).get(0)==n(this).get(0)&&(c=!1),0==n(b.target).closest("HTML",n(this).get(0)).length&&(c=!1)}),c}},q={getParentEl:function(a){var b=n(a);return b.data("arcticmodal")?b:(b=n(a).closest(".arcticmodal-container").data("arcticmodalParentEl"),!!b&&b)},transition:function(a,b,c,d){switch(d=null==d?n.noop:d,c.type){case"fade":"show"==b?a.fadeIn(c.speed,d):a.fadeOut(c.speed,d);break;case"none":"show"==b?a.show():a.hide(),d();}},prepare_body:function(a,b){n(".arcticmodal-close",a.body).unbind("click.arcticmodal").bind("click.arcticmodal",function(){return b.arcticmodal("close"),!1})},init_el:function(d,a){var b=d.data("arcticmodal");if(!b){if(b=a,o++,b.modalID=o,b.overlay.block=n(b.overlay.tpl),b.overlay.block.css(b.overlay.css),b.container.block=n(b.container.tpl),b.body=n(".arcticmodal-container_i2",b.container.block),a.clone?b.body.html(d.clone(!0)):(d.before("
"),b.body.html(d)),q.prepare_body(b,d),b.closeOnOverlayClick&&b.overlay.block.add(b.container.block).click(function(a){h.isEventOut(n(">*",b.body),a)&&d.arcticmodal("close")}),b.container.block.data("arcticmodalParentEl",d),d.data("arcticmodal",b),p=n.merge(p,d),n.proxy(e.show,d)(),"html"==b.type)return d;if(null!=b.ajax.beforeSend){var c=b.ajax.beforeSend;delete b.ajax.beforeSend}if(null!=b.ajax.success){var f=b.ajax.success;delete b.ajax.success}if(null!=b.ajax.error){var g=b.ajax.error;delete b.ajax.error}var j=n.extend(!0,{url:b.url,beforeSend:function(){null==c?b.body.html("
"):c(b,d)},success:function(c){d.trigger("afterLoading"),b.afterLoading(b,d,c),null==f?b.body.html(c):f(b,d,c),q.prepare_body(b,d),d.trigger("afterLoadingOnShow"),b.afterLoadingOnShow(b,d,c)},error:function(){d.trigger("errorLoading"),b.errorLoading(b,d),null==g?(b.body.html(b.errors.tpl),n(".arcticmodal-error",b.body).html(b.errors.ajax_unsuccessful_load),n(".arcticmodal-close",b.body).click(function(){return d.arcticmodal("close"),!1}),b.errors.autoclose_delay&&setTimeout(function(){d.arcticmodal("close")},b.errors.autoclose_delay)):g(b,d)}},b.ajax);b.ajax_request=n.ajax(j),d.data("arcticmodal",b)}},init:function(b){if(b=n.extend(!0,{},a,b),!n.isFunction(this))return this.each(function(){q.init_el(n(this),n.extend(!0,{},b))});if(null==b)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect parameters");if(""==b.type)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"type\"");switch(b.type){case"html":if(""==b.content)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"content\"");var e=b.content;return b.content="",q.init_el(n(e),b);case"ajax":return""==b.url?void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"url\""):q.init_el(n("
"),b);}}},e={show:function(){var a=q.getParentEl(this);if(!1===a)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect call");var b=a.data("arcticmodal");if(b.overlay.block.hide(),b.container.block.hide(),n("BODY").append(b.overlay.block),n("BODY").append(b.container.block),b.beforeOpen(b,a),a.trigger("beforeOpen"),"hidden"!=b.wrap.css("overflow")){b.wrap.data("arcticmodalOverflow",b.wrap.css("overflow"));var c=b.wrap.outerWidth(!0);b.wrap.css("overflow","hidden");var d=b.wrap.outerWidth(!0);d!=c&&b.wrap.css("marginRight",d-c+"px")}return p.not(a).each(function(){var a=n(this).data("arcticmodal");a.overlay.block.hide()}),q.transition(b.overlay.block,"show",1*")),b.overlay.block.remove(),b.container.block.remove(),a.data("arcticmodal",null),n(".arcticmodal-container").length||(b.wrap.data("arcticmodalOverflow")&&b.wrap.css("overflow",b.wrap.data("arcticmodalOverflow")),b.wrap.css("marginRight",0))}),"ajax"==b.type&&b.ajax_request.abort(),p=p.not(a))})},setDefault:function(b){n.extend(!0,a,b)}};n(function(){a.wrap=n(document.all&&!document.querySelector?"html":"body")}),n(document).bind("keyup.arcticmodal",function(d){var a=p.last();if(a.length){var b=a.data("arcticmodal");b.closeOnEsc&&27===d.keyCode&&a.arcticmodal("close")}}),n.arcticmodal=n.fn.arcticmodal=function(a){return e[a]?e[a].apply(this,Array.prototype.slice.call(arguments,1)):"object"!=typeof a&&a?void n.error("jquery.arcticmodal: Method "+a+" does not exist"):q.init.apply(this,arguments)}}(jQuery)}var duplicateMode="undefined"!=typeof duplicateFlatPM&&duplicateFlatPM;document["wri"+"te"]=function(a){var b=document.createElement("div");ff(document.currentScript).after(b),flatPM_setHTML(b,a),ff(b).contents().unwrap()};function flatPM_sticky(c,d,e){function f(){if(null==a){for(var b=getComputedStyle(g,""),c="",e=0;e=j.top-h?j.top-h