Актуальное исследование деятельности органов местного самоуправления по реализации ими полномочии в сфере градостроительства
(отзыв о диссертации В.А. Шишканова, представленной на соискание ученой степени кандидата юридических наук)
Диссертационное исследование В.А. Шишканова посвящено анализу теоретических и прикладных проблем деятельности органов местного самоуправления по реализации ими полномочий в сфере градостроительства.
Проводимые в нашей стране реформы в области градостроительства, целью которых является повышение рыночной конкуренции в отрасли и создание оптимальных условий для прихода инвестиций, не могли не отразиться и на деятельности органов публичной власти. Особый интерес в этой связи представляет деятельность органов местного самоуправления как первичного звена регулирования градостроительных отношений на местах.
В последние годы были приняты законы, включая Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. и Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», призванные повысить эффективность деятельности органов местного самоуправления в ходе застройки городских территорий новыми объектами капитального строительства, устранить многочисленные административные барьеры и коррупцию. Однако, несмотря на принимаемые меры по упорядочению градостроительных отношений на местах, осталось еще немало нерешенных проблем, касающихся организации и деятельности органов местного самоуправления и реализации ими своих полномочий. А это, в свою очередь, негативным образом сказывается на развитии градостроительной отрасли и решении задач, поставленных в Федеральной целевой программе «Жилище» на 2002—2010 гг.
В подобных условиях теоретическое осмысление вопросов реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере регулирования градостроительной деятельности, подкрепленное анализом практики деятель — ности муниципалитетов в отдельных субъектах Российской Федерации, является одной из задач науки муниципального права. Этим в немалой степени обусловливается актуальность диссертационного исследования, выполненного В.А. Шишкановым.
Целью диссертационного исследования В.А. Шишканова является постановка и комплексное изучение проблем, связанных с деятельностью органов местного самоуправления в сфере градостроительства, а также разработка предложений и практических рекомендаций по совершенствованию правовых механизмов в целях обеспечения эффективной реализации полномочий органов местного самоуправления в области регулирования градостроительной деятельности. И как показывает анализ содержания научной работы, поставленная цель была успешно достигнута.
В первой главе диссертации дана общая характеристика вопросов разграничения полномочий между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления в сфере градостроительства.
Большое внимание уделено автором диссертации анализу правовой дефиниции «градостроительство». Следует согласиться с его выводом о том, что закрепленная в действующем Градостроительном кодексе Российской Федерации правовая дефиниция «градостроительство» не отражает всех существенных признаков градостроительной деятельности, излишне формализована, что сказалось на содержании самого кодекса, а также принятых в его развитие региональных и местных нормативных правовых актов (с. 24—27). В этой связи представляет интерес выдвинутая на страницах диссертации новая трактовка содержания правовой дефиниции «градостроительство».
В первой главе научной работы также содержится подробный анализ полномочий органов местного самоуправления в свете нового градостроительного законодательства и проводимой муниципальной реформы. При этом диссертантом обоснованно отмечается, что в результате проводимых реформ объем полномочий органов местного самоуправления в сфере регулирования градостроительной деятельности расширился.
Вторая глава диссертации посвящена исследованию отдельных полномочий органов местного самоуправления в сфере градостроительства. Соискатель детально рассматривает пять градостроительных сфер, в рамках которых реализуются полномочия органов местного самоуправления: 1) территориальное планирование; 2) градостроительное зонирование; 3) планировка территорий; 4) осуществление архитектурно-строительного проектирования, строительства и реконструкции объектов капитального строительства; 5) информационные системы обеспечения градостроительной деятельности. Анализируя их, В. А. Шишканов предлагает ряд конкретных мер, направленных на повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления в рассматриваемой сфере.
Следует согласиться с автором в том, что одной из серьезных проблем для поселений и городских округов является отсутствие современных генеральных планов, для решения которой требуется: 1) возродить систему федеральных органов исполнительной власти в сфере градостроительства и архитектуры; 2) установить финансовую помощь поселениям и городским округам с низкой бюджетной обеспеченностью из бюджета Российской Федерации или бюджетов субъектов Российской Федерации; 3) устранить пробелы в Градостроительном кодексе Российской Федерации в части определения состава и видов функциональных зон, установления очередности проведения действий по согласованию с государственными органами, градостроительной экспертизе и проведению публичных слушаний по проекту генерального плана, определения механизма повторных публичных слушаний в случае доработки документов территориального планирования.
Обоснованной представляется позиция автора о необходимости установления такой последовательности принятия в муниципальном образовании градостроительной документации, при которой в первую очередь будет приниматься генеральный план, а во вторую — правила землепользования и застройки.
Заслуживает поддержки рекомендация соискателя о целесообразности осуществления в муниципальных нормативных правовых актах особенностей регулирования органами местного самоуправления строительной деятельности, когда для ее осуществления не требуется выдача разрешения на строительство, а также особенностей ввода в эксплуатацию объектов индивидуального жилищного строительства, в частности, в случаях, когда такое строительство осуществляется без проектной документации.
Вопросы совершенствования отдельных механизмов реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере градостроительства рассмотрены в третьей главе диссертации.
Особый интерес вызывает исследование направлений совершенствования порядка предоставления земельных участков под строительство из земель государственной и муниципальной собственности и из расположенных на территории городского округа земель, государственная собственность на которые не разграничена. В этой связи следует поддержать предложенные автором поправки в действующий Земельный кодекс Российской Федерации и в постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 г. № 808 «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков». Помимо этого, безусловной поддержки заслуживают и предложения автора по совершенствованию в рамках регионального правотворчества механизма распоряжения земельными участками под строительство, расположенными на территории муниципальных образований — административных центров субъекта Российской Федерации, в том случае, когда такое распоряжение осуществляют органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Большой интерес для законодателя представляют и выводы автора, касающиеся необходимости совершенствования института публичных слушаний по отдельным вопросам градостроительной деятельности.
К несомненным достоинствам диссертационного исследования В.А. Шишканова следует отнести содержащийся в работе анализ регионального опыта реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере градостроительства. Так, автором подробно изучен опыт деятельности органов местного самоуправления в сфере градостроительства в целом ряде крупных городов Иркутской области (Иркутск, Ангарск, Шелхов, Братск).
Диссертация В.А. Шишканова характеризуется достаточно высоким уровнем апробации результатов исследования. Содержащиеся в ней выводы и рекомендации отличаются несомненной новизной и достоверностью.
В числе научных результатов исследования особо следует выделить выработанные соискателем предложения по дальнейшему совершенствованию градостроительного законодательства и законодательства о местном самоуправлении.
Вместе с тем, при всех отмеченных достоинствах диссертационная работа В.А. Шишканова не лишена недостатков и положений, которые нуждаются в дополнительном обосновании.
- Рассматривая вопрос о полномочиях органов местного самоуправления в сфере градостроительства, соискатель детально анализирует изменения, внесенные в последние годы в градостроительное законодательство, в результате которых был изменен объем полномочий органов местного самоуправления в рассматриваемой сфере. Вместе с тем, автор оставляет открытым вопрос о достаточности закрепленного в законодательстве объема полномочий органов местного самоуправления для эффективного регулирования ими градостроительных отношений.
- При отсутствии правил землепользования и застройки муниципалитетам с 1 января 2010 г. будут запрещены действия по предоставлению земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и выдаче разрешений на строительство. Автор, анализируя данную проблему, говорит лишь о последствиях, которые наступят для соответствующих муниципалитетов, в случае отсутствия к указанному сроку документов градостроительного зонирования. Вместе с тем, хотелось бы услышать мнение соискателя о том, какие сложности должны быть преодолены органами местного самоуправления в целях недопущения указанных последствий.
3. Градостроительный кодекс Российской Федерации устанавливает факультативный статус государственной экспертизы документов территориального планирования. По этой причине в последнее время органы местного самоуправления стали утверждать генеральные планы без проведения государственной экспертизы. Исследователями справедливо указывается на снижение уровня качества генеральных планов и частую их корректировку. В этой связи соискателю следует дать ответ на вопрос: насколько, по его мнению, оправдана факультативность института государственной экспертизы документов территориального планирования и не следует ли законодательно закрепить обязательность проведения этой экспертизы?
Анализ научной работы приводит к выводу о том, что диссертация Шишканова Владимира Александровича является законченным монографическим исследованием, выполненным на актуальную тему, а ее автор заслуживает присуждения ученой степени кандидата юридических наук по специальности 12.00.02 — «Конституционное право; муниципальное право».