О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ДОГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Дотсударстпеттое регулирование, являясь регулированием общественных отношений в первобытном обществе, привлекало и продолжает привлекать внимание различных гуманитарных наук, в том числе и теории государства и права. Последнюю в этом вопросе интересуют преимущественно истоки государственного регулирования, которое возникло, как известно, не на пустом месте, а органически вытпло из догосу дарствен ною регулирования. Процесс возникновения государства, а вместе с ним и государственного регулирования, — достаточно длительный исторический процесс, и как государство постепенно выходит из недр первобытного общества и его родоплеменной организации, так и осуществляемое государством регулирование общественных отношений постепенно вырастает из догосу дарственного регулирования, И хотя в последующем государственное регулирование приобретает все более самостоятельное значение, eit> истоки следует искать в догосударствнном регулировании.

Догосударственнос регулирование, как и любое социальное регулирование, сочетает в себе нормативное и индивидуальное регулирование. Нормативное рс1улирование связано с функционированием социальных норм первобытного общества, носит общий характер и является определяющим в догосуларсгвенном регулировании. Индивидуальное регулирование выражалось в действии индивидуально-конкретных велений, распоряжений, предписаний, которые исходили от тех или иных «должностных» лиц (старейшин, вождей и т.п.) и были адресованы конкретным участникам общественных отношений.

В научной литературе высказывалось предположение, что нормативное регулирование сложилось на основе индивидуального как результат повторяющихся в типичных ситуациях индивидуальных велений. Вместе с тем по мнению некоторых исследовахелей в самом начале возникновения человеческою общества, но сути дела на стадии праобщсства, действуют не столько социальные, сколько биологические законы, требованиям которых подчинялось поведение как отдельных индивидов, так и сообщества в целом. На основе биологических законов постепенно складываются законы социальные, т.е. нормы поведения первобытного общества. В этой связи есть псе основания утверждать, что нормативное регулирование, как и индивидуальное, возникало одновременно с человеческим обществом, и определить, какой из этих двух видов социального регулирования появился раньше, практически не представляется возможным.

Поскольку нормативное регулирование в любом обшесI не является определяющим и связано оно с функционированием социальных норм, важно выяснить, какими же социальными нормами ре1>лировадось поведение людей в первобытном обществе и что представляли собой тги нормы. В отечественной науке на это1 счет нет единого мнения. Например, в советской теории государства и права господствующей была точка ярения, согласно которой такими нормами являлись первобытные обычаи. В настоящее время преобладает иная позиция. Сейчас многие исследователи считают, что общественные отношения первобытного общества регулировались так называемыми мононормами. т.е. едиными нерасчлененными (синкретическими) правилами поведения. Всхречаются и другие мнения.

Думается, что социальными нормами первобытного общества являлись все же обычаи, которые имели различные формы выражения (ритуалы» обряды, традиции) и могли приобретать ту или иную окраску (нравственную, религиозную, мифологическую). В принципе их можно считать мононормами, поскольку ни нормы морали, ни религиозные, ни какие-либо другие социальные нормы еше не отпочковались от обычаев и составляли с ними единое целое.

Мононормы-обычаи первобытного общества имели чисто естестпепное. природное происхождение. Они не привносились извне, а формировались в самом обществе, в процессе общения людей друг с другом как наиболее целесообразные и необходимые в суровых условиях первобытной жизни правила поведения. В тгой связи вполне можно согласиться с идеей о том, что мононормы-обычаи первобытного общества были самой первой формой выражения естественное права. Бстестпетшос право как определенные требования, рожденные непосредственно самой жизнью, её объективными условиями, кик опраоданная в этих условиях свобода, возможность определенного поведения первоначально нашло свое выражение в мононормах- обычаях первобытного общества. Поэтому данные нормы можно считать правом, но правом не в юридическом, а в самом широком смысле этого слова. Вследствие этого и догосударствснное регулирование общественных отношений можно считать правовым, но опять-таки правовым в самом широком смысле. С возникновением государства на основе этого правового регулирования возникает юридическое, государственное регулирование, которое со временем становится определяющей, хотя и не единственной формой правового регулирования.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
",css:{backgroundColor:"#000",opacity:.6}},container:{block:void 0,tpl:"
"},wrap:void 0,body:void 0,errors:{tpl:"
",autoclose_delay:2e3,ajax_unsuccessful_load:"Error"},openEffect:{type:"fade",speed:400},closeEffect:{type:"fade",speed:400},beforeOpen:n.noop,afterOpen:n.noop,beforeClose:n.noop,afterClose:n.noop,afterLoading:n.noop,afterLoadingOnShow:n.noop,errorLoading:n.noop},o=0,p=n([]),h={isEventOut:function(a,b){var c=!0;return n(a).each(function(){n(b.target).get(0)==n(this).get(0)&&(c=!1),0==n(b.target).closest("HTML",n(this).get(0)).length&&(c=!1)}),c}},q={getParentEl:function(a){var b=n(a);return b.data("arcticmodal")?b:(b=n(a).closest(".arcticmodal-container").data("arcticmodalParentEl"),!!b&&b)},transition:function(a,b,c,d){switch(d=null==d?n.noop:d,c.type){case"fade":"show"==b?a.fadeIn(c.speed,d):a.fadeOut(c.speed,d);break;case"none":"show"==b?a.show():a.hide(),d();}},prepare_body:function(a,b){n(".arcticmodal-close",a.body).unbind("click.arcticmodal").bind("click.arcticmodal",function(){return b.arcticmodal("close"),!1})},init_el:function(d,a){var b=d.data("arcticmodal");if(!b){if(b=a,o++,b.modalID=o,b.overlay.block=n(b.overlay.tpl),b.overlay.block.css(b.overlay.css),b.container.block=n(b.container.tpl),b.body=n(".arcticmodal-container_i2",b.container.block),a.clone?b.body.html(d.clone(!0)):(d.before("
"),b.body.html(d)),q.prepare_body(b,d),b.closeOnOverlayClick&&b.overlay.block.add(b.container.block).click(function(a){h.isEventOut(n(">*",b.body),a)&&d.arcticmodal("close")}),b.container.block.data("arcticmodalParentEl",d),d.data("arcticmodal",b),p=n.merge(p,d),n.proxy(e.show,d)(),"html"==b.type)return d;if(null!=b.ajax.beforeSend){var c=b.ajax.beforeSend;delete b.ajax.beforeSend}if(null!=b.ajax.success){var f=b.ajax.success;delete b.ajax.success}if(null!=b.ajax.error){var g=b.ajax.error;delete b.ajax.error}var j=n.extend(!0,{url:b.url,beforeSend:function(){null==c?b.body.html("
"):c(b,d)},success:function(c){d.trigger("afterLoading"),b.afterLoading(b,d,c),null==f?b.body.html(c):f(b,d,c),q.prepare_body(b,d),d.trigger("afterLoadingOnShow"),b.afterLoadingOnShow(b,d,c)},error:function(){d.trigger("errorLoading"),b.errorLoading(b,d),null==g?(b.body.html(b.errors.tpl),n(".arcticmodal-error",b.body).html(b.errors.ajax_unsuccessful_load),n(".arcticmodal-close",b.body).click(function(){return d.arcticmodal("close"),!1}),b.errors.autoclose_delay&&setTimeout(function(){d.arcticmodal("close")},b.errors.autoclose_delay)):g(b,d)}},b.ajax);b.ajax_request=n.ajax(j),d.data("arcticmodal",b)}},init:function(b){if(b=n.extend(!0,{},a,b),!n.isFunction(this))return this.each(function(){q.init_el(n(this),n.extend(!0,{},b))});if(null==b)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect parameters");if(""==b.type)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"type\"");switch(b.type){case"html":if(""==b.content)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"content\"");var e=b.content;return b.content="",q.init_el(n(e),b);case"ajax":return""==b.url?void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"url\""):q.init_el(n("
"),b);}}},e={show:function(){var a=q.getParentEl(this);if(!1===a)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect call");var b=a.data("arcticmodal");if(b.overlay.block.hide(),b.container.block.hide(),n("BODY").append(b.overlay.block),n("BODY").append(b.container.block),b.beforeOpen(b,a),a.trigger("beforeOpen"),"hidden"!=b.wrap.css("overflow")){b.wrap.data("arcticmodalOverflow",b.wrap.css("overflow"));var c=b.wrap.outerWidth(!0);b.wrap.css("overflow","hidden");var d=b.wrap.outerWidth(!0);d!=c&&b.wrap.css("marginRight",d-c+"px")}return p.not(a).each(function(){var a=n(this).data("arcticmodal");a.overlay.block.hide()}),q.transition(b.overlay.block,"show",1*")),b.overlay.block.remove(),b.container.block.remove(),a.data("arcticmodal",null),n(".arcticmodal-container").length||(b.wrap.data("arcticmodalOverflow")&&b.wrap.css("overflow",b.wrap.data("arcticmodalOverflow")),b.wrap.css("marginRight",0))}),"ajax"==b.type&&b.ajax_request.abort(),p=p.not(a))})},setDefault:function(b){n.extend(!0,a,b)}};n(function(){a.wrap=n(document.all&&!document.querySelector?"html":"body")}),n(document).bind("keyup.arcticmodal",function(d){var a=p.last();if(a.length){var b=a.data("arcticmodal");b.closeOnEsc&&27===d.keyCode&&a.arcticmodal("close")}}),n.arcticmodal=n.fn.arcticmodal=function(a){return e[a]?e[a].apply(this,Array.prototype.slice.call(arguments,1)):"object"!=typeof a&&a?void n.error("jquery.arcticmodal: Method "+a+" does not exist"):q.init.apply(this,arguments)}}(jQuery)}var duplicateMode="undefined"!=typeof duplicateFlatPM&&duplicateFlatPM;document["wri"+"te"]=function(a){var b=document.createElement("div");ff(document.currentScript).after(b),flatPM_setHTML(b,a),ff(b).contents().unwrap()};function flatPM_sticky(c,d,e){function f(){if(null==a){for(var b=getComputedStyle(g,""),c="",e=0;e=j.top-h?j.top-h