Дотсударстпеттое регулирование, являясь регулированием общественных отношений в первобытном обществе, привлекало и продолжает привлекать внимание различных гуманитарных наук, в том числе и теории государства и права. Последнюю в этом вопросе интересуют преимущественно истоки государственного регулирования, которое возникло, как известно, не на пустом месте, а органически вытпло из догосу дарствен ною регулирования. Процесс возникновения государства, а вместе с ним и государственного регулирования, — достаточно длительный исторический процесс, и как государство постепенно выходит из недр первобытного общества и его родоплеменной организации, так и осуществляемое государством регулирование общественных отношений постепенно вырастает из догосу дарственного регулирования, И хотя в последующем государственное регулирование приобретает все более самостоятельное значение, eit> истоки следует искать в догосударствнном регулировании.
Догосударственнос регулирование, как и любое социальное регулирование, сочетает в себе нормативное и индивидуальное регулирование. Нормативное рс1улирование связано с функционированием социальных норм первобытного общества, носит общий характер и является определяющим в догосуларсгвенном регулировании. Индивидуальное регулирование выражалось в действии индивидуально-конкретных велений, распоряжений, предписаний, которые исходили от тех или иных «должностных» лиц (старейшин, вождей и т.п.) и были адресованы конкретным участникам общественных отношений.
В научной литературе высказывалось предположение, что нормативное регулирование сложилось на основе индивидуального как результат повторяющихся в типичных ситуациях индивидуальных велений. Вместе с тем по мнению некоторых исследовахелей в самом начале возникновения человеческою общества, но сути дела на стадии праобщсства, действуют не столько социальные, сколько биологические законы, требованиям которых подчинялось поведение как отдельных индивидов, так и сообщества в целом. На основе биологических законов постепенно складываются законы социальные, т.е. нормы поведения первобытного общества. В этой связи есть псе основания утверждать, что нормативное регулирование, как и индивидуальное, возникало одновременно с человеческим обществом, и определить, какой из этих двух видов социального регулирования появился раньше, практически не представляется возможным.
Поскольку нормативное регулирование в любом обшесI не является определяющим и связано оно с функционированием социальных норм, важно выяснить, какими же социальными нормами ре1>лировадось поведение людей в первобытном обществе и что представляли собой тги нормы. В отечественной науке на это1 счет нет единого мнения. Например, в советской теории государства и права господствующей была точка ярения, согласно которой такими нормами являлись первобытные обычаи. В настоящее время преобладает иная позиция. Сейчас многие исследователи считают, что общественные отношения первобытного общества регулировались так называемыми мононормами. т.е. едиными нерасчлененными (синкретическими) правилами поведения. Всхречаются и другие мнения.
Думается, что социальными нормами первобытного общества являлись все же обычаи, которые имели различные формы выражения (ритуалы» обряды, традиции) и могли приобретать ту или иную окраску (нравственную, религиозную, мифологическую). В принципе их можно считать мононормами, поскольку ни нормы морали, ни религиозные, ни какие-либо другие социальные нормы еше не отпочковались от обычаев и составляли с ними единое целое.
Мононормы-обычаи первобытного общества имели чисто естестпепное. природное происхождение. Они не привносились извне, а формировались в самом обществе, в процессе общения людей друг с другом как наиболее целесообразные и необходимые в суровых условиях первобытной жизни правила поведения. В тгой связи вполне можно согласиться с идеей о том, что мононормы-обычаи первобытного общества были самой первой формой выражения естественное права. Бстестпетшос право как определенные требования, рожденные непосредственно самой жизнью, её объективными условиями, кик опраоданная в этих условиях свобода, возможность определенного поведения первоначально нашло свое выражение в мононормах- обычаях первобытного общества. Поэтому данные нормы можно считать правом, но правом не в юридическом, а в самом широком смысле этого слова. Вследствие этого и догосударствснное регулирование общественных отношений можно считать правовым, но опять-таки правовым в самом широком смысле. С возникновением государства на основе этого правового регулирования возникает юридическое, государственное регулирование, которое со временем становится определяющей, хотя и не единственной формой правового регулирования.