Совершенствование порядка предоставления земельных уча­стков предприятиям на территории г. Иркутска под строи­тельство объектов

До 2002 г. предоставление муниципальных земельных участков предприятиям на территории г. Иркутска под строительство объектов осу­ществлялось согласно действующему «Порядку прохождения документов при предоставлении земельных участков предприятиям, учреждениям, ор­ганизациям на территории г. Иркутска под строительство объектов».

Проведенный анализ сложившейся практики предоставления муни­ципальных земель позволил выявить ряд сложившихся неоправданных с экономической точки зрения моментов:

при одинаковом целевом использовании участка наблюдается пре­доставление разных прав на него (аренда, бессрочное пользование, отсут­ствие каких — либо указанных прав в документах);

наблюдаются необоснованно разные сроки действия прав на земель­ный участок. Присутствуют 10 видов сроков аренды — от 3 до 50 лет, наи­более распространенными из которых являются: 5 лет (24%), 3 года (20%), 25 лет (14%), 49 лет (14%);

наблюдаются необоснованно разные условия предоставления анало­гичных прав на земельный участок. По условиям оплаты присутствуют 7 видов собственности. Наиболее распространенные — «без оплаты» (22%) и «без оплаты за землю» (22%).

Выявленные негативные моменты практики предоставления муни­ципальных земель под строительство объектов, по нашему мнению, про­диктованы как отдельными недочетами, так и существенными недоработ­ками действовавшего «Порядка».

К числу недочетов можно отнести:

отсутствует указание возможных прав на земельный участок, сроки их действия, условия их предоставления;

не прописаны причины возможного отказа заявителю в получении прав на землю на каждой стадии порядка предоставления и возможность заявителя выражать свое несогласие;

не везде указаны сроки исполнения тех или иных действий. Так, не определены сроки подготовки ГУАиГ проекта постановления мэра города и принятия решения, нет сроков подписи мэром проекта постановления о принятии решения, нет сроков получения заявителем заключений уполно­моченных органов в случае разрешения разработки проекта объекта строи­тельства;

нет уточнения полномочий отдельных участников. Не прописано, t каких случаях и какого рода могут быть принципиальные изменения, вно­симые председателем комитета по городскому обустройству в проект по становления мэра на стадии ею визирования. Как часто это возможно, \ противном случае сроки выхода проекта постановления мора становятся н со п ред едет шы ми.

К существенным недоработкам действовавшего «Порядка» можпс отнести три стадии рассматриваемого документа:

11редвар1пельное согласование места размещения объекта.

Разрешение на разработку проекта по данному земельному участку.

Разрешение о предоставлении земельного участка.

На первой стадии разрабатывается акт выбора земельного участка для размещения объекта. Данная стадия, на наш взгляд, узаконивает си* туацию выявления заявителем земельного участка, который не изучен в направлении, интересующем заявителя. По нашему мнению, ситуации должна быть прямо противоположной. Заявителя в ГУАиГ информируют о всех проработанных и находящихся на стадии проработки земельных участках города. Сообщают их требуемое целевое использование, полный набор обременении, и заявитель осуществляет обоснованный выбор, на ка­ком земельном участке ему остановиться.

Вторая стадия «Порядка» — разрешение па разработку проекта по данному земельному участку до того, .как права на участок будут получе­ны. на наш взгляд, нецелесообразна. Во- первых, требования наличия гото­вого проекта объекта строительства до того, как начато строительство объ­екта, в корне пресекает использование строителями наиболее эффективно­го метода — совмещения проектирования и строительства. Во- вторых, не­обходимость заявителя на данной стадии собирать заключения различных инстанций должна быть устранена, поскольку все заключения на имею­щиеся земельные участки согласно их целевому использованию должны

У                                                                                                                                                   Ы                                                                                                                                                     ‘

быть предварительно собраны ГУАиГ. Это упрощает процесс получения прав на землю для самою заявителя, вынужденного заниматься несвойст­венным и ненужным ему делом и резко сокращает сроки принятия оконча­тельного решения по данному земельному участку.

Содержание третьей стадии «Порядка» — разрешение о предоставле­нии земельного участка, на наш взгляд, также неоправданно. Корректиров­ка топографо-геодезических работ, указание цели использования земель­ного участка, получение согласований у Комитета по земельным ресурсам, главы администрации округа, депутата городской Думьг должны иметь ме­сто по всем имеющимся в городе земельным участкам, а не осуществлять­ся после обращения заявителя. Поскольку земля должна быть готова для любого потенциального покупателя, обращающегося в ГУАиГ.

Выявленные негативные моменты, как сложившейся практики пре­доставления муниципальных земель предприятиям на территории г. Ир­кутска под строительство объектов, так и содержания действовавшего «Порядка» для администрации г. Иркутска, оказались очевидными. Pente- ием городской Думы г. Иркутска от 10.07.2002 г.№240 — 19гД(3) был мнят новый «Порядок предоставления земельных участков, находящих- в муниципальной собственности г. Иркутска, для строительства объек­тов», который, на наш взгляд, достаточно полно учел все имеющиеся ог- чепьные недочеты и принципиальные упущения.

В новом «Порядке»:

  1. Четко указаны возможные права на земельный участок — аренда, а чая государственных и муниципальных учреждений, федеральных казен­ных предприятий, а также органов государственной власти и органов ме­стного самоуправления — постоянное (бессрочное) пользование.
  2. Четко указаны сроки действия предоставляемых прав — в течение 3 лет.
  1. Претерпела значительное упрощение сама процедура предостав­ления земельного участка — исключена стадия «разрешения на разработку проекта по данному земельному участку».
  2. Определен расширенный состав комиссии, исключающий дли­тельные хождения заявителя в частном порядке для получения заключений специально уполномоченных госорганов.
  3. Введен порядок предоставления земельного участка без предвари­тельного согласования места размещения объекта посредством продажи земельного участка или права его аренды на торгах (конкурсах, аукцио­нах), либо предоставление земельного участка без проведения торгов (кон­курсов, аукционов).

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector