До 2002 г. предоставление муниципальных земельных участков предприятиям на территории г. Иркутска под строительство объектов осуществлялось согласно действующему «Порядку прохождения документов при предоставлении земельных участков предприятиям, учреждениям, организациям на территории г. Иркутска под строительство объектов».
Проведенный анализ сложившейся практики предоставления муниципальных земель позволил выявить ряд сложившихся неоправданных с экономической точки зрения моментов:
при одинаковом целевом использовании участка наблюдается предоставление разных прав на него (аренда, бессрочное пользование, отсутствие каких — либо указанных прав в документах);
наблюдаются необоснованно разные сроки действия прав на земельный участок. Присутствуют 10 видов сроков аренды — от 3 до 50 лет, наиболее распространенными из которых являются: 5 лет (24%), 3 года (20%), 25 лет (14%), 49 лет (14%);
наблюдаются необоснованно разные условия предоставления аналогичных прав на земельный участок. По условиям оплаты присутствуют 7 видов собственности. Наиболее распространенные — «без оплаты» (22%) и «без оплаты за землю» (22%).
Выявленные негативные моменты практики предоставления муниципальных земель под строительство объектов, по нашему мнению, продиктованы как отдельными недочетами, так и существенными недоработками действовавшего «Порядка».
К числу недочетов можно отнести:
отсутствует указание возможных прав на земельный участок, сроки их действия, условия их предоставления;
не прописаны причины возможного отказа заявителю в получении прав на землю на каждой стадии порядка предоставления и возможность заявителя выражать свое несогласие;
не везде указаны сроки исполнения тех или иных действий. Так, не определены сроки подготовки ГУАиГ проекта постановления мэра города и принятия решения, нет сроков подписи мэром проекта постановления о принятии решения, нет сроков получения заявителем заключений уполномоченных органов в случае разрешения разработки проекта объекта строительства;
нет уточнения полномочий отдельных участников. Не прописано, t каких случаях и какого рода могут быть принципиальные изменения, вносимые председателем комитета по городскому обустройству в проект по становления мэра на стадии ею визирования. Как часто это возможно, \ противном случае сроки выхода проекта постановления мора становятся н со п ред едет шы ми.
К существенным недоработкам действовавшего «Порядка» можпс отнести три стадии рассматриваемого документа:
11редвар1пельное согласование места размещения объекта.
Разрешение на разработку проекта по данному земельному участку.
Разрешение о предоставлении земельного участка.
На первой стадии разрабатывается акт выбора земельного участка для размещения объекта. Данная стадия, на наш взгляд, узаконивает си* туацию выявления заявителем земельного участка, который не изучен в направлении, интересующем заявителя. По нашему мнению, ситуации должна быть прямо противоположной. Заявителя в ГУАиГ информируют о всех проработанных и находящихся на стадии проработки земельных участках города. Сообщают их требуемое целевое использование, полный набор обременении, и заявитель осуществляет обоснованный выбор, на каком земельном участке ему остановиться.
Вторая стадия «Порядка» — разрешение па разработку проекта по данному земельному участку до того, .как права на участок будут получены. на наш взгляд, нецелесообразна. Во- первых, требования наличия готового проекта объекта строительства до того, как начато строительство объекта, в корне пресекает использование строителями наиболее эффективного метода — совмещения проектирования и строительства. Во- вторых, необходимость заявителя на данной стадии собирать заключения различных инстанций должна быть устранена, поскольку все заключения на имеющиеся земельные участки согласно их целевому использованию должны
У Ы ‘
быть предварительно собраны ГУАиГ. Это упрощает процесс получения прав на землю для самою заявителя, вынужденного заниматься несвойственным и ненужным ему делом и резко сокращает сроки принятия окончательного решения по данному земельному участку.
Содержание третьей стадии «Порядка» — разрешение о предоставлении земельного участка, на наш взгляд, также неоправданно. Корректировка топографо-геодезических работ, указание цели использования земельного участка, получение согласований у Комитета по земельным ресурсам, главы администрации округа, депутата городской Думьг должны иметь место по всем имеющимся в городе земельным участкам, а не осуществляться после обращения заявителя. Поскольку земля должна быть готова для любого потенциального покупателя, обращающегося в ГУАиГ.
Выявленные негативные моменты, как сложившейся практики предоставления муниципальных земель предприятиям на территории г. Иркутска под строительство объектов, так и содержания действовавшего «Порядка» для администрации г. Иркутска, оказались очевидными. Pente- ием городской Думы г. Иркутска от 10.07.2002 г.№240 — 19гД(3) был мнят новый «Порядок предоставления земельных участков, находящих- в муниципальной собственности г. Иркутска, для строительства объектов», который, на наш взгляд, достаточно полно учел все имеющиеся ог- чепьные недочеты и принципиальные упущения.
В новом «Порядке»:
- Четко указаны возможные права на земельный участок — аренда, а чая государственных и муниципальных учреждений, федеральных казенных предприятий, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления — постоянное (бессрочное) пользование.
- Четко указаны сроки действия предоставляемых прав — в течение 3 лет.
- Претерпела значительное упрощение сама процедура предоставления земельного участка — исключена стадия «разрешения на разработку проекта по данному земельному участку».
- Определен расширенный состав комиссии, исключающий длительные хождения заявителя в частном порядке для получения заключений специально уполномоченных госорганов.
- Введен порядок предоставления земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта посредством продажи земельного участка или права его аренды на торгах (конкурсах, аукционах), либо предоставление земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).