Работы по метрологическому обеспечению на Октябрьской железной дороге в 2010 году и в 1 квартале 2011 года организованы и проводятся в соответствии с Федеральным Законом «Об обеспечении единства измерений» от 26.06.2008 года № 102-ФЗ.
По состоянию на 01.04.2011 года предприятия ОАО «РЖД», расположенные в границах Октябрьской железной дороги, эксплуатируют в общей сложности 277 125 единиц средств измерений, в том числе собственно дорога – 192 586 единиц. Моральный и физический износ средств измерений составляет 55,6 %. Уровень метрологического обслуживания средств измерений собственными силами составил 91,9 % от общего количества средств измерений, эксплуатируемых дорогой, что на 0,7 % выше сетевого уровня.
Работы по метрологическому обеспечению на полигоне дороги выполняют 174 специалиста, выполняющих функции главных метрологов дирекций и метрологов структурных подразделений дороги. Квалификацию по метрологическому обеспечению в 2010 году повысили 135 специалистов, в том числе 54 калибровщика, в 1 квартале 2011 года – 10 специалистов.
25.02.2010 г. Октябрьская железная дорога получила выписку из аттестата аккредитации ОАО «РЖД» от 03.02.2010 г. № 1545 на право поверки локомотивных скоростемеров 3СЛ-2М сроком действия до 25.01.2015 г.
В течение 2010 года дорога не имела замечаний и претензий со стороны центральных и региональных структур Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.
В соответствии с приказом ОАО «РЖД» от 30.08.2010 г. № 139 и приказом начальника Октябрьской железной дороги В.В. Степова от 07.10.2010 г. № 491/Н на дороге создан Октябрьский центр метрологии (ОЦМ).
30.12.2010 г. утверждено Положение об Октябрьском центре метрологии. 31.12.2010 г. утвержден Регламент взаимодействия Октябрьского центра метрологии с филиалами ОАО «РЖД» и другими потребителями услуг, расположенными в границах Октябрьской железной дороги. Штатная численность работников центра на 01.04.2011 г. 354 человека. В ОЦМ эксплуатируются 3 418 эталонов.
В 1 квартале 2011 года налажена устойчивая работа по метрологическому обслуживанию структурных подразделений ОАО «РЖД» на полигоне Октябрьской железной дороги. За 1 квартал 2011 год по предварительным данным силами ОЦМ:
— поверено 2 193 единиц средств измерений;
— откалибровано 19 584 единиц средств измерений;
— отремонтировано 15 350 единиц средств измерений.
В соответствии с утвержденным главным инженером дороги графиком в марте 2011 года начал свою работу вагон-лаборатория по проведению калибровочных работ радиотехнических средств измерений по основным узлам Октябрьской железной дороги.
На 01.04.2011г. заключено 9 договоров с территориальными органами Росстандарта, 1 договор находится в стадии заключения.
Освоение средств по прочим материальным затратам в 1 квартале 2011 года при плане 356 тыс.рублей (с учетом работ в январе, феврале по договорам НОД) по ОЦМ составило 344 тыс. рублей (97 %)
В 1 квартале работниками весовых участков Октябрьского центра метрологии произведено 154 калибровки вагонных весов, в том числе 53 единицы для ОАО «РЖД», 101 единица по договорам для иных юридических лиц. Бригады весовых участков Октябрьского центра метрологии приняли участие в 63 поверках вагонных весов, проведенных поверителями территориальных Центров стандартизации и метрологии Росстандарта, в том числе 15 вагонных весов, принадлежащих ОАО «РЖД». Выполнен ремонт 2 единиц электронных вагонных весов, принадлежащих дороге.
За отчетный период в адрес ОЦМ со стороны предприятий рекламаций не было. Специалистами ОЦМ выявлено и забраковано 20 средств измерений, непригодных к дальнейшей эксплуатации (подлежат списанию).
В 1 квартале 2011 г. начаты работы по аккредитации подразделений ОЦМ на право проведения калибровки средств измерений в СК РЖД. Область аккредитации ОЦМ включает 169 групп средств измерений, а также все средства допускового контроля, допущенные к применению в ОАО «РЖД». Работы будут завершены до 15.04.2011 г.
В стадии согласования договор с ВНИИМСом на аккредитацию Октябрьского центра метрологии на право государственной поверки средств измерений. Поданная заявка содержит 87 позиций по 7 видам измерений, в том числе вагонные весы, скоростемеры локомотивные, электросчетчики и измерители сопротивления заземления. В результате аккредитации Октябрьского центра метрологии на право поверки средств измерений количество средств измерений, которое должно сдаваться в поверку в территориальные Центры стандартизации и метрологии, может быть сокращено с 14,2 до 8,5 тыс. штук. При этом расходы на оплату работ по поверке снизятся с 9102 до 5460 тыс. рублей (расчеты произведены в ценах 2010 года), то есть на 3642 тыс. рублей. В результате аккредитации Октябрьского центра метрологии на право государственной поверки, а также наличия лицензии на ремонт средств измерений № 005339-ИР со сроком действия до марта 2014 года, доходы от подсобно-вспомогательной деятельности ОЦМ, в первую очередь за счет прибыли от поверки и ремонта вагонных весов клиентов, должны возрасти на 4140 тыс. рублей.
В 1 квартале 2011 г. службой технической политики по графику проверок метрологического обеспечения филиалов ОАО «РЖД» на 2011 год, утвержденного первым вице-президента ОАО «РЖД» Гапановичем В.А. 20.01.2011 г. проведена проверка метрологического обеспечения 5 подразделений на полигоне Октябрьской железной дороги: ТЧ-3, ТЧ-9, ТЧ-33, ЛВЧД-10 и РЦС-2. Акты проверки направлены в Департамент технической политики.
Внедрен и успешно осваивается информационный ресурс АРМ Метролога железной дороги ОАО «РЖД». На сайте Октябрьской железной дороги размещена исчерпывающая информация по метрологическому обеспечению.
Метрологическое обеспечение приборов безопасности, установленных на локомотивах, моторвагонном и специальном самоходном подвижном составе, продолжает оставаться неудовлетворительным. Решение о создании Дорожного центра по ремонту приборов безопасности осталось лишь на бумаге. На сегодняшний день все установленные требования выполняются только Октябрьским центром метрологии в части механических скоростемеров 3СЛ-2М. Проигнорировали указания главного инженера дороги от 15 сентября 2007 года и от 22 августа 2008 года служба локомотивного хозяйства, в дальнейшем дирекция по ремонту тягового подвижного состава, моторвагонная дирекция, дирекция по ремонту путевых машин. Вопрос неоднократно поднимался на совещаниях главного инженера дороги и его заместителей, а также заместителя начальника дороги по локомотивному и вагонному хозяйству.