Изучение экономической теории строится исходя из требуемого уровня базовой подготовки экономистов в области финансов, кредита, бухгалтерского учета и аудита, менеджмента и других экономических специальностей. Программа курса и методика преподавания основана на требованиях, определяемых стандартом экономических знаний по курсу экономической теории. Конечная цель изучения дисциплины – формирование теоретических экономических знаний у будущих специалистов.
Изучение экономической теории предполагает, как правило, знакомство с тремя последовательными курсами: «Ведение в экономику», «Микроэкономика» и «Макроэкономика» На решение проблем освоения актуальных вопросов современной макроэкономики с использованием технологии дистанционного обучения в сочетании с традиционными формами и должно быть нацелено основное внимание второго года изучения экономической теории.
Макроэкономическая теория представляет собой комплекс знаний, взглядов и идей, объясняющих поведение экономики как единого целого и основных ее совокупных величин. При изучении макроэкономики последовательно рассматриваются такие важные вопросы как структура и результаты национальной экономики, макроэкономическое равновесие и его механизм, сбалансированность и экономический рост, макроэкономическая нестабильность и ее формы, стабилизационная политика государства и ее цели, социальная политика государства и ее механизм.
Макроэкономика как самостоятельный раздел экономической теории сформировался в 30-х годах ХХ века, и поэтому считается самым молодым и быстро развивающимся разделом. С конца Х1Х века в экономике всех стран начали нарастать такие явления как безработица, инфляция, кризисы перепроизводства. С позиций поведения отдельного субъекта объяснить эти проблемы было невозможно. Потребовался анализ всей экономической системы страны или макроэкономический анализ. Основоположником макроэкономики считают английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946). Он доказал, что рыночная экономика не гарантирует полную занятость населения, стабильность цен и высокие доходы. Необходимо вмешательство государства в рыночные процессы и их регулирование. Подобное вмешательство потребовало создания системы знаний о законах и тенденциях развития национального хозяйства, создания макроэкономической теории.
Именно эту науку Вы и будете изучать на втором курсе. Что можно посоветовать Вам, чтобы добиться результатов в изучении макроэкономики? Вам будут даны сначала общие методические советы, а затем по каждой теме.
Каждый студент второго курса по системе дистанционного обучения должен получит следующий набор (кейс) по разделу «Макроэкономика» курса «Экономической теории»:
— аудиокассету с обзорной установочной лекцией раздела курса, которую Вы в настоящий момент слушаете;
— учебник «Экономическая теория», изданный в Москве издательством Финстатинформ в 1997 г. или второе издание этого учебника, изданного в Москве издательством «Проспект» в 1998 г.;
— учебное пособие В.Ф. Протаса «Макроэкономика: структурно-логические схемы» изданное в Москве издательством Банки и биржи, ЮНИТИ в 1997 г.;
— дискету, содержащую компьютерную обучающую программу по разделу «Макроэкономика» курса «Экономическая теория»;
— брошюру «Экономическая теория: Методические указания по написанию курсовой работы. Темы и примерные планы курсовой работы. Для студентов 2-го курса всех специальностей и слушателей факультета непрерывного обучения специальности «Менеджмент», изданную в Москве издательством Экономическое образование, в 1999 г.