Домовитова П.Я.
Пермский государственный университет, историко-политологический факультет
Луг является одним из наиболее часто упоминаемых божеств в ирландских сагах. Эпическая традиция наделяет его широким спектром различных между собой функций, что позволяет говорить о функциональной эволюции этого божества. Цель работы — проследить характер этой эволюции.
Наиболее полную информацию о Луге мы находим в так называемом мифологическом цикле саг, посвященном деяниям детей Дану. Обширный материал содержится также в двух героических циклах — уладском и цикле Финна.
В мифологическом цикле саг Луг противопоставляется остальным богам как «всеискусный». Он занимает трон и возглавляет воинство Племен богини Дану в битве при Маг Туиред, функционально вытесняя Нуаду, бога- правителя, и Огму, бога-героя. Теперь Луг является героем-воителем, защитником и правителем Ирландии, то есть, сочетает в себе функции военной аристократии. Стоит заострить внимание на то, что к Лугу переходят функции защитника Ирландии, принадлежавшие ранее Огме, воину-колдуну, представляющему «темную» сторону военного божества [2, 87] и имевшему явную связь с друидизмом. Подобное вытеснение может быть связано с возвышением военной аристократии, усилением светской власти и падением корпорации друидов.
Связь Луга с военной аристократией подтверждает также его популярность в героическом эпосе. Кухулин, главный герой уладского цикла, по одной из версий был сыном Луга.[3, 282] Имя героя, Пес кузнеца, наводит на мысль об аналогии с Файл-Иннисом, щенком Луга, непобедимым на поле битвы. О Луге же напоминает и известное копье Кухулина, не знающее промахов.
Интересен также момент пребывания Кухулина у Кулана. Легендарный кузнец Кулан по преданию был лишь одним из обличий Мананнана, бога загробного мира. Мананнан, в свою очередь, покровительствовал Лугу. В частности, именно Мананнан вручает Лугу волшебное оружие для победы над фоморами [1, 317], по сути, проведя тем самым, воинское посвящение. Аналогичная ситуация разыгрывается и с Кухулином, прошедшим обряд посвящения с помощью Кулана.
Обращает на себя и воспитание Кухулина, который, как и его божественный родитель, является сведущим во всех искусствах. Мы видим явный перенос на культурного героя черт отдельного божества.
Еще более интересно положение Луга в цикле Финна, наиболее позднем в ирландском эпосе. Финн, возглавлявший отряды фениев, живших в лесах воинов, был племянником Луга по материнской линии.[5, 373] Подобная родственная связь, пожалуй, имеет большее значение, чем родственная связь Луга и Кухулина — именно к дяде на воспитание отдавали ребенка. Более того, подобно Лугу, Финн является как потомком детей Дану, так и фоморов, воплощая в себе как светлое, небесное начало, так и темное, хтоническое.[5, 373]
Как и Луга, у Финна в руках оказываются сокровища Мананнана. Вероятно, через них юный герой познал потусторонний мир, проходя тем самым инициационный обряд. Далее, в ходе магических испытаний, Финн съедает лосося познания, испивает из источника поэзии и становится таким же «всеискусным» как и его дядя.
В сказаниях о Финне также присутствует мотив копья, с помощью которого Финн побеждает сида Айллена, и мотив щенка, постоянно сопровождающего героя.
Центральным эпизодом цикла является сюжет о победе Финна над фомором Голлом — мотив, красноречиво говорящий о тесной связи Луга и Финна.[1, 379]
Получается, что героическая биография Финна почти дублирует подвиги Луга. Подобное сходство мотивов позволяет сделать вывод, что, в отличие от Кухулина, Финн в данном цикле представлен именно как персонификация Луга. Вполне возможно, что Финн (что, по одной из версий, переводится как «светлый») — всего лишь одно из прозвищ «сияющего» Луга. То есть, в наиболее позднем цикле Луг практически сливается с героем- воином Финном, что говорит о полном доминировании военных функций.
Таким образом, можно отметить ярко выраженные воинские функции Луга и его тесную связь с военной аристократией. Однако, помимо социальных функций, данное божество обладало также и природными.
Само имя бога, переводящееся как «сияющий» [2, 217], говорит о его возможной связи с солярными культами. Мифологический цикл содержит не мало подтверждений тому, что Луг был тесно связан с небесными божествами. Это подтверждает один из наиболее архаических мотивов — победа над хтоническим существом, фомором Балором, что и обеспечило главенство Луга над Племенами богини Дану. На небесную природу Луга указывает также один из его атрибутов, копье, сжигающее все живое своим наконечником. Стоит также отметить и тот факт, что Луг сам является наполовину фомором, что указывает на его тесную связь с природными хтоническими силами.
Природные черты Луга проявляются также и в героическом эпосе, но намного реже. Так, например, зачатие Кухулина связано с проявлением Лугом функций небесного божества-оплодотворителя. Черты небесного божества имеет Финн, тесно связанный с Лугом и дублирующий его.
В целом, природные функции Луга довольно сильно заретушированы эпической традицией, представляющей Луга как божество, в первую очередь, социальное. Однако мы вычленили наиболее редкие, а потому, наиболее архаические мотивы, связывающие Луга с небесными культами. Таким образом, Луг, являясь изначально природным божеством, приобретает социальные функции военного божества и занимает центральное место в пантеоне. Он превосходит во всем остальных богов и убивает хтоническое чудовище, что объясняет его господство над детьми Дану. Здесь уместно провести аналогию с индийским Индрой, одним из позднейших богов пантеона — громовержец-герой, храбрый воин, победитель чудовища, олицетворение космической и биологической энергии, чьи функции шире, чем у старых божеств. Однако Луг, судя по родственным связям с фоморами, является одним из старейших божеств пантеона. Возникает вопрос о причинах его возвышения, разрешение которого представляется перспективой для дальнейшего исследования.
Литература
- Битва при Маг Туиред // Похищение быка из Куальнге. М., 1985
- Леру Ф., Гюйонварх К.-Ж., Кельтская цивилизация. СПб, 2001.
- Рождение Кухулина // Кельтские мифы. Екатеринбург, 2006.
- Росс А., Повседневная жизнь кельтов в языческую эпоху. СПб, 2004.
- Финн, сын Кумхала // Кельтские мифы. Екатеринбург, 2006.
- Шкунаев, С. В., «Похищение быка из Куальнге» и предание об ирландских героях//Похищение быка из Куальнге. М., 1985
- Элиаде М., Очерки сравнительного религиоведения. М., 2001.