Понятие «финансовая политика» можно рассматривать в двух уровнях:
Øмакроуровень;
Øмикроуровень.
В этой связи выделяются финансовая политика государства и финансовая политика предприятия.
Очевидно, что понятие финансовой политики сопряжено с рассмотрением финансов как экономической категории в целом и финансовых отношений в частности.
Финансовые отношения между предприятиями и государством следует выделять в особую категорию, т.к. они оказывают непосредственное влияние на организацию и выбор форм финансовой деятельности предприятий.
Финансовые отношения между государством и предприятиями различны на разных этапах социально-экономического развития общества, т.е. зависят от уровня развития производительных сил, политической обстановки, социальной политики и проч. Это находит свое отражение в финансовой политике.
Финансовую политику на макроуровне можно рассматривать как совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций. В более узком понимании государственная финансовая политика представляет собой целенаправленное правовое регулирование отдельных аспектов финансовой деятельности субъектов хозяйствования со стороны государства в соответствии со стратегией и конкретными условиями его экономического развития.
Основными методологическими принципами проведения финансовой политики являются:
- зависимость от конечной цели;
- макроэкономическая сбалансированность всех отраслей народного хозяйства;
- соответствие интересам всех членов общества;
- использование экономических законов;
- учет внутренних и внешних экономических условий на основе реальных
- возможностей.
Финансовая политика включает ряд мероприятий по разработке общей концепции финансовой политики, определению ее основных направлений, целей, главных задач, созданию адекватного финансового механизма, а также по управлению финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики. Основу финансовой политики составляют стратегические направления, определяющие перспективы использования финансов, предусматривающие решение главных задач функционирования экономики и социальной сферы страны. Наряду с этим государство определяет текущие тактические цели и задачи финансовых отношений: мобилизация и эффективное использование финансовых ресурсов, регулирование экономических и социальных процессов и проч.
В рамках финансовой политики происходит формирование финансового механизма. Финансовый механизм — это наиболее динамичная часть финансовой политики, которая представляет собой совокупность приемов и методов реализации финансовой политики государства. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны.
Различают директивный и регулирующий финансовый механизм.
Директивный финансовый механизмносит обязательный характер и разрабатывается, как правило, для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его ведении находятся налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование. Директивный финансовый механизм применяется преимущественно в странах с планово-директивной экономикой.
Регулирующий финансовый механизм является более лояльным и носит рекомендательный характер. Онне затрагивает прямо интересы государства, используется для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на предприятиях. В условиях реализации данного финансового механизма предприятия самостоятельно разрабатывают формы, виды денежных фондов, направления их использования, а государство устанавливает лишь общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и других обязательных платежей.
Финансовая политика, отражая финансовые отношения на макроуровне, должна учитывать специфику внутренней и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности страны.
Особое внимание следует уделять типам финансовой политики, так как финансовая стратегия предприятия, формируясь под влиянием различных типов государственной финансовой политики, несомненно, будет иметь специфические черты, присущие тому или иному ее типу, ведь предприятия, являясь хозяйственной единицей, может реализовать свои планы лишь в рамках, установленных на макроуровне законов и нормативов.
Различные типы финансовой, политики формировались под влиянием экономических, социальных и политических факторов, а также под влиянием господствующих теоретических концепций.
Известны три основных типа финансовой политики:
1) классическая;
2) регулирующая;
3) планово-директивная.
Классическая финансовая политика применялась большинством стран до
конца 20-х годов ХХ столетия. Она была основана на трудах классиков
политэкономии А. Смита (1723-1790) и Д. Рикардо (1772-1823) и их
последователей. Основными направлениями классической финансовой политики является невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма в качестве главного регулятора хозяйственных процессов. В этих условиях государство стремилось к уменьшению расходов бюджета, сводившихся в основном к расходам на военные цели, выплату процентов по государственному долгу и его погашению и управление. Система налогов включала главным образом косвенные и имущественные налоги.
Стремительное развитие производительных сил заставило государство еще в ХХ веке задуматься об изменении подходов к финансовой политике. Обострение в конце 20-х годов прошлого столетия всех экономических, политических и социальных проблем в большинстве государств актуализировало вопрос о пересмотре основных направлений финансовой политики. В этот период в западных странах осуществляется переход к регулирующей финансовой политике, в основу которой была положена экономическая теория английского экономиста Дж. Кейнса (1883-1946) и его последователей. Они обосновали необходимость вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Наряду с решением традиционных задач финансовая политика посредством использования финансового механизма была призвана регулировать экономические и социальные отношения в государстве в целях обеспечения полной занятости населения. В данном случае уровень национального дохода связывался с уровнем занятости.
планово-директивная финансовая политика применяется в странах с административно-командной системой управления экономикой. Данный тип финансовой политики имеет своей целью обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсовв руках государства для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана. Основной задачей финансового механизма в этих условиях было создание инструментов, при помощи которых производится изъятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов.
Кризис используемой финансовой политики стал причиной начала проведения принципиально новой финансовой политики – рыночной. Она базируется на использовании элементов рыночного механизма и системе государственного регулирования экономики.