В свою очередь, предприятие в рамках разработанной финансовой стратегии формирует финансовую политику по основным направлениям реализации финансовой стратегии. Финансовая политика детализирует основные положения финансовой стратегии и определяет конкретные мероприятия по ее реализации в разрезе направлений деятельности предприятия.
Разработка финансовой стратегии и финансовой политики по наиболее важным аспектам финансовой деятельности позволяет принимать эффективные управленческие решения, связанные с финансовым развитием предприятия.
Предприятие, являясь одним из ключевых элементов хозяйственной системы, зависит от нее и, в свою очередь оказывает значительное влияние на нее.
В этой связи мы склонны рассматривать финансовую стратегию как инструмент согласования интересов всех субъектов экономической системы, в которой функционирует предприятие. Причем эта система состоит из двух основных подсистем: внешней и внутренней. Внутренняя подсистема включает собственников, работников предприятия, дочерние предприятия и филиалы, а также производственные и иные подразделения. Внешняя – бюджеты всех уровней, банки, инвесторов, страховые организации и прочих заинтересованных лиц.
Под согласованием интересов мы понимаем достижение такого развития предприятия, при котором обеспечивается максимальное удовлетворение потребностей всех субъектов экономической системы в финансовых и иных ресурсах.
Иными словами, финансовая стратегия может рассматриваться как система оптимизации финансовых отношений предприятия с внешней и внутренней средой. Это обусловлено тем, что финансовая стратегия содержит набор конкретных финансовых целей и способы их достижения с обязательным учетом всех уровней финансовых отношений предприятия, а также с учетом возможных изменений этих отношений в перспективе.
Предприятие – сложная хозяйственная система, которая включает множество подсистем, выполняющих определенные функции для достижения общей цели предприятия. К ним относятся производство, обмен, финансы, маркетинг, НИОКР, социальная сфера. Каждая из них призвана работать на благо и во имя процветания предприятия. На наш взгляд, ни одна подсистема не может быть признана незначительной, малополезной, т.к. только их совокупность вправе претендовать на механизм, способный обеспечить фирме достойное место на рынке и эффективную деятельность в стратегической перспективе. Поэтому справедливо считать эти подсистемы в зависимости от функциональной нагрузки основными и производными. Однако следует различать эти понятия в связи со спецификой деятельности предприятия (сфера производства, сфера обращения, финансовая сфера, социальная сфера). Так, для производственного предприятия основной подсистемой будем считать производство, а остальные – производными, для предприятия сферы обращения обмен – основная подсистема, для предприятия кредитной сферы основной подсистемой будут являться финансы и т.д.
Таким образом, финансовую стратегию можно рассматривать как систему мероприятий, необходимых для достижения поставленных стратегических целей в рамках определенной миссии путем мобилизации, эффективного распределения и использования финансовых ресурсов предприятия.
Изучив сущность финансовой стратегии и определив ее место в системе управления предприятием, можно сделать следующие выводы:
- Финансовая стратегия является ключевой функциональной стратегией предприятия. Являясь по отношению к общефирменной стратегии производной, финансовая стратегия зависит от нее, разрабатывается в ее рамках, но, в свою очередь, оказывает определенное влияние на нее в силу своих специфических функций.
- Финансовая стратегия предприятия занимает одно из ведущих мест в финансовой системе, являясь главным стратегическим планом действий по обеспечению предприятия денежными ресурсами, что создаёт прочную основу для общегосударственных (централизованных) финансов.
- Финансовую стратегию можно рассматривать как систему мероприятий, необходимых для достижения поставленных стратегических целей в рамках определенной миссии путем мобилизации, эффективного распределения и использования финансовых ресурсов предприятия, а также в качестве инструмента согласования интересов всех субъектов экономической системы, в которой функционирует предприятие.