Особое значение на формирование финансовой стратегии оказывают условия среды функционирования предприятия. В зависимости от среды, в которой работает предприятие, следует различать отраслевую и региональную принадлежность. В силу того, что последние обладают рядом специфических характеристик, они оказывают влияние на формирование стратегии предприятия. На наш взгляд, уровень экономического и социального развития, как отрасли, так и региона особенно важны для формирования финансовой стратегии.
Так, становление рыночных отношений в различных отраслях российской экономики осуществляется крайне неравномерно. Наиболее четко подобная ситуация прослеживается в двух основных группах отраслей «традиционной» и «прогрессивной». Если говорить о представителях первой группы отраслей, нетрудно заметить, что в них в основном сохранились формы организации производства, унаследованные от административно-хозяйственной системы, а, следовательно, внедрение рыночных механизмов функционирования экономики в таких отраслях крайне затруднено. Напротив, так называемые «прогрессивные» отрасли, например, денежно-кредитная сфера, международные отношения, наиболее гибко реагируют на структурные изменения в экономике, и, имея высокую адаптивную способность, быстро приспосабливаются к новым условиям хозяйствования, широко применяя рыночные механизмы. Более того, как уже отмечалось, особенностью переходного периода в России является преобладание финансового капитала над промышленным, что влечет за собой стремительное развитие и обогащение банковской сферы, спад промышленного производства, замедление воспроизводственного процесса и формирование кризисных ситуаций в проблемных отраслях.
Так, для предприятия реального сектора экономики приоритетным направлением финансовой стратегии будут являться оптимизация основных и оборотных фондов, оптимизация налоговых платежей, а также оптимизация распределения прибыли с целью поиска дополнительных источников финансирования расширенного воспроизводства. Особое место в рамках финансовой стратегии должна занимать ценовая политика с целью создания конкурентных преимуществ предприятия.
Для предприятия денежно-кредитной сферы важнейшими направлениями финансовой стратегии будут являться оптимизация финансовых вложений, оптимизация внутренних и международных расчетов, поиск новых эффективных финансовых инструментов. Аналогичным образом происходит становление рыночных отношений и в различных регионах России. Быстрее всего этот процесс протекает в столице и примыкающих к ней областях и территориях, вследствие высокой концентрации финансового капитала. Напротив, в отдаленных регионах становление рыночных отношений происходит очень медленно, и, прежде всего, из-за отсутствия финансовых возможностей. В этой связи особую значимость в условиях реформируемой экономики приобретают региональные программы по финансированию, как отдельных предприятий, так и целых отраслей. Особенно важен дифференцированный подход к решению конкретных экономических вопросов в зависимости от возможностей каждого региона. Таким образом, на региональном уровне необходимо решение следующих основных задач: разработка региональных инвестиционных программ, программ по обеспечению занятости населения, преодолению депрессивного состояния отдельных регионов и т.п. Следовательно, при формировании финансовой стратегии того или иного предприятия особенно важно учитывать его региональные особенности и основные направления действующей региональной экономической политики.
В основе последнего классификационного признака лежит динамика деятельности предприятия, т. е. необходимость и возможность изменения направлений его деятельности за определенный промежуток времени. Следовательно, имея сформированную общую стратегию развития, а также ряд функциональных стратегий, в том числе финансовую, предприятие решает изменить направление своей деятельности (изменяет ассортимент товаров, осуществляет техническое перевооружение, изменяет кадровый состав, изменяет структуру управления, входит в новую сферу деятельности: производство в торговлю, торговля – в строительство и т. д.). Все это требует значительных финансовых затрат, а, следовательно, ведет к немедленной корректировке на только общей стратегии, но, в первую очередь, финансовой. Но, на наш взгляд, существуют факторы, которые изменяются после изменений в деятельности предприятия, и те, которые остаются постоянными, т. е. такие, которые присущи любому предприятию. К постоянным факторам можно отнести уровень спроса, инфляцию, политическую стабильность, экономическую политику государства, уровень социального развития общества и т. п. А к переменным, зависящим от изменений в деятельности предприятия – цели и принципы предприятия, уровень издержек, управленческий потенциал, уровень конкуренции, ресурсы и проч.
Таким образом, изучив факторы, тем или иным образом влияющие на формирование финансовой стратегии, можно сделать следующие выводы:
1. Факторы финансовой стратегии складываются из факторов, влияющих на эффективность функционирования предприятия, его финансовую устойчивость, стабильность его развития.
2. Факторы финансовой стратегии можно классифицировать по пяти признакам:
а) по отношению к предприятию – внешние и внутренние;
б) по степени воздействия – жесткие и мягкие;
в) по способу воздействия – прямые и косвенные;
г) по отношению к среде функционирования предприятия – отраслевые и региональные;
д) в зависимости от изменения направления деятельности предприятия – постоянные и переменные.
3. Специфичность протекания экономических процессов в России определила некоторые особенности в системе факторов финансовой стратегии предприятий. Например, дополнительные социальные факторы, способствующие возникновению и развитию кризиса экономической деятельности предприятия, — преступность и коррупция приобретают в современной России всё больший вес и становятся для многих предприятий непреодолимым барьером в бизнесе.