Налогообложение торговой и промышленной деятельности преимущественно в западно-европейских государствах в XIX в. представляло собой самостоятельный вид промыслового обложения. Занятие торгово-промышленной деятельностью называлось промыслом, вследствие чего и был установлен промысловый налог в указанных государствах. Первоначально промысловое обожение в виде подати, имеющей личный характер и взимаемой с каждого лица, занимавшегося любым видом промысловой деятельности, было установлено всеми государствами Западной Европы. Впоследствии данный налог стал приобретать черты имущественного характера. Однако, несмотря на относительное сходство политического и общественного устройства, уровня торгово- промышленного развития основных западно-европейских государств в XIX в., промысловое обложение было построено уже на различных основаниях, представляющих собою три основные системы: патентная, раскладочная и окладная.
Представителем типичной патентной системы промыслового обложения явилась Франция. До XVIII в. во Франции правом занятия торговлей и промыслом принадлежало монопольным промышленным корпорациям. В 1791 г. для обложения торговли и промышленности во Франции был установлен промысловый налог в виде предварительного платежа в казну специальной подати, известной под названием патентного сбора за право торговли и промыслов. При этом были упразднены казенные и частные монополии и привилегии, закреплялась свобода промышленной деятельности, законодательно провозглашался принцип свободного труда и объявлялось, что «каждому лицу предоставляется право производить торговлю или заниматься той профессией, искусством или ремеслом, каким кто пожелает; но это лицо обязывается предварительно выбрать патент, за что необходимо уплатить причитающуюся сумму по установленному окладу». Постоянный оклад взимался согласно расписанию всех видов торговли и промышленности по классам и отделам, в зависимости от количества населения. Также был установлен пропорциональный оклад в размере 1/10 платы за помещение для всех промышленников. Однако, в целях равномерности обложения торгово- промышленных предприятий во Франции в 1844 г. был принят новый закон, согласно которому все плательщики промыслового налога были разделены на три класса. К первому классу относились предприятия, доходность которых зависела от численности населения данной местности. Ко второму классу относились лица, имеющие профессии особого характера. К такой категории причислялись нотариусы, адвокаты, приставы, секретари судебных мест, ветеринары, архитекторы, учителя, содержатели учебных заведений. Доходность от занят™ указанными профессиями также зависела от населенности. К третьему классу были отнесены все предприятия (фабрики, заводы, мастерские), доходность которых не зависела от количества населения той местности, в которой они находились. Такие предприятия облагались постоянным окладом по внешним признакам их прибыльности. Освобождались от уплаты данного налога государственные служащие, земледельцы, приказчики, ремесленники, мастеровые, работающие без помощи капитала. Однако и данная система промыслового обложения обнаруживала недостатки в применении на практике, выявляя недостаточную уравнительность и обременительность. В связи с этим, в 1880 г. во Франции был принят новый закон, в основе которого лежало уменьшение пропорционального оклада при одновременном увеличении постоянного оклада. По данному закону предприятия и промыслы облагались по внешним признакам прибыльности. Учитывался род торговли или промысла; количество населения той местности, в которой находились предприятия; число рабочих, двигателей, размеры помещения, в которых осуществлялся промысел. В зависимости от внешних признаков предприятий устанавливался соответствующий размер промыслового налога. Такой налог взимался в двойной форме: в виде постоянного оклада, зависящего от вида предприятия, и пропорционального оклада, величина которого зависела от размера платы за помещение, занимаемого промышленником. Плательщиком промыслового налога по данному закону признавалось любое лицо, в том числе и иностранные подданные, занимающиеся торговой или иной промысловой деятельностью, выкупившие соответствующий патент (разрешение) для занятия определенной деятельностью. Освобождались от патентного налога должностные лица, состоящие на государственной и общественной службе, преподаватели, артисты, художники и другие. Размер постоянного оклада устанавливался в зависимости от вида предприятия и класса местности, в которой они находятся. Пропорциональный оклад устанавливался в виде определенного размера отчислений от наемной платы за помещение, которое занимало предприятие. Взимание промыслового налога во Франции в конце XIX в. осуществлялось на основании окладных списков, составляемых контролерами прямых налогов на основании производимой ежегодно переписи лиц, подлежащих платежу промыслового налога. Обложение промысловой деятельности осуществлялось на основании предполагаемого, а не действительного дохода предприятия, тем самым французская податная администрация не вмешивалась в частную жизнь плательщиков. Последние не обязаны были предъявлять своих книг по осуществлению промысловой деятельности, сохраняя при этом свою торговую тайну. Данное обстоятельство относилось к преимуществу патентной системе промыслового обложения.
Представителем раскладочной системы обложения торговли и промыслов являлась в XIX в. Пруссия. В начале столетия система промыслового обложения в Пруссии была основана на строгом разграничении города от уезда, производство промыслов и торговли составляло исключительную привилегию городов. Но уже законом 1810 г. было отменено различие в обложении городских и сельских жителей. Заниматься промысловой деятельностью было разрешено сельским жителям под условием выборки ежегодно возобновляемых промысловых свидетельств, обложенных сбором в пользу казны. В 1820 г. был издан закон о промысловом налоге, который действовал в Пруссии до конца XIX в. Основой промыслового обложения по данному закону являлся сбор с прибыльных предприятий, производимый в больших и средних городах, а в маленьких городах и деревнях промысловый налог имел значение дополнительного сбора с классной подати. В 1861 г. в действующий на тот период закон были внесены изменения в части определения классности видов промыслов. Взимание промыслового налога с предприятий всех классов производилось по раскладочной системе, с указанием в законе среднего нормального оклада, в различном размере для каждого класса, с учетом населенности местности, в которой находилось предприятие. При этом наблюдалось чрезмерное обложение наименее платежеспособных предприятий. Преследуя цель более равномерного и необременительного обложения промысловых предприятий, прусский законодатель в 1891 г. принял новый закон о промысловом налоге, вступивший в действие только с 1893 г. Характерной особенностью нововведений явилось то, что устанавливалось непосредственное обложение прибыльности предприятий в размере, определяемой по показаниям плательщиков.
Правильность показаний проверялась раскладочными органами. Общая сумма налога с каждого плательщика определялось посредством умножения числа предприятий на средний оклад соответствующего класса. Раскладка сбора производилась самими плательщиками под наблюдением правительства, с подразделениями предприятий на классы по размерам прибыли или основных оборотных капиталов. Для этого устанавливался для каждого из классов низший и высший оклад, в пределах которого для каждого предприятия назначался причитающийся промысловый налог. От последнего освобождались территории Германской Империи и Прусское королевство, кредитные союзы, публичные учреждения для страхования, предприятия общеполезного характера, занятия государственной службой, искусством, научной, литературной, учебной и педагогической деятельностью. Вся деятельность, подлежащая промысловому обложению, подразделялась на четыре класса в зависимости от размера прибыли или величине основного и оборотного капиталов. Так, предприятия первого класса облагались в размере 1 % по отношению к прибыли. Предприятия других классов облагались по средним окладам в размере, определяемом законом. Назначение окладов производилось выборными от податных обществ «по чистой совести и крайнему разумению» и оценке прибыльности каждого предприятия в соответствии с имеющимся о нем сведениям. Особенностью прусского промыслового обложения являлось также и то, что доход от торговли и промыслов подлежал и подоходно- прогрессивному налогу на общем основании.
Прусское законодательство о промысловом обложении, оказало влияние на развитие законодательства об обложении торгово-промышленной деятельности в Австрии. Основанием для промыслового обложения в Австрии в начале XIX в. являлся закон 1812 г., которым был установлен налог на прибыльные промысловые занятия в области промышленности, торговли, ремесла и оказанием личных услуг. Австрийское промысловое обложение устанавливалось на внешних признаках предполагаемой доходности предприятий, классифицированных по суммам постоянных окладов. Размер таких окладов определялся в законе по роду или месту нахождения промысла, по числу рабочих рук или механических станков, по размеру вложенного в предприятие капитала, а также сумме годового капитала. Таким образом, в Австрии первоначально была установлена патентная система промыслового обложения. Однако, такая система обнаруживала несоразмерность постоянных окладов с действительным положением развития промышленности и торговли в Австрии. В целях совершенствования системы промыслового обложения в 1849 г. был принят новый закон, которым патентный налог был дополнен подоходным. Обложение устанавливалось как по внешним признакам предприятия, так и по чистой их прибыльности. Дальнейшие изменения в законодательстве были связаны с введением более равномерного обложения торговли и промышленности. В 1896 г. в Австрии был издан уже другой закон о промысловом налоге. Данным актом закреплялась раскладочная система торгово- промышленного обложения, заимствованная из прусского законодательства. Общему промысловому обложению подлежало всякое лицо, ведущее в пределах Австрии какое-либо торгово- промышленное предприятие или иную деятельность, направленную на получение прибыли. Освобождались от уплаты данного налога: служебные занятия, которые выполнялись за жалование или плату; предприятия, ведущие государством в целях общественного управления; работницы, занимающиеся домашними рукоделиями; студенты, дающие частные уроки, а равно те лица, которые занимались частным преподаванием или писательской деятельностью. Плательщики промыслового налога в соответствии с законом распределялись на четыре класса в зависимости от общей суммы промыслового обложения, которую они должны были платить в течение последнего года, предшествующего раскладочному периоду. Таким образом, в законе устанавливались для каждого класса предельные ставки налога. Кроме этого, для предприятий, обязанных публичной отчетностью, налог определялся в размере 10 % с чистой прибыли. Поэтому раскладочная система промыслового обложения в Австрии имела характер классифицированного налога, построенного на сравнительной доходности предприятий.
Окладная система промыслового обложения была установлена в Англии. В основе такой системы лежал общий подоходный налог от экономической деятельности различных предприятий. Поэтому в Англии в XIX в. не существовало специального промыслового налога на торгово-промышленную деятельность. Все виды доходов, полученные от различных видов деятельности, подлежали обложению на основании закона о подоходном налоге, принятого в Англии в 1842 гЛ Данный налог складывался из особой системы налогов на источники доходов, которые по закону разделялись на пять групп. Это доходы от недвижимости, от аренды недвижимой собственности, от денежных капиталов, доходы торговцев и промышленников, доходы от жалований всякого рода и пенсий. Указанному подоходному обложению подлежали все лица — английские подданные, иностранцы после шестимесячного пребывания в стране. При этом налог уплачивался со всех доходов, получаемых в Англии, либо получаемых за пределами государства. Освобождались от уплаты такого налога благотворительные учреждения, сберегательные кассы, кооперативные товарищества. В отношении доходов торговцев и промышленников за основу обложения принимался чистый доход таких предприятий. Сведения о доходах плательщики обязаны были предоставлять для проверки специальным местным органам, которые определяли размеры окладов обложения с учетом особенности деятельности предприятий в определенной местности. Указанное обложение в Англии являлось частью имущественного налога, устроенное на подоходном начале. Так, английский парламент, в зависимости от потребностей казны, назначал известную ставку налога, которая применялась одинаково ко всем видам доходов. Промысловый доход исчислялся по среднему доходу за последние три года.
Учитывая особенности обложения торгово-промышленной деятельности в различных западно-европйских государствах, общими условиями для всех являлась обязательность предоставления сведений о доходах налогоплательщиками, установлением штрафов за неподачу заявлений и отчетов. Также специальные податные учреждения имели право производить осмотр заведений, запасов и промыслов, в исключительных случаях производить следственные действия, допрашивать плательщиков, свидетелей и экспертов.
Несмотря на различие в системах налогообложения торгово-промышленной деятельности в западно-европейских государствах в XIX веке, общими недостатками являлось проблема неравномерности и обременительности обложения для налогоплательщиков, к чему и стремились зарубежные законодатели, совершенствуя нормативную базу в течение столетия, что является актуальным и для современного законодателя.