Ю.В.Кузьмин, В.В.Свинин Иркутский государственный университет, Россия
Крах социалистической системы, распад СССР, ликвидация СЭЙ и Варшавского договора, и, в то же время, серьезные подвижки в улучшении российско-китайских и монголо-китайских отношений создали совершенно новую международную ситу ацию в Восточной Азии. Демократизация социально-экономической и общественной жизни в России и Монг олии, вывод советских войск из Монголии привели к изменению характера российско- монгольских политических и экономических отношений. Монголия получила возможность создать собственную систему международных экономических отношений на основе полной самостоятельности.
В начале 90-х гг. Монголия отказалась от традиционной и приоритетной экономической ориентации только на одну стран)7 — СССР и его правопреемницу Россию, на которую ранее приходилось до 90 % внешней торговли, а в целом на страны СЭВ — около 97 %. К началу 90-х гг. в Монголии при содействии бывшего СССР и стран СЭВ было создано более 800 объектов, в том числе
около 150 крупных структурообразующих промышленных предприятий, составляющих основу современной монгольской экономики.
Монголия начинает расширять географию внешней экономической политики, проводит открытую экономическую политику, пытается построить новую систему международных экономических отношений. Для ее реализации в марте 1990 г. был принят «Закон об иностранных капиталовложениях».
Важным элементом процесса переоценки внешней экономической политики Монголии стал ее поворот «лицом к Азии». Он выразился в значительном, а иногда и полном сокращении экономического сотрудничества с бывшими социалистическими странами Восточной Европы. С другой стороны, Монголия прилагает значительные усилия для расширения экономических отношений с Китаем, Японией, Южной Кореей, Вьетнамом. Политические лидеры Монголии не только рассчитывали на получение экономической и финансовой помощи этих стран, но и хотели заимствовать опыт модернизации экономики, ее структурной перестройки.
Были созданы рабочие группы ученых, изучающих опыт модернизации экономики Вьетнама, Сингапура, Таиланда, Южной Кореи. Большие надежды монгольское общество связывало с экономическим сотрудничеством с наиболее развитыми странами мира — США, Японией, Южной Кореей, а также рассчитывали на их помощь, поддержку и новые технологии. К сожалению, они оправдались лишь частично.
Монголия прошла ряд стадий замены жестко централизованной и административно-командной системы элементами рыночной экономики, была создана своеобразная переходная экономика. В стране установились многопартийная система, парламентская республика, распущены коллективные сельскохозяйственные объединения. Результаты десятилетия экономических реформ нельзя оценить однозначно, положение страны остается сложным и противоречивым. В Монголии приватизировано свыше половины всех государственных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, сформирована структура рыночных отношений: банковская система и фондовый рынок, либерализованы внешнеэкономические отношения. Глубина экономического спада в Монголии была значительно меньше, чем в России.
Особенности отраслевой структуры экономики Монголии заключаются в отсутствии машиностроения и наукоемкой продукции, а основная часть ВВП производится в горнодобывающих отраслях, животноводстве и связанных с ними сырьевых отраслях экономики, обеспечивающих основную долю валютных поступлений от экспорта.
Смягчению кризиса в Монголии способствовала также финансовая помощь промышленно развитых стран и международных валюшо-кредитных организаций. Лидирующие позиции в этом процессе заняла Япония. В 1991-1993 гг. всею было выделено Монголии 787 млн. дол., из них Япония — 151 млн., Мировой Банк — 95 млн., МВФ — 87.5 млн. дол.
В первой половине 90-х гг. российско-монгольские отношения характеризовались тенденцией резкого сокращения! и спада сотрудничества. Удельный вес России во внешней торговле Монголии сократился с 56% в 1993 г. до 23% в 1997 г. Сокращение удельного веса во внешнеторговом обороте Монголии в 90-е гг. сопровождалось и абсолютным уменьшением российско- монгольской торговли. В 1997 г. объем торгового оборота составил 200.5 млн. дол., в том числе экспорт из России — 166 млн., а импорт монгольских товаров — 39.9 млн. дол. Объем товарооборота сократился в 1993-1997 гг. более чем в полтора раза, с 354 млн. дол., а импорт из Монголии в 3.4 раза — с 218.8 до 135.8 млн. дол. Одновременно резко увеличилась несбалансированность взаимной торговли, возрос дефицит Монголии в торговле с Россией, Численность российских специалистов в стране уменьшилась в 10 раз.
В начале 90-х гг. в Монголии в периодической печати и общественном мнении определяющими были негативные оценки русско-монгольских к советско-монгольских отношений. Особой критике был подвергнут значительный долг Монголии России. Российско-монгольские экономические отношения испытали значительную трансформацию и резкий спад, бьша прекращена практика предоставления Монголии государственных льготных кредитов.
Географическое положение Монголии — местонахождение ее между двумя крупными странами региона — Россией и Китаем, исторически сформировало постоянную зависимость от внешних геополитических факторов. Ослабление позиций России в Монголии неизбежно влекло за собой усиление роли китайского экономического фактора.
Исторический аспект внешнеполитических отношений в треугольнике: Россия- Монголия — Китай изучены достаточно основательно Е.А. Беловым, С.Г. Лузяниным, B.C. Мясниковым, В.Ц. Ганжуровым, однако экономический фактор нуждается в дополнительном исследовании. Китай традиционно рассматривает Монголию, входившую до 1911 г. в состав Маньчжурской империи, зоной собственных национальных интересов.
Нормализация монголо-китайских экономических отношений после десятилетий противостояния явилась фактором расширения сотрудничества. Китай предоставил Монголии кредиты, оказал безвозмездную помощь, был заинтересован в расширении торговых отношений. КНР предоставил Монголии кредитов на сумму 130 млн. дол. для выполнения 16 проектов. Расширяется экспорт китайских товаров: если в 1990 г. они составляли всего 0.7 % экспорта, то в 1993 г. составили уже 30.9 %, в 1996 г. — 14.0%. Однако, монголы по традиции «боятся» активного вторжения китайского капитала в монгольскую экономику.
Китай стал одним из основных потребителей традиционной монгольской продукции животноводства. После либерализации внешнеэкономических связей это способствовало росту цен на монгольское сырье, шерсть, пух, шкуры животных. Это, в свою очередь, привело к резкому сокращению экспорта целого ряда монгольских готовых изделий, в том числе меховых и кожаных изделий. В монголо-китайских торговых отношениях в настоящее время преобладает пршраничная и бартерная торговля, что составляет 80 % всей торговли, на границе существует 11 пропуск- ных пунктов с
Третью позицию во внешних отношениях Монголии занимает Япония. Укрепление своих позиций в Центральной Азии для Японии стратегически важно. В свою очередь, высокий престиж японских технологии и товаров в мировой экономике является для монголов своеобразным символом процветания Азии. Япония активно изучает возможность монгольской экономики и ее рынка. Она ведет самую активную подготовку специалистов-монголо- ведов. На территории Монголии работало несколько совместных экспедиций по изучению природных ресурсов страны. При помощи Японии были построены металлургический комбинат в Дар- хане, комбинат «Говь» по переработке верблюжьей шерсти, оказана безвозмездная помощь в области образования и здравоохранения. Общий объем торговли с Монголией повысился, однако в объеме японской внешней торговли доля Монголии составляет незначительную часть.
Таким образом, к середине 90-х гт. сложилась новая система экономических отношений Монголии, изменился ее международный статус. Вдвое сократились размеры экономического сотрудничества с Россией, но увеличились масштабы экономических отношений с Китаем, Японией и развитыми западными странами. Однако мне гас надежды и ожидания монгольской общественности не оправдались: полномасштабной экономической стабилизации и подъема не произошло,
В конце 90-х гг. Монголия вновь возвращается к восстановлению и расширению монголо-российских экономических отношений, заинтересована в создании совместных предприятий, увеличении российских инвестиций в монгольскую экономику. Особенно нужны монгольской экономике нефтепродукт, электроэнергия, машины и оборудование, запасные части. К началу 1998 г. в Монголии уже успешно работало 150 монголо-российских совместных предприятий, на долю России приходится теперь около 30% иностранных инвестиций.
Созданы благоприятные экономические условия для восстановления и расширения российско-монгольских экономических связей. Большие перспективы сотрудничества с Монголией имеют Иркутская область и Бурятия.