Важнейшим приоритетом текущего и долгосрочного развития России является сохранение и рост научно-технического и интеллектуального потенциалов страны. Для этого требуется восстановить: дореформенную долю расходов бюджетов всех уровней на фундаментальную и отраслевую науку, высшее и среднее образование; финансирование проектных и конструкторских работ; активную инвестиционную и инновационную политику по переводу производств на новые технологии. Ресурсосберегающие и высокие технологии позволят перераспределить финансовые и материальные ресурсы для социального направления в развитии экономики. Ключевыми приоритетами экономического развития России будут также строительство жилья, дорого, подъездных путей, модернизация средств транспорта, связи и товаропроизводящей сети. Для этого должны применяться протекционистские меры по переключению инвестиционных потоков на отрасли производства естественных монополий. Требуется разработка национальных, отраслевых и региональных программ, предусматривающих развитие НИОКР, нововведений и инвестиций. Одной из первоочередных общенациональных программ должна стать программа восстановления и оснащения индустриальными технологиями сельского хозяйства России.
Массовое распространение базисных нововведений постиндустриального типа займет много времени, но начинать этот процесс и активизировать его следует уже сейчас, постоянно увеличивая темпы обновления производства.
Финансовым обеспечением активизации инвестиционного процесса могут стать:
-государственные ресурсы: финансирование федеральных программ; бюджетное кредитование; долевое участие государства в инвестициях коммерческих структур; выпуск специальных тиражей государственных ценных бумаг с целевым использованием средств на нужды инвестирования, создание фонда государственного страхования инвестиций, совместное финансирование инвестиций бюджетами Федерации и бюджетами субъектов Федерации;
-собственные средства предприятий: оборотный капитал, прибыли предприятий и амортизационные отчисления;
-проведение политики льготного налогообложения прибыли, идущей на производственные инвестиции, а также на использование механизма ускоренной амортизации, развитие системы лизинга будут способствовать росту инвестиционной активности;
-постепенное втягивание ресурсов коммерческих банков в процесс долгосрочного кредитования инвестиций в связи с меняющейся конъюнктурой рынка кредитных ресурсов – повышением спроса, уменьшением политических и экономических рисков, сокращением доходности от спекулятивных операций.
За пределами 2000г., по прогнозам ИЭ РАН, Россию ожидает инвестиционный бум. В связи с этим правительству и крупным финансовым корпорациям России следует руководствоваться национальными интересами при отборе инвестиционных проектов для того, чтобы поддержать формирование новой структуры хозяйства при долгосрочном кредитовании капитальных вложений. Необходимо всемерно стимулировать отечественных инвесторов, а через них и соответствующие отрасли, поставляющие инвестиционные товары. При проведении финансовой политики государству нужно исходить из того, чтобы закупки были ориентированы на отечественных производителей и поставщиков оборудования, поэтому следует ограничить закупки импортного оборудования и техники.
Низкая инвестиционная активность имеет серьезные внутренние причины, делающие неэффективными инвестиции в производственной сфере. Для того, чтобы инвестиции в российскую экономику стали прибыльными, нужно свести инфляцию к минимуму; разблокировать финансовые ресурсы предприятий – оборотные средства, амортизационные отчисления, прибыли; разработать поэтапную систему государственного протекционизма, направленную на поддержание и развитие инфраструктурных отраслей экономики, производства с высокими технологиями, обеспечивающими конкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке. Оживление инвестиционного процесса в России должно произойти прежде всего за счет внутренних ресурсов, а иностранным инвестициям следует отводить только второстепенную роль из-за небольшого объема и низкой мобильности.
О государственном участии в оживлении инвестиционной деятельности в России существует две точки зрения. Первая, — государство не может обеспечить более эффективное распределение ресурсов, чем рыночный механизм самоорганизации; вторая – исходит из того, что государственное регулирование, государственный протекционизм в период сложной структурной перестройки народного хозяйства является неотъемлемым атрибутом управления в современной рыночной экономике.
Активное вмешательство государства ускорит решение глобальных экономических задач в России. Рассматриваемую проблему следует решать с учетом особенностей российской экономики, которая состоит в том, что она представляет собой экономику промышленно-индустриального типа с большим удельным весом сырьевых и предельных отраслей, а также военно-промышленного комплекса. Наша экономика отличается высокой капиталоемкостью, низкой оборачиваемостью капитала и замедленным реагированием на рыночные импульсы. Упадок инвестиционного процесса в годы реформирования экономики приведет к негативным явлениям – распаду многих видов производства, включая предприятия с высокими технологиями оборонного комплекса, к деградации важных научных направлений, которые могли бы составить базу для технологических прорывов в будущее.