Л. И. Святкина
Сертификация как деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям появилась относительно недавно. В 60-70-х гг. по инициативе Технического комитета по надежности МЭК и ИСО были начаты работы по созданию системы сертификации в странах Европы. Анализ отечественной практики проведения работ по сертификации, формирования и применения ее организационно-правовых основ позволяет выделить несколько этапов становления и развития сертификации в Российской Федерации.
На первом этапе (1984-1992 гг.) деятельность по сертификации осуществлялась в условиях перестройки российской экономики, качественного обновления внутреннего потребительского рынка и признания принятых на международном уровне принципов и процедур сертификации продукции в качестве важнейшего фактора установления взаимного доверия к ее результатам, развития экономического сотрудничества и устранения технических барьеров в торговле.
Сертификация отечественной экспортной продукции в начале своего становления проводилась в зарубежных центрах. С начала 80-х годов по инициативе Госстандарта России, Минторга России и некоторых промышленных министерств были начаты работы по введению сертификации экспортируемой, прежде всего машиностроительной продукции на базе отечественных испытательных центров. В 1986 г. Госстандарт России ввел в действие «Временный порядок сертификации продукции машиностроения». В результате проведенных в соответствии с этими документами работ наша страна присоединилась к трем международным системам сертификации продукции: электробытовых товаров, электронных компонентов и автотранспортных средств по правилам ЕЭК ООН. Таким образом, были созданы первые в России правила проведения сертификации продукции, аттестации производств и аккредитации испытательных лабораторий и начаты практические работы по всем этим направлениям.
«Открытость» российской экономики в начале девяностых годов и доступность отечественного рынка для зарубежных производителей продукции породили проблему обеспечения безопасности отечественного потребительского рынка. Она возникла в связи с резким увеличением объемов импорта Россией далеко не лучших потребительских товаров, снижением качества отдельных видов отечественной продукции и, прежде всего, продуктов питания. Для обеспечения безопасности рынка товаров, предназначенных для личных бытовых нужд граждан, в 1992 г. был принят и введен в действие Закон РФ «О защите прав потребителей», который регулирует отношения между потребителями и предпринимателями, определяет механизм реализации прав потребителей и многое другое, в том числе и условия проведения обязательной сертификации потенциально опасных товаров и услуг. Результаты работ, выполненных на первом этапе, стали необходимой базой для последующего существенного развития сертификации в стране.
На втором этапе (1993-1997 гг.) работы по сертификации носили комплексный и системный характер и завершились формированием и введением в действие современной организационно-правовой базы сертификации, гармонизированной с международной нормативной документацией по целому ряду вопросов. В 1993г. были приняты три основополагающих закона «О стандартизации», «Об обеспечении единства измерений» и «О сертификации продукции и услуг».
Принятые законодательные акты послужили правовой базой для расширения сфер деятельности по обязательной и добровольной сертификации, формирования и развития сети органов по сертификации и испытательных лабораторий
Так, в 1992 г. не было ни одного органа по сертификации и работало всего лишь 10 испытательных лабораторий, в 1997 г. работало более 500 органов по сертификации и более 1500 испытательных лабораторий, на 1 января 2004 г. аккредитовано уже 5523 лабораторий. Орган по сертификации в Иркутском центре стандартизации и метрологии был создан и аккредитован в начале 1993 г. с одновременной организацией испытательной лаборатории.
В отсутствии развитого государственного контроля за безопасностью товаров на рынках страны сертификация вынужденно оказалась одним из наиболее действенных механизмов защиты потребителя от опасной и некачественной продукции. За годы реформ в основном были созданы условия для свободного обращения товаров и услуг, использования рыночных механизмов в удовлетворении потребительского спроса, заложены основы формирования рыночной инфраструктуры и конкурентной среды.
На третьем этапе (1998-2002 гг.) в связи с постепенной стабилизацией российского рынка направление развития и совершенствования сертификации было определено Концепцией перехода к механизму подтверждения соответствия. Основная цель Концепции заключается в обеспечении научно- обоснованного баланса между риском общества в связи с возможным ущербом от эксплуатации (потребления) небезопасной продукции и затратами на проведение обязательной сертификации, т.е. должна быть пропорциональность и соизмеримость затрат на проведение обязательной сертификации продукции и риска нанесения ущерба жизни, здоровью, имуществу потребителя. С одной стороны, «ужесточение» процедуры сертификации служит определенной преградой появления на рынке опасной продукции, но с другой, являясь барьером, может неоправданно снижать товарооборот, поскольку затраты на сертификацию закладываются в себестоимость продукции. Выход из сложившейся ситуации — переход к механизму подтверждения соответствия, в рамках которого соответствие продукции установленным требованиям обеспечивается набором процедур («модулей»), учитывающих степень опасности продукции.
Нигде в мире сертификация не выполняла и не выполняет функций защиты от недобросовестных изготовителей и продавцов, потому что она для этого не предназначена. В лучшем случае она свидетельствует о том, что испытанный образец соответствует нормам. А будет ли соответствовать реальный продукт этим нормам, должен гарантировать изготовитель или продавец.
Принять на себя эту ответственность может заставить только закон и его неукоснительное выполнение. При этом во всем мире законы таковы, что ни у кого не возникает желания с ними связываться. В нашей стране законы, если не поощряют низкое качество, то уж наверняка не препятствуют ему. Хотя надо признать, исходя из собственного опыта работы в ИЛ, закон «О защите прав потребителей» начинает работать.
С 1 июля 2003 г. вступил в силу Федеральный закон РФ «О техническом регулировании». И начиная с этого момента, мы приступили к этапу переходного периода в области подтверждения соответствия и аккредитации, когда государство обязательные требования предъявляет только к безопасности, а в отношении потребительских свойств продукции берет на себя функции рекомендательные и регулирующие.
При всех издержках прежней системы сертификации новая система получает развитую структуру подтверждения соответствия и хорошо подготовленных специалистов. Возникшая буквально с нуля, Система сертификации ГОСТ Р за время своего действия решила ряд принципиально важных задач:
— разработана и усовершенствована система подтверждения соответствия;
— внедрены единые правила сертификации, предусматривающие, в частности, что сертификат, выданный любым органом по сертификации, действителен на всей территории страны;
— государственные стандарты СССР сохранены действующими в качестве межгосударственных стандартов СНГ; принято большое количество российских стандартов, в большинстве своем аутентичных международным;
— подготовлены и аккредитованы в установленном порядке эксперты по всем подлежащим сертификации группам продукции;
— создана и аккредитована в Системе сертификации ГОСТ Р сеть аналитических лабораторий, составляющих в настоящее время доказательную базу сертификации;
— накоплен и обобщен большой опыт решения практических задач подтверждения соответствия;
— расширен перечень структур, создавших органы по сертификации, включая многие учебные заведения высшей школы, ставящие задачу на практике подготовить студентов к проведению работ по подтверждению соответствия, тем самым в перспективе обеспечивается определенная преемственность.
Законодательство о техническом регулировании вводит следующие принципиальные положения:
- Обязательные требования к продукции и процессам, связанные с повышенным риском для общества, граждан, окружающей среды, устанавливаются в технических регламентах, а показатели качества продукции и услуг, важные для бизнеса и потребителей, устанавливаются в стандартах и являются добровольными.
- Соответствие продукции требованиям технических регламентов, стандартов или хозяйственных договоров подтверждаются органами по сертификации, испытательными лабораториями и другими органами. Общество и бизнес должны быть уверены в компетентности этих органов.
Проверка такой компетентности и предоставление права проводить работы по оценке и подтверждению соответствия осуществляется через процедуру аккредитации.
Аккредитация, построенная на современных принципах с учетом международных норм, правил и практики, призвана обеспечить доверие изготовителей, продавцов и приобретателей к деятельности органов по сертификации и испытательных лабораторий.
Одной из задач при построении системы аккредитации является обеспечение признания этой деятельности за рубежом. Опосредованно такое признание аккредитации ведет к признанию деятельности аккредитованных в системе органов по сертификации и испытательных лабораторий и, далее, к признанию и доверию к сертифицированной продукции, к протоколам испытаний. Для российских производителей такое признание очень важно, поскольку избавляет их от необходимости проведения аналогичных проверок зарубежными органами по сертификации и испытательными лабораториями.
Именно через международное признание системы аккредитации, решается задача взаимного признания результатов сертификации продукции, снижения барьеров в торговле.
Добровольная сертификация, декларирование соответствия, обязательная сертификация остаются формами подтверждения соответствия (кстати, именно в такой последовательности они представлены в тексте Закона, что, по-видимому, отражает степень значимости, придаваемой каждой из этих форм при работе в новых условиях). А вот подходы к организации работы и нормативно-правовая база претерпевают кардинальные изменения; место государственных стандартов и других привычных документов занимают технические регламенты с максимально высоким статусом закона РФ.
Принципиально важным является обеспечение подтверждения соответствия в переходный период, исчисляемый для конкретной продукции с момента вступления в силу ФЗ и до вступления в силу соответствующего технического регламента. Здесь важно сохранить определенную преемственность с предыдущим подходом для той продукции, на которую еще не приняты регламенты.
Современный рынок немыслим без сертификации продукции, работ услуг. К этому правилу игры пришли все цивилизованные страны.
Похожие статьи