ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СЕРТИФИКАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Л. И. Святкина

Сертификация как деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным тре­бованиям появилась относительно недавно. В 60-70-х гг. по инициативе Технического комитета по на­дежности МЭК и ИСО были начаты работы по созданию системы сертификации в странах Европы. Анализ отечественной практики проведения работ по сертификации, формирования и применения ее организационно-правовых основ позволяет выделить несколько этапов становления и развития серти­фикации в Российской Федерации.

На первом этапе (1984-1992 гг.) деятельность по сертификации осуществлялась в условиях пере­стройки российской экономики, качественного обновления внутреннего потребительского рынка и при­знания принятых на международном уровне принципов и процедур сертификации продукции в качестве важнейшего фактора установления взаимного доверия к ее результатам, развития экономического со­трудничества и устранения технических барьеров в торговле.

Сертификация отечественной экспортной продукции в начале своего становления проводилась в зарубежных центрах. С начала 80-х годов по инициативе Госстандарта России, Минторга России и не­которых промышленных министерств были начаты работы по введению сертификации экспортируе­мой, прежде всего машиностроительной продукции на базе отечественных испытательных центров. В 1986 г. Госстандарт России ввел в действие «Временный порядок сертификации продукции маши­ностроения». В результате проведенных в соответствии с этими документами работ наша страна при­соединилась к трем международным системам сертификации продукции: электробытовых товаров, электронных компонентов и автотранспортных средств по правилам ЕЭК ООН. Таким образом, были созданы первые в России правила проведения сертификации продукции, аттестации производств и ак­кредитации испытательных лабораторий и начаты практические работы по всем этим направлениям.

«Открытость» российской экономики в начале девяностых годов и доступность отечественного рынка для зарубежных производителей продукции породили проблему обеспечения безопасности оте­чественного потребительского рынка. Она возникла в связи с резким увеличением объемов импорта Россией далеко не лучших потребительских товаров, снижением качества отдельных видов отечествен­ной продукции и, прежде всего, продуктов питания. Для обеспечения безопасности рынка товаров, предназначенных для личных бытовых нужд граждан, в 1992 г. был принят и введен в действие Закон РФ «О защите прав потребителей», который регулирует отношения между потребителями и предпри­нимателями, определяет механизм реализации прав потребителей и многое другое, в том числе и усло­вия проведения обязательной сертификации потенциально опасных товаров и услуг. Результаты работ, выполненных на первом этапе, стали необходимой базой для последующего существенного развития сер­тификации в стране.

На втором этапе (1993-1997 гг.) работы по сертификации носили комплексный и системный ха­рактер и завершились формированием и введением в действие современной организационно-правовой базы сертификации, гармонизированной с международной нормативной документацией по целому ряду вопросов. В 1993г. были приняты три основополагающих закона «О стандартизации», «Об обеспечении единства измерений» и «О сертификации продукции и услуг».

Принятые законодательные акты послужили правовой базой для расширения сфер деятельности по обязательной и добровольной сертификации, формирования и развития сети органов по сертификации и испытательных лабораторий

Так, в 1992 г. не было ни одного органа по сертификации и работало всего лишь 10 испытательных лабораторий, в 1997 г. работало более 500 органов по сертификации и более 1500 испытательных лабо­раторий, на 1 января 2004 г. аккредитовано уже 5523 лабораторий. Орган по сертификации в Иркутском центре стандартизации и метрологии был создан и аккредитован в начале 1993 г. с одновременной ор­ганизацией испытательной лаборатории.

В отсутствии развитого государственного контроля за безопасностью товаров на рынках страны сертификация вынужденно оказалась одним из наиболее действенных механизмов защиты потребителя от опасной и некачественной продукции. За годы реформ в основном были созданы условия для сво­бодного обращения товаров и услуг, использования рыночных механизмов в удовлетворении потреби­тельского спроса, заложены основы формирования рыночной инфраструктуры и конкурентной среды.

На третьем этапе (1998-2002 гг.) в связи с постепенной стабилизацией российского рынка направ­ление развития и совершенствования сертификации было определено Концепцией перехода к механиз­му подтверждения соответствия. Основная цель Концепции заключается в обеспечении научно- обоснованного баланса между риском общества в связи с возможным ущербом от эксплуатации (по­требления) небезопасной продукции и затратами на проведение обязательной сертификации, т.е. долж­на быть пропорциональность и соизмеримость затрат на проведение обязательной сертификации про­дукции и риска нанесения ущерба жизни, здоровью, имуществу потребителя. С одной стороны, «уже­сточение» процедуры сертификации служит определенной преградой появления на рынке опасной про­дукции, но с другой, являясь барьером, может неоправданно снижать товарооборот, поскольку затраты на сертификацию закладываются в себестоимость продукции. Выход из сложившейся ситуации — пе­реход к механизму подтверждения соответствия, в рамках которого соответствие продукции установ­ленным требованиям обеспечивается набором процедур («модулей»), учитывающих степень опасности продукции.

Нигде в мире сертификация не выполняла и не выполняет функций защиты от недобросовестных изготовителей и продавцов, потому что она для этого не предназначена. В лучшем случае она свиде­тельствует о том, что испытанный образец соответствует нормам. А будет ли соответствовать реальный продукт этим нормам, должен гарантировать изготовитель или продавец.

Принять на себя эту ответственность может заставить только закон и его неукоснительное выпол­нение. При этом во всем мире законы таковы, что ни у кого не возникает желания с ними связываться. В нашей стране законы, если не поощряют низкое качество, то уж наверняка не препятствуют ему. Хотя надо признать, исходя из собственного опыта работы в ИЛ, закон «О защите прав потребителей» начи­нает работать.

С 1 июля 2003 г. вступил в силу Федеральный закон РФ «О техническом регулировании». И начи­ная с этого момента, мы приступили к этапу переходного периода в области подтверждения соответст­вия и аккредитации, когда государство обязательные требования предъявляет только к безопасности, а в отношении потребительских свойств продукции берет на себя функции рекомендательные и регули­рующие.

При всех издержках прежней системы сертификации новая система получает развитую структуру подтверждения соответствия и хорошо подготовленных специалистов. Возникшая буквально с нуля, Система сертификации ГОСТ Р за время своего действия решила ряд принципиально важных задач:

—   разработана и усовершенствована система подтверждения соответствия;

 

—    внедрены единые правила сертификации, предусматривающие, в частности, что сертификат, вы­данный любым органом по сертификации, действителен на всей территории страны;

—     государственные стандарты СССР сохранены действующими в качестве межгосударственных стандартов СНГ; принято большое количество российских стандартов, в большинстве своем ау­тентичных международным;

—    подготовлены и аккредитованы в установленном порядке эксперты по всем подлежащим сер­тификации группам продукции;

—    создана и аккредитована в Системе сертификации ГОСТ Р сеть аналитических лабораторий, со­ставляющих в настоящее время доказательную базу сертификации;

—   накоплен и обобщен большой опыт решения практических задач подтверждения соответствия;

—    расширен перечень структур, создавших органы по сертификации, включая многие учебные за­ведения высшей школы, ставящие задачу на практике подготовить студентов к проведению работ по подтверждению соответствия, тем самым в перспективе обеспечивается определенная преемственность.

Законодательство о техническом регулировании вводит следующие принципиальные положения:

  1. Обязательные требования к продукции и процессам, связанные с повышенным риском для об­щества, граждан, окружающей среды, устанавливаются в технических регламентах, а показатели каче­ства продукции и услуг, важные для бизнеса и потребителей, устанавливаются в стандартах и являются добровольными.
  2. Соответствие продукции требованиям технических регламентов, стандартов или хозяйственных договоров подтверждаются органами по сертификации, испытательными лабораториями и другими ор­ганами. Общество и бизнес должны быть уверены в компетентности этих органов.

Проверка такой компетентности и предоставление права проводить работы по оценке и подтвер­ждению соответствия осуществляется через процедуру аккредитации.

Аккредитация, построенная на современных принципах с учетом международных норм, правил и практики, призвана обеспечить доверие изготовителей, продавцов и приобретателей к деятельности орга­нов по сертификации и испытательных лабораторий.

Одной из задач при построении системы аккредитации является обеспечение признания этой дея­тельности за рубежом. Опосредованно такое признание аккредитации ведет к признанию деятельности аккредитованных в системе органов по сертификации и испытательных лабораторий и, далее, к призна­нию и доверию к сертифицированной продукции, к протоколам испытаний. Для российских производи­телей такое признание очень важно, поскольку избавляет их от необходимости проведения аналогич­ных проверок зарубежными органами по сертификации и испытательными лабораториями.

Именно через международное признание системы аккредитации, решается задача взаимного при­знания результатов сертификации продукции, снижения барьеров в торговле.

Добровольная сертификация, декларирование соответствия, обязательная сертификация остаются формами подтверждения соответствия (кстати, именно в такой последовательности они представлены в тексте Закона, что, по-видимому, отражает степень значимости, придаваемой каждой из этих форм при работе в новых условиях). А вот подходы к организации работы и нормативно-правовая база претерпе­вают кардинальные изменения; место государственных стандартов и других привычных документов за­нимают технические регламенты с максимально высоким статусом закона РФ.

Принципиально важным является обеспечение подтверждения соответствия в переходный период, исчисляемый для конкретной продукции с момента вступления в силу ФЗ и до вступления в силу соот­ветствующего технического регламента. Здесь важно сохранить определенную преемственность с пре­дыдущим подходом для той продукции, на которую еще не приняты регламенты.

Современный рынок немыслим без сертификации продукции, работ услуг. К этому правилу игры пришли все цивилизованные страны.

Похожие статьи

 

Добавить комментарий