Я И. Святкина
Недавно в средствах массовой информации прошла программа «Осторожно, еда!» и более всего этот призыв можно отнести к напиткам. Поскольку напитки, особенно в летнее время потребляются в больших количествах, особенно детьми и молодежью и, конечно, мало кто из потребителей обращает внимание на состав, если он присутствует на этикетке. Но даже если он представлен, всегда ли содержимое соответствует заявленному составу? Только натуральные напитки обладают определенной питательной ценностью, а такие, к сожалению, редко встретишь в продаже. Всему виной новые «технологии» получения напитков с использованием целого набора химических соединений, идентичных нату ральным, и стремление получить прибыль любой ценой, даже ценой здоровья потребителя. В априоре, государство должно обеспечивать хотя бы безопасность в полном объеме, но, к сожалению, на данный момент и это не всегда получается.
Со времени разработки и принятия основного нормативного документа на напитки ГОСТ 28188-89 произошли существенные изменения ассортимента безалкогольных напитков, представленных на отечественном рынке, в первую очередь за счет увеличения доли низкокалорийных напитков, в которых сахар заменен различными подсластителями. Кроме подсластителей в рецептуру таких напитков входят консерванты, ароматизаторы, красители, витаминные добавки, органические кислоты, кофеин. Большая часть компонентов в рецепту ре — органические вещества синтетического происхождения. Представляется интересным остановиться на истории появления столь популярных среди молодежи энергетических напитков. Впервые мир о так называемых энергетических безалкогольных напитках узнал в 1987 г., когда предприимчивый австриец, ныне миллиардер Дитер Матешиц, основавший компанию «Red Bull GmbH», «выбросил» на рынок «энергетик» Red Bull Energy Drink. В России подобные напитки появились в середине 90-х гг., а уже в 2002 г. их было продано около 3,5 млн л. Между тем мало кто знает, что представляют собой эти напитки на самом деле,
Полезны они или нет. Однако потребление их продолжает расти небывалыми темпами, и в 2005 г. потребление энерготоников в нашей стране превысило 6.0 млн л, чему способствует появление на рынке все новых и новых компаний. Так, наряду с признанными производителями, такими как «Ред Булл», «ПепсиКо Холдинг», «Кока-кола», на российском рынке укрепили свои позиции отечественные фирмы «Хэппилэнд», «Ост-Аква», «Балтика» и другие, а общее количество брендов энергетических напитков приблизилось к сотне! Особенно рьяно тонус-напитки продвигаются тренажерными залами, фитнес-центрами, а вкупе с алкоголем — барами, дискотеками, ночными клубами. Между тем мало кто знает, что представляют собой эти напитки, полезны они или нет, их достоинства и недостатки. ГОСТ Р 52409-2005 «Продукция безалкогольного и слабоалкогольного производства. Термины и определения» (введен и действие 01.01.2007) расшифровывает понятие «безалкогольные нипитки» следующим образом: это «…напитки, содержащие физиологически ценные, безопасные для здоровья, имеющие точные фи- жко-химические характеристики ингредиенты, свойства которых определены и научно обоснованы». Как видим, в нормативном документе нет ни слова об энергетических либо тонизирующих напитках. Это означает, что данная продукция не оформлена законодательно, не внесена должным образом в государственный реестр, не все напитки имеют соответствующие коды ОКП. Следовательно. такую продукцию трудно идентифицировать, сложно проверить ее качество и значит, нельзя продавать. Согласно информации на упаковках, энерготоники содержат такие хорошо знакомые медикам ингредиенты, как стимулятор кофеин, аминокислота таурин, тиамины группы В и С, инозит (разновидность спирта), вытяжки hi |уараны и женьшеня, а также другие биологически активные компоненты. Не с лучшей стороны зарекомендовали себя производители энергетических напитков, которые, вопреки рекомендациям (нчхийских ученых, выпускают продукцию в упаковках по 500 мл — и Adrenaline Rush» и 1 л — «Flash». Поскольку в первом содержится, как минимум, суточная доза кофеина, во втором — вообще небезопасная для потребителя порция (216-264 мг (!) при норме 150 мг в сутки).
Также потребителям надо учитывать, что кофеин кофеину — рознь! Синтетический кофеин, добавленный в энергетические на- питки и в растворимый кофе, или, к примеру, чайный кофеин, по-разному воздействуют на человека. Установлено, что в процессе переработки чайного листа кофеин вступает в реакцию с танином, образуется комплекс — таннат кофеина, который обладает более мягким действием. Кофеин чая обладает еще одним замечательным свойством: он не задерживается, не накапливается в организме человека, что исключает опасность отравления кофеином даже при частом употреблении чая. В последнее время в продаже можно встретить бутилированные чаи, это хорошая альтернатива синтетическим напиткам.
Очевидно, рабочим группам, которые ведут разработку проектов технических регламентов в сфере пищевой продукции, необходимо закрепить в документах требования к составу готовой продукции, к сырью, таре, ее упаковке и хранению, а также к достоверности информации для потребителей. В Программу разработки национальных стандартов на 2007 г. были включены: ГОСТ Р «Напитки безалкогольные с использованием специальных тонизирующих компонентов. Общие технические условия» и ГОСТ Р «Напитки слабоалкогольные с использованием специальных тонизирующих компонентов. Общие технические условия». Будем надеяться. что в ближайшее время они будут действующими и защитят потребителя от «опасных фантазий» изготовителя. По неизвестным причинам задерживается введение уже принятого ГОСТ Р 52700- 2006 «Напитки слабоалкогольные. Общие технические условия».