Проблеме делового общения отечественная наука уделяла мало внимания. Одним из основных моментов, определяющих такой слабый интерес, являлась командно-административная социальная и хозяйственная практика, бытующая до недавнего времени в нашей стране.
Заранее предусмотренные и предписанные нормы поведения регламентировали жизнь людей, а самостоятельность, решительность, оригинальность и инициативность делали ее порой опасной. Страна долгие десятилетия находилась в изоляции от всего цивилизованного мира, в сознание людей настойчиво внедрялась идея конфронтации с ним. В сфере делового общения царил однообразный монолог, определяющий несвободу и отсутствие обратной связи.
Происшедшие изменения в социальной и экономической жизни страны повлекли за собой принципиальные изменения мышления и идеологической практики. Произошла смена духовной перспективы общества. Общество стало более открытым для достижений человеческой цивилизации. А это требовало от человека в новом мире поиска консенсуса, умения соприкасаться с различными культурами и ценностями, не отторгать их, а уважать и понимать. От современной науки потребовалось обобщение, переосмысление имеющихся наработок и результатов исследований, а также разработки теории вопроса с точки зрения современных подходов. На практике эта проблема особенно актуальна для профессиональной сферы деятельности.
Необходимость широкого распространения этих знаний подтвердил проведенный нами в 1995-97 гг. опрос работников управленческого аппарата туристических фирм города Иркутска, который показал, что в любом деле, требующем общения с партнерами, успех более чем на 50% зависит от умения установить контакт и вести деловые переговоры. Исследование вскрыло недостатки в подготовке специалистов в этой части.
Однако практика показывает, что не все учебные заведения, целенаправленно занимающиеся подготовкой управленческих кадров, уделяют этому вопросу достаточное внимание. Анализ учебных планов и программ некоторых из них (г. Москва, С. — Петербург, Новосибирск, Иркутск) выявил, что
интерес к проблеме делового общения только намечается, вводятся курсы, сопряженные с деловым общением: «Имиджелогая», «Деловая риторика», «Конфликтология», «Коммуникативные процессы в бизнесе», «Управление персоналом» и т.д. В немногих учебных заведениях изучается комплексный курс «Деловое общение». Социологический опрос, проведенный в молодежной среде подтверждает необходимость введения такого курса в школе средних и высших учебных заведениях. Понимая это, нами был разработан и апробируется с 1995 г. в группах отечественных и иностранных студентов и стажеров спецкурс «Основы делового общения».
Программа курса опирается на теоретические посылки, широко используя категориальный аппарат различных предметных областей знаний (психологии, философии, этики, эстетики, социологии, педагогики, валеологии, этнографии и др.), рассматривающих со своих позиций проблему делового общения.
Основными принципами, кроме общедидактических, которые были избраны нами при работе, явились следующие: соответствие содержания спецкурса цели подготовки специалиста; учет содержания профессиональной деятельности при формировании содержания отдельных глав; обеспечение прогностического (опережающего) характера содержания спецкурса; учет взаимосвязи и взаимовлияния содержания, форм и методов, используемых при чтении спецкурса; учет закономерности профессионального становления и развития.
Учитывая широту и многосторонность процесса делового общения и представляя его как целенаправленное взаимодействие между многими или хотя бы двумя субъектами профессиональной деятельности, каждый из которых является носителем активности и предполагает ее в других партнерах, в качестве методологического основания для рассмотрения проблемы был избран системный подход.
Исходя из признаков всеобщей связи и взаимообусловленности явлений в природе и обществе, он интересен тем, что не меняет реальность, а лишь меняет интерпретацию фактов, их оценку и прогнозирование. Кроме того, принципы системного подхода обладают широким и гибким содержанием по сравнению с другими, часто используемыми подходами (структурно-функциональным анализом, структурализмом и др.).
Представляя деловое общение как целостность, состоящую из совокупности элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, системный метод дает возможность выстроить нормативную модель (модель программного типа), представляющую собой желательное состояние делового общения в любой профессиональной сфере деятельности. Комплекс мер, реализуемых на этапах ее разработки, обеспечивает наилучшее соответствие состава и структу р элементов, входящих в систему делового общения, помогая достичь целостности, исходя из общих целей проблемы и заданных условий процесса. Создаваемые конструкции представляют собой не что иное, как инструмент для подготовки, организации и управления процессом делового общения. Такой подход к рассмотрению делового общения позволяет более реалистично взглянуть на проблему, выявить многообразие типов связей, вскрыть противоречие в его структурах, определить пути их ликвидации, а также увидеть условия успешной реализации самого процесса. Системный подход, таким образом, выполняет как методологическую, так и мировоззренческую функции и способствует адекватной его постановке в современном образовании.
Важной проблемой является определение содержательной части программы и курса. Опыт трехлетней работы позволил предложить вариант программы, включающий в себя следующие блоки теоретического и прикладного планов: теоретико-методологические основы делового общения, вербальные и невербальные средства делового общения, перцептивная и интерактивная стороны делового общения, основные организационные формы, общение с зарубежными деловыми партнерами, имидж и самосовершенствование делового человека.
Одну из проблем спецкурса мы видим в необходимости осмысления всеобщего и комплексного хараюгера делового общения, с одной стороны, и рассмотрении его в конкретном социальном контексте в многообразии форм и проявлении, с другой.
Процесс делового общения относится к плану общественных явлений. Центром его является человек. Без человека, вне его, деловое общение не существует. Оно характеризует реальную общественную деятельность человека. А так как человек рассматривается нами в очень широком социальном контексте, во всем многообразии своих общественных отношений и единстве с созданными им материальными и духовными ценностями, то поле проявления делового общения будет весьма обширно. Оно охватывает профессиональную сферу деятельности человека (внутрипрофессиональную, межпрофессиональную). И хотя функционирует в различных областях, одинаково по своей сути. Процесс протекает в исторически конкретной среде с определенным спектром возможностей. В нем пересекаются множество самых разных интересов, потребностей. Они отражаются в многообразии мотиваций, ценностных ориентаций его участников.
В процессе делового общения перед каждым его участником встает выбор — поступать в соответствии с существующими эталонами или приспособиться к обстоятельствам. Особенно остро это наблюдается в переломные моменты истории. В эти периоды меняется относительно постоянный образ жизни, происходит распад традиционных укладов и ослабление традиционной морали. На фоне утраченных идеалов и ценностей, душевной пустоты, чувства свободы и вседозволенности возникает плюрализм норм и этическая субкультурность. С одной стороны, исчезновение принуждающей власти
определяет реальные жизненные альтернативы, с другой — появляется потребность в новых нормах и регулятивах.
Моральные нормы — это императивное требование, которому должен следовать человек при осуществлении своих самых разных целей. В ходе делового общения моральные нормы воспроизводятся под действием привычки, оценок общественного мнения, убеждений и побуждений, воспитанных у человека. При деловом общении должна соблюдаться та минимальная этическая необходимость, принципы которой можно свести к нескольким смыслам: утверждение честности и справедливости, соответствие между мыслью, словом и делом; не делать другому того, чего не желаешь для себя; даже наедине с собой поступать так, как будто на тебя смотрят окружающие. Эти принципы не допускают исключений, они претендуют на универсальность и абсолютность и будучи предельно обобщенными, отражают сущностные потребности человека, социально-исторические условия его бытия. Принципы морали, положенные в основу делового общения, определяют взаимоотношения, направленные на утверждение самоценности личности, равенства всех людей в их стремлении к счастливой и достойной жизни, задают гуманистическую направленность реальной деятельности людей.
Современная деловая практика в нашей стране пока не имеет обеспеченности договорных отношений, обеспеченности безопасности личности как персоны, обеспеченности личностно-стратегических ресурсов развития деятельности. Сегодняшнее прогнозирование социально-экономического и политического развития России составляет определенную трудность. А поскольку этого нет на законодательном уровне, то позитивная страховка с государственного уровня перемещается на уровень личной безопасности, т.е. логика развития рынка заставляет людей защищаться через обеспечение собственного аппарата реагирования.
Частичное решение этого вопроса возможно через деловое общение, одну из проблем спецкурса мы видим и в вооружении слушателей технологией выработки определенных норм и критериев, по которым он может противостоять, развиваться и эффективно функционировать в современном обществе. Хотя здесь встает проблема правомерности вооружения мощным технологическим инструментарием тех, кто не имеем сформированного нравственного стержня.
Анализируя курс «Основы делового общения» и проблемы его изучения, следует отметить, что в отечественной литературе эти вопросы не нашли глубокого осмысления. Ни в одной из имеющихся работ проблема не получила концептуального оформления. Информационно-методическая база для учебных целей практически отсутствует. Для конкретной деятельности в Иркутском университете нами подготовлено информационно-методическое пособие по деловому общению, включающее тесты, задания, вопросы, рекомендации, речевые штампы, советы, помогающие в итоге вести деловые беседы, коммерческие переговоры, дискуссии.
Проблема многогранна, сложна и необходимость ее разработки, на наш взгляд, требует коллегиальных усилий.