Приведённые в предыдущих параграфах теоретические основы стратегического планирования и управления энергосбережением позволяют спроецировать данные положения на процесс энергопотребления и энергосбережения в бюджетной сфере и ЖКХ, а именно, что, как и во всех сферах производственно-хозяйственного комплекса страны в бюджетной сфере и ЖКХ вопрос энергосбережения стоит очень остро. Существует ряд проблем, которые решить в короткие сроки невозможно, а в длительной перспективе они ещё более усугубят положение, если их не решать системно, в аспекте энергосбережения. К таким проблемам следует отнести:
1. увеличение потребления тепло- и электроэнергии в бюджетной сфере и особенно ЖКХ, за счёт: ……
2. энергоёмкие и нерациональные технологические сети тепло- и электроснабжения, которые создавались по принципу «требований текущего момента»………..
3. отсутствие эффективных стимулов энергосбережения …………
Всё это требует разработки классификации стратегий энергосбережения для характерных отраслей и регионов.
Для решения проблем выбора и оценки стратегии (программы) энергосбережения в организациях бюджетной сферы и ЖКХ необходимо создание разноаспектных методик оценок внедряемых стратегий в данные сферы. Предметом оценки стратегии должны быть:
· экономическая эффективность (эффект, прибыль, окупаемость);
· экологическая эффективность (минимизация техногенных нагрузок);
· социальная эффективность (эргономичность, доступность и простота при использовании для рядового гражданина, рациональная цена).
Выводы по главе 1.
Методология настоящего исследования построена на изучении энергосбережения как в РФ, так и за рубежом, а при использовании теоретических и практических наработок в данной сфере специалистами МИРЭК, МИРЭС, ЦЭНЭФ, АСОТЭК, а также конкретно в аспекте энергосбережения в бюджетной сфере и ЖКХ Кемеровской области.
На основе разработанной классификации стратегий энергосбережения и процедуры выбора альтернативной стратегии (возможна комбинация локальных стратегий) с использованием предложенного метода оценки стратегии энергосбережения выбирается наиболее рациональная (эффективная) при учёте разноаспектных критериев оценок. Данный подход обосновывает применение системной оценки стратегий (программ) энергосбережения в бюджетной сфере и ЖКХ (на примере Кемеровской области).
Изучение и анализ теоретической базы в сфере стратегий энергосбережения, позволяет сделать ряд выводов:
1. Можно выделить следующие стратегии (классификации) энергосбережения: стратегия энергосберегающих технологий; стратегия поведения потребителя; стратегия энергосбережения в технике (инновации); стратегия энергосбережения при производстве, распределении и передаче тепло- и электроэнергии; экологические стратегии энергосбережения (снижение техногенного воздействия).
2. Не все из этих стратегий применимы в бюджетной сфере и ЖКХ и Кемеровской области.
3. Выбор стратегии энергосбережения должен осуществляться из ряда приемлемых (селекционных) стратегий.
4. Для адекватной оценки стратегии необходим системный и многокритериальный подход.
5. Ввиду актуальности и значимости данных исследований, с учётом государственных интересов, с учётом направления действия государственных программ в области энергосбережения.
6. Проведение системной оценки стратегий энергосбережения и разработке метода по оценке в бюджетной сфере и ЖКХ определяется отсутствием методической базы в этом аспекте.
7. Необходима рациональная корректировка существующих (действующих) программ (стратегий), т.к. условия внешней и внутренней среды на энергетическом рынке и в экономике непрерывно изменяется.
Выше перечисленное требует разработки методик оценки стратегий энергосбережения, которые рассматриваются в главе 2.