Основные принципы маркетинга: системный подход к пониманию рынка и его элементам, приоритет интересов покупателя, гибкая приспособляемость к требованиям рынка и активное воздействие на него, комплексность, концентрация усилий, нацеленность на перспективу.
Маркетинговая концепция управления представляет собой тип мышления управляющих и всего персонала предприятия. Специфика такого подхода – в ориентации всей деятельности предприятия, его персонала и процессов управления на конечные результаты предприятия: качество, результативность, эффективность, конкурентоспособность. Меры по обеспечению рыночного успеха товара, принятые лишь на этапе его сбыта, приносят ограниченные результаты. Маркетингу должна быть подчинена вся деятельность предприятия – от разработки перспективных товаров до своевременного снятия с производства исчерпавшего свои рыночные возможности товара.
Маркетинг является единством трех аспектов: философии, бизнеса, комплекса инструментов, с помощью которых фирма изучает ситуацию на рынке и воздействует на рынок, и функции управления, в рамках которых осуществляется планирование, организация, контроль, стимулирование и руководство рыночной деятельностью предприятия.
Маркетинг — не только концепция управления производственно-сбытовой и научно-технической деятельностью, направленная на комплексное изучение рынка и его конъюнктуры, конкретных запросов потребителей и ориентирование на них в производстве товаров и услуг, но и целый ряд этапов и форм управленческой деятельности, находящихся в строгом соподчинении. Два основных аспекта маркетинговой деятельности — рыночные исследования и реализация стратегии маркетинга — выступают, с одной стороны, как этапы процесса, а с другой — как виды. Они не только следуют друг за другом, но и осуществляются одновременно. В этом — специфика и особенности маркетинговой деятельности. Другими словами, предприятие проводит стратегию, принятую на основе предшествующих исследований, и одновременно продолжает проводить рыночные исследования с целью поиска новых решений на базе альтернативных вариантов.
Цели маркетинга:
1. Рыночные, т.е. ориентированные на достижение конечных результатов (увеличение доли рынка, освоение новых рынков, ослабление рыночных позиций конкурентов и др.).
2. Собственно маркетинговые (формирование благоприятного имиджа фирмы, достижение удовлетворенности потребителей и т.д.).
3. Структурно-управленческие (придание организационной структуре большей гибкости и адаптивности, нацеленность на достижение новых, более сложных стратегических целей и др.).
4. Обеспечивающие (стимулирующая, ценовая, сервисная политика и др.).
5. Контролирующие (контроль текущей, стратегической, финансовой деятельности).