Методами исследования потребителя являются:
· опрос;
· наблюдение;
· эксперимент;
· панель.
Опрос метод сбора информации путём установления контактов с объектом исследования является основным методом исследования потребителя. Это очная или заочная беседа с потребителями, целью которой является получение информации от потребителей об их требованиях к товару и мотивах покупки товара.
Наблюдение – это регистрация событий без воздействия на объект наблюдения. Наблюдения подразделяются следующим образом:
1. по характеру окружающей обстановки:
а) полевые наблюдения (в естественной обстановке);
б) лабораторные наблюдения (в искусственно созданной ситуации);
2. по месту наблюдения:
а) наблюдение с непосредственным участием наблюдателя (простое наблюдение);
б) наблюдение – взгляд со стороны (задаются вопросы);
3. по степени стандартизации:
а) стандартизованное наблюдение (четыре основных вопроса);
б) свободное, не стандартизованное наблюдение;
Эксперимент – это исследование влияние одного фактора на другой.
Типы экспериментов:
1)измерение изменений характеристик потребительской группы до и после воздействия фактора;
2)измерение характеристик экспериментальной и контрольной групп после воздействия фактора;
3)измерение характеристик до и после воздействия фактора с привлечением контрольной группы;
4)измерение характеристик проводятся в трёх группах: две экспериментальные, одна контрольная, или наоборот;
Панель – неоднократное наблюдение за определёнными рыночными процессами. Панель обладает следующими признаками:
1)Предмет и тема исследования постоянны;
2)сбор данных повторяется через определённые промежутки времени;
3)постоянная совокупность объектов исследования;
Виды панелей:
1. торговая панель:
а) панель оптовой торговли (несколько оптовых баз);
б) панель розничной торговли (выбирается несколько торговых предприятий и проводится наблюдение);
2. потребительская панель (панель конечных потребителей):
а) индивидуальная панель;
б) семейная панель;
в) панель по производственному признаку (производственно-потребительская);
3. специальные панели формируются по следующим критериям:
а) отдельные профессиональные признаки (например, профессиональные панели (врачи и т.д.));
б) по отраслям деятельности.