Развитие рыночных отношений требует формирования у будущих специалистов всесторонних знаний, в том числе, знаний основополагающих принципов бухгалтерского учета и аудита, теоретических основ и практических навыков по отраслевому курсу бухгалтерского учета.
Особое значение приобретает изучение бухгалтерского учета и основ аудита в современных условиях хозяйствования, которые характеризуются переходом на единый международный бухгалтерский учет, когда всем самостоятельным предприятиям и организациям предоставляется право осуществлять собственную бухгалтерскую политику в рамках действующего законодательства.
Курс бухгалтерского учета и аудита является базовым не только для получения теоретических знаний и практических умений и навыков по организации бухгалтерского учета и аудита, но и для успешного усвоения студентами многих специальных дисциплин, которые будут изучаться ими в дальнейшем, таких как экономический анализ, налогообложение, финансовый менеджмент и др.
Рабочая программа по курсу «Бухгалтерский учет и аудит» разработана на основе единого Государственного стандарта высшего профессионального образования Российской Федерации и включает в себя рассмотрение и изучение всех понятий, указанных в нем.
Основными целями при изучении курса «Бухгалтерский учет и аудит» ставятся:
— усвоение основных учетных категорий;
— умение увязывать систему бухгалтерского учета с обобщением и детализацией информации в целях контроля, анализа и управления хозяйственной деятельностью организации;
— осознание значимости, места и роли аудита в развитии функции контроля в системе управления экономическим субъектом и принятии управленческих решений.
Основными задачами изучения данной дисциплины являются следующие:
— усвоение общих знаний о бухгалтерском учете (об его содержании и функциях; объектах, предмете и методе учета; о принципах балансового обобщения; о системе бухгалтерских счетов и двойной записи; о документации и инвентаризации, бухгалтерской (финансовой) отчетности; об основном содержании и порядке ведения бухгалтерского учета в организациях);
— понимание сущности бухгалтерского учета, аудита и их связи с другими науками;
— овладение практическими навыками в организации бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля на предприятии;
— анализ взаимосвязи и основных механизмов взаимодействия указанных выше понятий;
— рассмотрение вопросов организации аудиторской деятельности, аудиторской проверки.
Учебный курс по дисциплине «Бухгалтерский учет и аудит» имеет следующую структуру: 3 раздела представлены в 18 темах лекционных и 10 семинарско- практических занятий.
1 раздел – «Теория бухгалтерского учета», изучение которого позволяет предварительно ознакомиться со счетами бухгалтерского учета, балансом, правилами их ведения и оформления. В этом разделе предусмотрено знакомство с МСФО (сущность, принципы, гармонизация национальных моделей учета);
2 раздел — «Бухгалтерский учет в организациях», где студент должен изучить основные бухгалтерские операции и их запись на счетах в виде бухгалтерских проводок, уяснить экономический смысл и содержание операций, отражающих многообразную хозяйственную деятельность предприятия;
3 раздел – «Аудит» — знакомство с системой нормативного регулирования, организации внешнего и внутреннего аудита.
На лекциях студенты знакомятся с наиболее важными понятиями, определениями и их взаимосвязью, преподавателем даются указания для самостоятельной работы по той или иной теме курса.
Отдельно разработан перечень вопросов для индивидуальной и самостоятельной работы.
Особенностью изучения данной учебной дисциплины является то, что она постоянно находится в развитии (часто меняется порядок учета, либо отдельных участков его, либо происходят более масштабные изменения, затрагивающие организацию учета и аудита в целом) — это смена законодательных актов, первичных и сводных документов, бланков отчетности. Поэтому в процессе изучения курса необходимо пользоваться не только учебной литературой, но и материалами периодической печати, нормативными документами.
Учебный процесс по данному курсу организуется в следующем порядке.
После прослушивания лекции студенты готовятся к семинарско- практическим занятиям по разработанной тематике. На последних – первая часть занятия посвящается обсуждению теоретических основ, т.е. проверяются (обсуждаются вслух) основные вопросы, знание которых необходимо для того, чтобы приступить к решению практических задач. Далее студентам предлагаются практические задания по изучаемой теме, которые они могут выполнять индивидуально или по мини-группам.
Для закрепления знаний, умений по курсу последнее практическое занятие проводится в компьютерном классе, где с помощью АСБУ студенты решают сквозную бухгалтерскую задачу.