1. ТЕРМИНЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ДОКУМЕНТЕ.
Наставничество — форма адаптации и профессиональной подготовки новых сотрудников в компании, это выполнение деловых функций под наблюдением наставника с регулярным получением конструктивной обратной связи.
Наставник — опытный сотрудник компании, осуществляющий наставничество.
Стажер — лицо, поступившее на работу в компанию, осуществляющее свою деятельность под наблюдением наставника в течение определенного срока, отведенного для оценки его способностей.
Обучение – процесс освоения новых знаний и навыков.
Оценка — это определение уровня эффективности выполнения работы сотрудником (стажером), измерение его достижений.
2. ПРЕДМЕТ ПОЛОЖЕНИЯ.
Настоящее Положение предназначено для целей внутреннего использования сотрудниками компании «Квадро Плюс — Кемерово», принимающими участие в реализации системы наставничества.
2.2 Цели и задачи наставничества персонала:
Целью наставничества является упорядочивание процесса развития профессиональных компетенций, развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на сотрудника (стажера) задачи по занимаемой должности, а также адаптация к корпоративной культуре, усвоение традиций и правил поведения в компании.
Задачи:
· ускорение процесса обучения основным навыкам работы, развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него задачи по занимаемой должности;
· адаптация к корпоративной культуре, усвоение традиций и правил поведения в компании.
3. ОСНОВНЫЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ.
Бизнес-процесс |
Содержание бизнес — процесса |
Должностное лицо, ответственное за реализацию. |
Введение в должность. |
Объяснение всех внутренних стандартов и регламентов/ заполнение анкеты по критериям оценки нового сотрудника (заполняется наставником). |
Наставник. |
Требования к наставникам. |
По показателям работы сотрудника, выполнению им поставленных задач и планов компании, выбирается наставник. |
Руководитель структурного подразделения. |
Организационное закрепление наставника за стажером. |
Закрепление наставника за сотрудником (стажером) осуществляется в устной форме, постановка задач (сотруднику) стажеру осуществляется по индивидуальному плану, наставническая деятельность оценивается по ее завершении аттестационной комиссией, оценка проводится методом 360 градусов. |
Руководитель структурного подразделения, менеджер по обучению и адаптации. |
Оценка по итогам периода наставничества. |
Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение целей и задач новым сотрудником в период адаптации. Оценка производится на промежуточном и итоговом контроле. |
Менеджер по обучению и адаптации, тренинг менеджер, руководитель группы. |
Контроль за соблюдением настоящего положения. |
Контроль за своевременным оформлением всех форм данного положения и объективностью оценок. |
Менеджер по обучению и адаптации персонала. |
4. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Продолжительность периода наставничества – 3 месяца, по времени совпадает с испытательным сроком, если такой при заключении трудового договора соглашением сторон устанавливается работнику (ст. 70 ТК РФ).
Настоящее положение не применяется для обслуживающего персонала.
Данное Положение должны знать и использовать в своей работе ответственные за наставничество сотрудники компании:
·сотрудники отдела персонала;
·коммерческий директор;
·директор по сервису;
·руководители отделов;
·сотрудники компании, назначаемые наставниками вновь принятых сотрудников.
Функция управления наставничеством ЗАО «Компания Квадро Плюс-Кемерово» возлагается на Отдел персонала.
Наставничество осуществляется по индивидуальному плану, который составляется на каждого вновь пришедшего сотрудника (Положение по адаптации – Приложение 2).
5. ТРЕБОВАНИЯ К НАСТАВНИКАМ.
Наставничество устанавливается для нового сотрудника (специалиста) на период адаптации сроком до трех месяцев.
В первую очередь, наставник должен быть высококвалифицированным специалистом в своей области, иметь стабильные показатели в работе, работать в компании не менее шести месяцев, пользоваться уважением в коллективе и демонстрировать высокой уровень работы с клиентами.
Так же наставник должен обладать всеми необходимыми знаниями о продукте, технических характеристиках СПС, так же необходимо знать весь документооборот компании, правила внутреннего трудового распорядка, все регламенты и положения компании. Помимо профессиональных характеристик, ему необходимы следующие личностные качества:
· ответственность;
· отличные коммуникативные навыки (умение слушать и слышать);
· умение работать в команде;
· способность и желание обучать (способность признавать и ценить сотрудников, быть внимательным к потребностям людей, умение публично выступать, умение контактировать с разными людьми);
· ориентация на результат (способность сосредоточиться на желаемом результате);
· не конфликтность (предпочтительное отношение к конфликтам в виде сотрудничества и компромисса);
· организаторские способности и планирование.
Так же наставник должен демонстрировать стабильные показатели своего профессионального роста, пользоваться публичным признанием коллектива и стремиться к карьерному росту в компании.
Утверждение сотрудника (специалиста) в качестве наставника осуществляется руководителями структурных подразделений. В принятии решения о выборе наставника руководители структурных подразделений должны руководствоваться исключительно показателями работы сотрудника, выполнением им поставленных задач и планов компании.
6. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ НАСТАВНИКА ЗА СТАЖЕРОМ.
Утверждение сотрудника (специалиста) в качестве наставника осуществляется в устной форме. Основанием для закрепления наставника является непосредственное распоряжение руководителя структурного подразделения, закрепление осуществляется по предварительному согласованию с предполагаемым наставником.
За одним наставником, по усмотрению руководителя структурного подразделения, может быть закреплено не более 2 сотрудников (стажеров).
В первый месяц работы сотрудника (стажера), наставник помогает осуществить знакомство с:
·особенностями деятельности отдела;
·непосредственными должностными обязанностями сотрудника (стажера);
·перспективами развития Компании;
·рабочим местом сотрудника (стажера).
Наставник в течение первого рабочего месяца совместно со стажером работают по индивидуальному плану (положение по адаптации/приложение №2) повышения квалификации, в котором указываются:
·ключевые компетенции по должности;
·знания, навыки, способности, обеспечивающие приобретение и развитие ключевых компетенций;
·мероприятия по повышению квалификации;
·сроки исполнения, отметки об исполнении.
Индивидуальный план повышения квалификации составляется менеджером по обучению и адаптации персонала для нового сотрудника (специалиста) на три месяца и передается непосредственно наставнику. Утверждение плана осуществляет директором по сервису, коммерческим директором, либо управляющим компанией.
В рамках осуществления индивидуального плана повышения квалификации, наставник может привлекать сотрудника (стажера) к участию в деятельности, осуществляемой Компанией.
Наставник может давать сотруднику (стажеру) задания связанные с текущей повседневной деятельностью Компании.
Наставник оказывает сотруднику (стажеру) всестороннюю помощь и поддержку при реализации индивидуального плана повышения квалификации и осуществлении текущей повседневной деятельности.
Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение целей и задач сотрудником (стажером) в период осуществления над ним наставничества. Оценка производится на промежуточном и итоговом контроле (положение по адаптации приложение №4).
Так же наставническая деятельность оценивается по ее завершении аттестационной комиссией, оценка проводится методом 360 градусов, то есть наставник оценивается с разных уровней: руководителем структурного подразделения, сотрудником (стажером), который был закреплен за данным наставником и самим наставником (Приложение № 1, 3,4).
Наставник осуществляет контроль над исполнением заданий, данных сотруднику (стажеру) и мероприятий по повышению квалификации в сроки, указанные в плане, и выставляет отметки об исполнении и оценивает уровень развития компетенций после выполнения запланированных мероприятий (положение по адаптации приложение №2).
По завершению исполнения индивидуального плана повышения квалификации наставник составляет отчет о работе сотрудника (стажера) в отчетный период, достигнутых результатах (положение по адаптации приложение №3). Отчет предоставляется руководителю структурного подразделения, в котором работает сотрудник (стажер) и менеджеру по обучению и адаптации персонала.
Сотрудник (стажер) по завершению срока наставничества проходит итоговую оценку (положение по адаптации п.4.8).
Основываясь на данных, полученных при ознакомлении с отчетом наставника и оценки, руководитель структурного подразделения, в котором работает сотрудник (стажер) и менеджер по обучению и адаптации персонала сообщают сотруднику (стажеру) результаты оценки.
Если по завершению периода наставничества, сотрудник показывает высокие результаты и успешно проходит оценку, то
· новый сотрудник считается успешно прошедшим оценку в компании, руководитель структурного подразделения информирует его о продолжении трудовых отношений;
· с сотрудника, ранее не справлявшегося со своими должностными обязанностями, наставничество снимается.
Если по завершению периода наставничества, сотрудник (стажер) показывает неудовлетворительные результаты и не проходит оценку, то устанавливается новый срок наставничества, либо сотрудник подлежит увольнению.
7. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАСТАНИКА.
Наставник имеет право:
·с согласия непосредственного руководителя подключать для дополнительного обучения сотрудника (стажера) других сотрудников, если какие то вопросы не входят в компетенцию наставника;
·запрашивать отчеты о проделанной работе сотрудника (стажера), как в устной, так и в письменной форме;
·получать отчеты о прохождении обучения сотрудника от службы по управлению персоналом.
·выходить с ходатайством о прекращении стажировки обучающегося сотрудника по причинам:
— личного характера (безуспешных попыток наладить личный контакт с сотрудником);
— выхода сотрудника на требуемые стабильные показатели.
·выходить с ходатайством к непосредственному руководителю и в службу по управлению персоналом о поощрении сотрудника.
Наставник обязан:
·знать требования локальных нормативных актов, определяющих права и обязанности сотрудника (стажера) по занимаемой должности;
·участвовать в корректировке индивидуального плана сотрудника (стажера);
·передавать свои знания и опыт при осуществлении своих обязанностей;
·всесторонне изучать деловые и нравственные качества сотрудника (стажера), его отношение к работе, коллективу;
·личным примером развивать положительные качества сотрудника (стажера), привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
·составлять отчет о результатах деятельности сотрудника (стажера) по завершению срока наставничества.
8. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СОТРУДНИКА (СТАЖЕРА).
Сотрудник (стажер) имеет право:
·обращаться за помощью к своему наставнику в любое удобное время;
·при безуспешных попытках установления личного контакта с наставником выходить с ходатайством к непосредственному руководителю и в отдел персонала о смене наставника или переводе в другой отдел.
Сотрудник (стажер) обязан:
·реализовывать индивидуальный план повышения квалификации;
·следовать рекомендациям наставника при выполнении заданий;
·стремиться к повышению уровня своей профессиональной компетенции, развитию навыков и способностей, получению знаний;
·предоставлять отчеты о проделанной работе, как в устной, так и в письменной форме;
·по завершению срока наставничества проходить оценку.
9. МОРАЛЬНОЕ И МАТЕРИАЛЬНОЕ ПООЩЕРЕНИЕ НАСТАВНИКОВ.
В целях материального поощрения наставнику с момента прикрепления к нему стажера начисляется вознаграждение к окладу в размере 500 рублей, после испытательного срока и успешного прохождения оценки по итогам периода адаптации наставнику так же начисляется вознаграждение к окладу в размере 500 рублей.
Наставник, победивший в конкурсе на звание «Лучший наставник компании» поощряется в порядке, предусмотренном условиями конкурса (Приложение № 5 — регламент проведения конкурса «Лучший наставник компании»).
10. СПОСОБЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ.
Внедрение и контроль над соблюдением настоящего положения возлагается на менеджера по персоналу. За основные функции наставничества несут ответственность менеджер по обучению и адаптации, тренинг менеджер, руководители структурных подразделений, в соответствии с п.3 настоящего положения.
Если в результате проверки обнаруживается, что данное положение не соблюдается, либо соблюдается не полностью (кто ответственный) выносится выговор.
11. ПРИЛОЖЕНИЯ.
11.1 Анкета на наставника – заполняется сотрудником (стажером).
11.2 Индивидуальный план обучения.
11.3 Критерии оценки нового сотрудника (стажера) – заполняется наставником.
11.4 Анкета на наставника — заполняется руководителем структурного подразделения.
11.5. Регламент проведения конкурса «Лучший наставник компании».