Процесс создания сценария КДП

 

Определением понятия «сценарий» и его разработкой занимались такие авторы как: Марков, Гагин. Генкин. Руденский. Еременко и др.

Генкин и Руденский рассматривают сценарий, как синтез художественно- и психолого-педагогической программ.

Марков определяет сценарий как художественную программу педагогического воздействия, решающую конкретные педагогические задачи.

Процесс создания сценария КДП трудоемкий. Работа над ним начинается с замысла. Замысел несет в себе логику сценария будущей программы. Здесь отчетливо должны быть видны, как общий смысл – тема, идея, содержание, форма, — так и его отдельные события, конфликт. Замысел начинается с выработки логически-чувственного авторского отношения к поднятой проблеме.

Компоненты замысла:

Тема-проблема. Проблема – коренной вопрос художественного произведения, лежащий в основе конфликта и разрешаемый (или не разрешаемый) всем ходом его произведения. При написании сценария точное определение проблемы, острая ее постановка и решение яркими художественными средствами – залог успеха будущего произведения.

Определенность и ясность выбранной темы КДП неразрывно связанно с идеей – основной вывод, мысль, оценка изображаемых событий. Идея не декламируется, а передается через действие и поступки образов сценария.

Идея-сверхзадача, всегда эмоциональна.

Сценарно-режиссерский ход – это стержень, соединяющий все эпизоды, увлекательный ход, который поможет удержать интерес зрителей до конца программы. Должен проходить от начала до конца. В нем должен быть проработан конфликт.

Замысел обусловлен следующими факторами: адресатом, участниками, сценой, временем действия, структурой, видом программы.

Еременко выделяет три этапа замысла:

1.     Зарождение.

2.     Развитие. Поиск сюжетного хода, выразительной композиции.

3.     Оформление замысла.

Марков выделил шесть этапом работы над сценарием:

1.     Выбор и анализ темы.

2.     Анализ проблемы.

3.     — Разработка сценических заданий, блоков.(блок это совокупность эпизодов)

— Разработка сценических заданий, эпизодов.

— Разработка сценических заданий, единиц сценической информации (это художественные компоненты: песня, стихи, танец и пр.).

4.     Разработка замысла сценария в целом:

           — разработка замысла первого, второго блоков и т. д.

           — разработка замысла первого, второго эпизодов;

5.     разработка сюжета сценария в целом:

           — разработка сюжета каждого блока;

           — разработка сюжета каждого эпизода;

           — разработка сюжета единиц сценической информации.

6.     Отбор художественных средств. Монтаж единиц сценической информации, монтаж эпизодов, блоков.  

На каждом этапе работы над сценарием появляется необходимость сбора нового материала – «фактов жизни». Проблема отбора фактов, умение увидеть и понимать характер единичного факта играет большую роль в сценарном творчестве.

Как считает Руденский, отбор документального материала для формирования информационно-логической стороны сценария требует учета следующих требований:

1)    социальная значимость факта;

2)    конкретность фактического материала;

3)    своевременность;

4)    соответствие материалу информационным потребностям аудитории;

5)    новизна и содержательность;

6)    достоверность и убедительность.

Немаловажную роль в разработке замысла играют факторы, которые его обуславливают:

1.     Адресат. Кому адресовано задуманное мероприятие. Любая культурно – досуговая программа предполагает определенную аудиторию. Принцип «все для всех» не оправдывает себя, поскольку круг интересов аудитории неоднороден.

Определение адресата культурно – досуговой программы – обязательный компонент замысла. Расчет на определенную аудиторию помогает и в отборе выразительных средств.

2.     Участники. Сценарист задумывает культурно – досуговую программу в расчете на определенных участников. Изучение материала, в этом случае, начинается с состава участников, кандидатуры которых предварительно согласовываются. Важно подготовить все с таким расчетом, чтобы не получилось неосуществимых сцен, невыполнимых заданий и в то же время максимально использовать творческие возможности выступающих.

3.     Место. В описательной части дается предварительное решение сценической площадки, а если их несколько, то каждой в отдельности. Описание места проведения послужит отправным пунктом для работы художника.

4.     Время. Нужно точно знать время проведения и регламент. Часто это требование нарушается и от этого страдает зрительское восприятие. нужно уметь вовремя ставить точку.

5.     Вид.Жанр. Жанр – это вид КДП. Специфических свойств его формы и содержания. Устойчивая форма организации художественного произведения. Жанр – важнейший компонент замысла будущего мероприятия. Жанр в теории КДД, в отличие от эстетической категории (в эстетике – драма, трагедия, комедия и т.д.) отождествляется с понятием вид программы. Сценаристу хорошо освоить жанровую (видовую) специфику базовых моделей КДП: конкурс, концерт и т.д.

Итак, создание сценария – это трудный и многоэтапный процесс. Каждый сценарист имеет свою технологию, которая вырабатывается в процессе практики. но если он не будет опираться на основные требования к написанию сценария, которые мы изложили в своём ответе, фундамент его «архитектурного проекта» окажется непрочным и его неменуемо будет ждать неудача. Так например…(примеры.)

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
",css:{backgroundColor:"#000",opacity:.6}},container:{block:void 0,tpl:"
"},wrap:void 0,body:void 0,errors:{tpl:"
",autoclose_delay:2e3,ajax_unsuccessful_load:"Error"},openEffect:{type:"fade",speed:400},closeEffect:{type:"fade",speed:400},beforeOpen:n.noop,afterOpen:n.noop,beforeClose:n.noop,afterClose:n.noop,afterLoading:n.noop,afterLoadingOnShow:n.noop,errorLoading:n.noop},o=0,p=n([]),h={isEventOut:function(a,b){var c=!0;return n(a).each(function(){n(b.target).get(0)==n(this).get(0)&&(c=!1),0==n(b.target).closest("HTML",n(this).get(0)).length&&(c=!1)}),c}},q={getParentEl:function(a){var b=n(a);return b.data("arcticmodal")?b:(b=n(a).closest(".arcticmodal-container").data("arcticmodalParentEl"),!!b&&b)},transition:function(a,b,c,d){switch(d=null==d?n.noop:d,c.type){case"fade":"show"==b?a.fadeIn(c.speed,d):a.fadeOut(c.speed,d);break;case"none":"show"==b?a.show():a.hide(),d();}},prepare_body:function(a,b){n(".arcticmodal-close",a.body).unbind("click.arcticmodal").bind("click.arcticmodal",function(){return b.arcticmodal("close"),!1})},init_el:function(d,a){var b=d.data("arcticmodal");if(!b){if(b=a,o++,b.modalID=o,b.overlay.block=n(b.overlay.tpl),b.overlay.block.css(b.overlay.css),b.container.block=n(b.container.tpl),b.body=n(".arcticmodal-container_i2",b.container.block),a.clone?b.body.html(d.clone(!0)):(d.before("
"),b.body.html(d)),q.prepare_body(b,d),b.closeOnOverlayClick&&b.overlay.block.add(b.container.block).click(function(a){h.isEventOut(n(">*",b.body),a)&&d.arcticmodal("close")}),b.container.block.data("arcticmodalParentEl",d),d.data("arcticmodal",b),p=n.merge(p,d),n.proxy(e.show,d)(),"html"==b.type)return d;if(null!=b.ajax.beforeSend){var c=b.ajax.beforeSend;delete b.ajax.beforeSend}if(null!=b.ajax.success){var f=b.ajax.success;delete b.ajax.success}if(null!=b.ajax.error){var g=b.ajax.error;delete b.ajax.error}var j=n.extend(!0,{url:b.url,beforeSend:function(){null==c?b.body.html("
"):c(b,d)},success:function(c){d.trigger("afterLoading"),b.afterLoading(b,d,c),null==f?b.body.html(c):f(b,d,c),q.prepare_body(b,d),d.trigger("afterLoadingOnShow"),b.afterLoadingOnShow(b,d,c)},error:function(){d.trigger("errorLoading"),b.errorLoading(b,d),null==g?(b.body.html(b.errors.tpl),n(".arcticmodal-error",b.body).html(b.errors.ajax_unsuccessful_load),n(".arcticmodal-close",b.body).click(function(){return d.arcticmodal("close"),!1}),b.errors.autoclose_delay&&setTimeout(function(){d.arcticmodal("close")},b.errors.autoclose_delay)):g(b,d)}},b.ajax);b.ajax_request=n.ajax(j),d.data("arcticmodal",b)}},init:function(b){if(b=n.extend(!0,{},a,b),!n.isFunction(this))return this.each(function(){q.init_el(n(this),n.extend(!0,{},b))});if(null==b)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect parameters");if(""==b.type)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"type\"");switch(b.type){case"html":if(""==b.content)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"content\"");var e=b.content;return b.content="",q.init_el(n(e),b);case"ajax":return""==b.url?void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"url\""):q.init_el(n("
"),b);}}},e={show:function(){var a=q.getParentEl(this);if(!1===a)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect call");var b=a.data("arcticmodal");if(b.overlay.block.hide(),b.container.block.hide(),n("BODY").append(b.overlay.block),n("BODY").append(b.container.block),b.beforeOpen(b,a),a.trigger("beforeOpen"),"hidden"!=b.wrap.css("overflow")){b.wrap.data("arcticmodalOverflow",b.wrap.css("overflow"));var c=b.wrap.outerWidth(!0);b.wrap.css("overflow","hidden");var d=b.wrap.outerWidth(!0);d!=c&&b.wrap.css("marginRight",d-c+"px")}return p.not(a).each(function(){var a=n(this).data("arcticmodal");a.overlay.block.hide()}),q.transition(b.overlay.block,"show",1*")),b.overlay.block.remove(),b.container.block.remove(),a.data("arcticmodal",null),n(".arcticmodal-container").length||(b.wrap.data("arcticmodalOverflow")&&b.wrap.css("overflow",b.wrap.data("arcticmodalOverflow")),b.wrap.css("marginRight",0))}),"ajax"==b.type&&b.ajax_request.abort(),p=p.not(a))})},setDefault:function(b){n.extend(!0,a,b)}};n(function(){a.wrap=n(document.all&&!document.querySelector?"html":"body")}),n(document).bind("keyup.arcticmodal",function(d){var a=p.last();if(a.length){var b=a.data("arcticmodal");b.closeOnEsc&&27===d.keyCode&&a.arcticmodal("close")}}),n.arcticmodal=n.fn.arcticmodal=function(a){return e[a]?e[a].apply(this,Array.prototype.slice.call(arguments,1)):"object"!=typeof a&&a?void n.error("jquery.arcticmodal: Method "+a+" does not exist"):q.init.apply(this,arguments)}}(jQuery)}var duplicateMode="undefined"!=typeof duplicateFlatPM&&duplicateFlatPM;document["wri"+"te"]=function(a){var b=document.createElement("div");ff(document.currentScript).after(b),flatPM_setHTML(b,a),ff(b).contents().unwrap()};function flatPM_sticky(c,d,e){function f(){if(null==a){for(var b=getComputedStyle(g,""),c="",e=0;e=j.top-h?j.top-h