Определением понятия «сценарий» и его разработкой занимались такие авторы как: Марков, Гагин. Генкин. Руденский. Еременко и др.
Генкин и Руденский рассматривают сценарий, как синтез художественно- и психолого-педагогической программ.
Марков определяет сценарий как художественную программу педагогического воздействия, решающую конкретные педагогические задачи.
Процесс создания сценария КДП трудоемкий. Работа над ним начинается с замысла. Замысел несет в себе логику сценария будущей программы. Здесь отчетливо должны быть видны, как общий смысл – тема, идея, содержание, форма, — так и его отдельные события, конфликт. Замысел начинается с выработки логически-чувственного авторского отношения к поднятой проблеме.
Компоненты замысла:
Тема-проблема. Проблема – коренной вопрос художественного произведения, лежащий в основе конфликта и разрешаемый (или не разрешаемый) всем ходом его произведения. При написании сценария точное определение проблемы, острая ее постановка и решение яркими художественными средствами – залог успеха будущего произведения.
Определенность и ясность выбранной темы КДП неразрывно связанно с идеей – основной вывод, мысль, оценка изображаемых событий. Идея не декламируется, а передается через действие и поступки образов сценария.
Идея-сверхзадача, всегда эмоциональна.
Сценарно-режиссерский ход – это стержень, соединяющий все эпизоды, увлекательный ход, который поможет удержать интерес зрителей до конца программы. Должен проходить от начала до конца. В нем должен быть проработан конфликт.
Замысел обусловлен следующими факторами: адресатом, участниками, сценой, временем действия, структурой, видом программы.
Еременко выделяет три этапа замысла:
1. Зарождение.
2. Развитие. Поиск сюжетного хода, выразительной композиции.
3. Оформление замысла.
Марков выделил шесть этапом работы над сценарием:
1. Выбор и анализ темы.
2. Анализ проблемы.
3. — Разработка сценических заданий, блоков.(блок это совокупность эпизодов)
— Разработка сценических заданий, эпизодов.
— Разработка сценических заданий, единиц сценической информации (это художественные компоненты: песня, стихи, танец и пр.).
4. Разработка замысла сценария в целом:
— разработка замысла первого, второго блоков и т. д.
— разработка замысла первого, второго эпизодов;
5. разработка сюжета сценария в целом:
— разработка сюжета каждого блока;
— разработка сюжета каждого эпизода;
— разработка сюжета единиц сценической информации.
6. Отбор художественных средств. Монтаж единиц сценической информации, монтаж эпизодов, блоков.
На каждом этапе работы над сценарием появляется необходимость сбора нового материала – «фактов жизни». Проблема отбора фактов, умение увидеть и понимать характер единичного факта играет большую роль в сценарном творчестве.
Как считает Руденский, отбор документального материала для формирования информационно-логической стороны сценария требует учета следующих требований:
1) социальная значимость факта;
2) конкретность фактического материала;
3) своевременность;
4) соответствие материалу информационным потребностям аудитории;
5) новизна и содержательность;
6) достоверность и убедительность.
Немаловажную роль в разработке замысла играют факторы, которые его обуславливают:
1. Адресат. Кому адресовано задуманное мероприятие. Любая культурно – досуговая программа предполагает определенную аудиторию. Принцип «все для всех» не оправдывает себя, поскольку круг интересов аудитории неоднороден.
Определение адресата культурно – досуговой программы – обязательный компонент замысла. Расчет на определенную аудиторию помогает и в отборе выразительных средств.
2. Участники. Сценарист задумывает культурно – досуговую программу в расчете на определенных участников. Изучение материала, в этом случае, начинается с состава участников, кандидатуры которых предварительно согласовываются. Важно подготовить все с таким расчетом, чтобы не получилось неосуществимых сцен, невыполнимых заданий и в то же время максимально использовать творческие возможности выступающих.
3. Место. В описательной части дается предварительное решение сценической площадки, а если их несколько, то каждой в отдельности. Описание места проведения послужит отправным пунктом для работы художника.
4. Время. Нужно точно знать время проведения и регламент. Часто это требование нарушается и от этого страдает зрительское восприятие. нужно уметь вовремя ставить точку.
5. Вид.Жанр. Жанр – это вид КДП. Специфических свойств его формы и содержания. Устойчивая форма организации художественного произведения. Жанр – важнейший компонент замысла будущего мероприятия. Жанр в теории КДД, в отличие от эстетической категории (в эстетике – драма, трагедия, комедия и т.д.) отождествляется с понятием вид программы. Сценаристу хорошо освоить жанровую (видовую) специфику базовых моделей КДП: конкурс, концерт и т.д.
Итак, создание сценария – это трудный и многоэтапный процесс. Каждый сценарист имеет свою технологию, которая вырабатывается в процессе практики. но если он не будет опираться на основные требования к написанию сценария, которые мы изложили в своём ответе, фундамент его «архитектурного проекта» окажется непрочным и его неменуемо будет ждать неудача. Так например…(примеры.)