Процесс создания сценария КДП

 

Определением понятия «сценарий» и его разработкой занимались такие авторы как: Марков, Гагин. Генкин. Руденский. Еременко и др.

Генкин и Руденский рассматривают сценарий, как синтез художественно- и психолого-педагогической программ.

Марков определяет сценарий как художественную программу педагогического воздействия, решающую конкретные педагогические задачи.

Процесс создания сценария КДП трудоемкий. Работа над ним начинается с замысла. Замысел несет в себе логику сценария будущей программы. Здесь отчетливо должны быть видны, как общий смысл – тема, идея, содержание, форма, — так и его отдельные события, конфликт. Замысел начинается с выработки логически-чувственного авторского отношения к поднятой проблеме.

Компоненты замысла:

Тема-проблема. Проблема – коренной вопрос художественного произведения, лежащий в основе конфликта и разрешаемый (или не разрешаемый) всем ходом его произведения. При написании сценария точное определение проблемы, острая ее постановка и решение яркими художественными средствами – залог успеха будущего произведения.

Определенность и ясность выбранной темы КДП неразрывно связанно с идеей – основной вывод, мысль, оценка изображаемых событий. Идея не декламируется, а передается через действие и поступки образов сценария.

Идея-сверхзадача, всегда эмоциональна.

Сценарно-режиссерский ход – это стержень, соединяющий все эпизоды, увлекательный ход, который поможет удержать интерес зрителей до конца программы. Должен проходить от начала до конца. В нем должен быть проработан конфликт.

Замысел обусловлен следующими факторами: адресатом, участниками, сценой, временем действия, структурой, видом программы.

Еременко выделяет три этапа замысла:

1.     Зарождение.

2.     Развитие. Поиск сюжетного хода, выразительной композиции.

3.     Оформление замысла.

Марков выделил шесть этапом работы над сценарием:

1.     Выбор и анализ темы.

2.     Анализ проблемы.

3.     — Разработка сценических заданий, блоков.(блок это совокупность эпизодов)

— Разработка сценических заданий, эпизодов.

— Разработка сценических заданий, единиц сценической информации (это художественные компоненты: песня, стихи, танец и пр.).

4.     Разработка замысла сценария в целом:

           — разработка замысла первого, второго блоков и т. д.

           — разработка замысла первого, второго эпизодов;

5.     разработка сюжета сценария в целом:

           — разработка сюжета каждого блока;

           — разработка сюжета каждого эпизода;

           — разработка сюжета единиц сценической информации.

6.     Отбор художественных средств. Монтаж единиц сценической информации, монтаж эпизодов, блоков.  

На каждом этапе работы над сценарием появляется необходимость сбора нового материала – «фактов жизни». Проблема отбора фактов, умение увидеть и понимать характер единичного факта играет большую роль в сценарном творчестве.

Как считает Руденский, отбор документального материала для формирования информационно-логической стороны сценария требует учета следующих требований:

1)    социальная значимость факта;

2)    конкретность фактического материала;

3)    своевременность;

4)    соответствие материалу информационным потребностям аудитории;

5)    новизна и содержательность;

6)    достоверность и убедительность.

Немаловажную роль в разработке замысла играют факторы, которые его обуславливают:

1.     Адресат. Кому адресовано задуманное мероприятие. Любая культурно – досуговая программа предполагает определенную аудиторию. Принцип «все для всех» не оправдывает себя, поскольку круг интересов аудитории неоднороден.

Определение адресата культурно – досуговой программы – обязательный компонент замысла. Расчет на определенную аудиторию помогает и в отборе выразительных средств.

2.     Участники. Сценарист задумывает культурно – досуговую программу в расчете на определенных участников. Изучение материала, в этом случае, начинается с состава участников, кандидатуры которых предварительно согласовываются. Важно подготовить все с таким расчетом, чтобы не получилось неосуществимых сцен, невыполнимых заданий и в то же время максимально использовать творческие возможности выступающих.

3.     Место. В описательной части дается предварительное решение сценической площадки, а если их несколько, то каждой в отдельности. Описание места проведения послужит отправным пунктом для работы художника.

4.     Время. Нужно точно знать время проведения и регламент. Часто это требование нарушается и от этого страдает зрительское восприятие. нужно уметь вовремя ставить точку.

5.     Вид.Жанр. Жанр – это вид КДП. Специфических свойств его формы и содержания. Устойчивая форма организации художественного произведения. Жанр – важнейший компонент замысла будущего мероприятия. Жанр в теории КДД, в отличие от эстетической категории (в эстетике – драма, трагедия, комедия и т.д.) отождествляется с понятием вид программы. Сценаристу хорошо освоить жанровую (видовую) специфику базовых моделей КДП: конкурс, концерт и т.д.

Итак, создание сценария – это трудный и многоэтапный процесс. Каждый сценарист имеет свою технологию, которая вырабатывается в процессе практики. но если он не будет опираться на основные требования к написанию сценария, которые мы изложили в своём ответе, фундамент его «архитектурного проекта» окажется непрочным и его неменуемо будет ждать неудача. Так например…(примеры.)

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector