ОСНОВНЫЕ ЦЕННОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ДОСУГА

 

 (по работе Э. В. Соколова “Свободное время и культура досуга, 1977)

Первыми ступенями лестницы досуга, предложенной Соколовым в его работе, являются ОТДЫХ И ДВИЖЕНИЕ.

Каждая фаза досуга имеет свои отличительные особенности, свою ту или иную ценность. Отдых первое элементарная, но существенная ценность досуга. Отдых и движение служат восстановлению физических сил, духовного равновесия. В отдыхе личность не ставит перед собой далеко идущих целей, главное снять усталость. Отдых не требует сложных методов организации.

Отдых бывает пассивным и активным. При всей кажущейся простоте, отдых, движение приобретают сегодня все большее значение в досуге. В современном производстве неуклонно снижаются физические нагрузки и возрастают психологические, волевые, психологические, эмоциональные. Напряжение не только на работе, но и в быту. Городская жизнь по своей специфике ограничивает возможности для движения физической разрядки, возрастает сидячий образ жизни. Не все в нашей жизни служит психологической разрядке. Отдых – это стремление человека позаниматься любимым делом, получение удовольствия от принятия пищи и прогулки в лесу. Организаторы досуга хорошо должны знать, что отдых множеством нитей связан с жизнью человеческого организма.

Функции культуры: поддерживать в людях естественные склонности, в том числе и совершенствовать методы и технологии организации отдыха в учреждениях СКД.

Отдых имеет свои границы, он не может продолжаться долго, бесконечно. Отдохнувший  человек не может отдыхать снова, он испытывает потребность в другом виде деятельности, отдохнув, он стремиться к развлечению.

Вторая ступень досуга по Соколову – РАЗВЛЕЧЕНИЕ – это тоже разрядка, отдых, но отдых в условиях смены впечатлений, это более высокая ступень ценностей досуга. В развлечение обязательно включается культурный элемент. Развлечение полезно после монотонного труда. Идеальной формой развлечения является игра. И хотя развлечение имеет  мало общего с отдыхом,  они практически решают одну задачу, снятие напряжения, усталости. Однако развлечение отличается от отдыха определенными специфическими чертами. Развлечение – это смена обстановки, это неожиданность, оно более адресное, чем отдых. И рассчитано на определенные профессии. Развлечение ничего общего не имеет показным досугом с праздностью и азартными играми. Подлинное развлечение имеет цель разнообразить досуг. Но и развлечение не безгранично. Можно много играть, но духовно не расти, можно развлекаться и испытывать скуку. Человек начинает искать развлечения, которые несут ему неприятности и даже угрозы. Все это должны знать и очень хорошо организаторы досуга, чтобы исключить случаи из практики, когда развлечения превращаются в опасные занятия. развлечение, как правило рассчитано на индивидов так и на группу людей в рамках группового КД общения. Практика КДД, по мнению Соколова, свидетельствует о том, что личность, группа людей в ходе развлечения испытывают потребность заниматься более сложным, значимым. Личность объективно подготовлена к КДД более высокого уровня.

Таким видом КДД, по мнению Соколова, является – ПРСВЕЩЕНИЕ, как путь активного приобщения человека к ценностям культуры. Оно выводит личность на новые рубежи культурного окружения. Его сущность в усвоении классического культурного наследия высоко развитых стран мира. Просвещение занятие не случайное, а систематическое, постоянное. Это не только потребность личности внутри субъективное, это объективное явление, связанное с воздействием самой жизни. Оно только тогда выполняет свою высокую функцию, когда на лицо сочетание личного интереса и объективных процессов, которые происходят в обществе. В этом сочетании путь к культуре в современном обществе в условиях информационного взрыва, просвещение несет печать парадоксальности. Общий объем знаний культуры увеличивается на столько быстро, что с каждым годом мы становимся менее просвещенными.

Человечество в этой ситуации вынуждено обращаться за помощью к новым приборам и технологиям, однако это не лучший путь, чтобы побуждать личность не надеяться на технический прогресс, а включаться в процесс просвещения всем своим существом, своим умом постигать истину.

Просвещение это процесс собирания знаний, по частям, но это целостный процесс. Знать часть важно, но важнее научиться формировать из частей целостное представление о том или ином предмете, умение выстраивать из знаний стройную систему. Чем больше мы знаем, тем больше у нас возникает сомнений, вопросов, тем более страстно мы вторгаемся в новые области знаний. Человеческий разум обладает удивительным аппетитом, он требует от индивида постоянного топлива, т. е. информации. Чем духовно богаче человек, тем труднее ему  своевременно удовлетворять растущие потребности разума. Просвещение должно быть перспективными, востребованным, в противном случае духовный рост личности приостанавливается. Просвещение – это путь к усвоению, прежде всего, гуманитарных знаний, гуманитарной культуры. Все технические науки, все естественнонаучные знания раздроблены, они призваны оснащать человека определенной профессии знаниями. Гуманитарные знания – это целостная система, они не могут дробиться на отдельные дисциплины, это единая универсальная система знаний человечества. Вот почему задача просвещения и грандиозна и трудна. Чтобы стать просвещенным, необходимо определить главную область культурных интересов, работать настойчиво и упорно. Если в учебных заведениях установлены более сложные правила обучения, то КДД должна быть устремлении к саморазвитию, самообразованию. Увлеченность индивида просвещением должна неуклонно возрастать в необозримом будущем. Время покажет изберет ли человек виртуальный путь изучения, либо сохранит и обогатит свой опыт, через все знания, которые накопило человечество.

ТВОРЧЕСТВО – самый свободный вид КДД, оно есть продолжение лестницы досуга. Творчество наиболее самоценно, но в то же время это фаза подготовки к чему- то высшему. Оно само по себе является наивысшей формой человеческой жизнедеятельности. Человек лишь тогда оправдывает свое назначение, когда творит. Потребность в творчестве одна из самых главных и стойких у человека. В творчестве человек выступает как уникальная или универсальная сила природы. Творчество – это путь к вершинам мастерства, к высшим человеческим целям. Творчество обязательно связано с богатой средой труда, быта, досуга. Науке известны случаи, когда великие открытия делались учеными в минуты отдыха и даже во сне.

Большая часть видов искусства родилась из игры. Некоторые жанры литературы из карнавальных праздников. В досуге человек отдается во власть мечтаний, воображения, не сдерживая полет фантазии. Творчество в досуге – это тоже труд, но он не имеет временных рамок. Творчество способно поглощать огромное отрезки времени, это высшая радость бытия.

 Сегодня никто уже не оспаривает культурной роли творчества. Если отдых не может быть бесконечным, развлечение может показаться скучным, просвещение иногда оборачивается, так называемым, засорением ума, то творчество безгранично. Чем больше оно поглощает времени человека, тем более жадным он становится; чем интенсивнее творит художник, тем больше у него замыслов, идей. Лишение возможности творить, самое большое несчастье для художника. Творчество менее всего личностно, оно служение народу, отечеству, обществу. Возможно, здесь лежит ответ, почему великие творцы живут недолго. Не следует так же исключать, что творчество часто встречает неприятие и откровенно преследуется. Это наносит вред творчеству, ускоряет процесс сгорания гения. Что касается досуга, он, по мнению Соколова, достаточно эффективный путь компенсации умственных и физических затрат творца.

СОЗЕРЦАНИЕ: если в творчестве человек утверждает себя, завоевывает природу, пространство, мир, то в минуты созерцания человек как бы освобождается от творческих забот, сосредотачивается на небе, осознает свое единение с миром, размышляет о своем месте в нем. В созерцании человек прежде всего ощущает свое единение с природой, поэтому организаторы досуга обязаны помочь человеку созерцать природу эстетически, философски. Это необходимо не только природе но и еще больше человеку.

Эстетическое созерцание природы поможет людям лучше ощутить радость победы, примиряясь с поражением, неудачами в этой жизни. Эстетическое созерцание природы сугубо личностное, интимное, через него мы сохраняем живую связь с вселенной. Созерцание может быть и поэтическим, оно ритмично, жизнь природы и всего сущего в ней связано с ритмами, человеческая жизнь отражение этих ритмов, является основным источником питающих поэтов, художников, писателей, музыкантов ученых.

Объектом созерцания может быть не только природа, личность и история. Человек субъект истории, он сам творит историю, он не мыслит свою жизнь без осознания смысла истории. Историческое созерцание сложнее, чем созерцание природы, оно требует не только интуиции воображения, но и знания. Знания древних культур, их рождение, развитие и упадок.

Созерцание может восприниматься нами и как самосозерцание, процесс, в котором мы оцениваем самих себя. Человеку крайне необходимо обращение к самому себе, как к строгому судье, доброму советчику и наставнику. Созерцание не выполняет никакой преобразующей функции, оно использует самые светлые, чистые минуты жизни для того чтобы увидеть идеальную форму природы, красоту не меркнущую, высшую. Созерцание может быть поводом для творческого вдохновения, но в обязательном порядке не предполагает этого. Педагогическая система Соколова отводит одно из важных мест созерцанию, в системе основных ценностей досуга.

ПРАЗДНИК. Созерцание по сути своей есть уединение, оно часто обращено в прошлое — это его существенная черта, в этом его ценность и ограниченность, т. к. уединенность отрицает праздник. ПРАЗДНИК, по Соколову, один из важнейших элементов человеческой культуры. Он известен человеку с самых древних времен, когда праздники были связаны с языческими верованиями, они были приурочены, как правило, к каким — либо переменчивым моментам природы. Сегодня у народов мира много самых разнообразных праздников. Это очень сложное явление, праздник складывается из многих составляющих его элементов, важнейшими из которых является:

·освобождение от труда;

· освобождение от бытовых забот;

· освобождение  от обыденного настроения, от будничных мыслей, т. е. настрой.

Праздник невозможен без ощущения бодрости и радости, приподнятости духа, он отвергает обычные правила и исключения. В праздник неприлично работать ради заработка и заниматься домашними делами. Пренебрегать, значит не уважать общество, окружающих, знакомых, родственников. В праздник принято мириться и прощать обиды. Праздник освобождает человека от всего, что мешает ему быть искренним, способным к самовыражению.

Праздник предполагает: — наличие общей идеи, отправной точки основной тематики праздника, праздник является важнейшим элементом досуга, он проводится исключительно в свободное время.

Праздник явление общественное, общество производит крупные затраты, для того чтобы праздник удался. Праздник — это поддержание традиций, укрепление завоеваний человеческой культуры, он создает чувство общности поколений, он наполнен духовно — нравственными ценностями, освещен торжественным радостным смыслом. праздники имеют нечто общее — это пребывание в особом высоком времени. Человек испытывает глубокую потребность в празднике, утрата праздника лишает человечество одной из важнейших радостей жизни. Праздник по своему смыслу синтетичен, он имеет много общего с другими видами досуга. Праздник — это зрелище, насыщенное юмором, шутками, весельем и другим. Праздник явление социальное, он утверждает высшие принципы морали и нравственности и т. д. Праздник по духу своему близок к творчеству, в его подготовке участвуют разные специалисты, это коллективное созерцание переживание высоких чувств и настроений, это вдохновенный зов в будущее, вера в добро, обновление жизни. Без идеи праздник может превратиться в свою противоположность.

 

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector