Молочная промышленность является одной из главных отраслей деятельности потребительской кооперации. Опыт последних лет показал, что организациям потребительской кооперации не хватает инструментов, с помощью которых можно было бы принимать обоснованные управленческие решения оперативного и стратегического характера. Ведь являясь участниками непростых конкурентных отношений, они решают важнейшие социальные задачи. Отсюда возникает интерес к информации о финансовых результатах предприятия, и появляется проблема поиска способа формирования прибыли и анализа безубыточности.
На стадии разработки механизма формирования прибыли необходим комплексный анализ влияния различных факторов на величину получаемой прибыли. Доминирующее влияние на величину дохода и прибыли оказывают объем продаж и структура стоимости реализуемой продукции (доля в ее составе переменных, постоянных затрат и прибыли).
Отражая в учете доходы и расходы, организация формирует свой баланс, где актив демонстрирует структуру инвестиций, а пассив источники их обеспечения. Капитализированные доходы и расходы (актив и пассив) определяют значение финансового результата будущих отчетных периодов. Декапитализированные доходы и расходы (отчет о прибылях и убытках) формируют текущий финансовый результат (прибыль и убыток отчетного периода).
Таким образом, баланс – это прошлое, настоящее и будущее предприятия, а отчет о прибылях и убытках – это его прошлое и настоящее. При этом прибыль и убыток отчетного периода – это настоящее и в балансе, и в отчете о прибылях и убытках. Настоящее – это данные отчетного периода.
Анализ результатов финансовой деятельности будем производить по данным форм №1, №2 бухгалтерской отчетности, представленных в приложении 1. Отчет о прибылях и убытках (форма №2) относится к числу основных форм бухгалтерской отчетности коммерческих организаций. Он дает представление о финансовых результатах хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Годовой отчет о прибылях и убытках обобщает информацию о финансовых результатах отчетного года и входит в состав годовой отчетности.
При изучении прибыли основное внимание обращается на анализ влияния внутренних факторов на прибыль, так как он позволяет определить внутренние резервы роста прибыли.
Для расчета влияния внутренних факторов первого порядка просчитываются все доходы и расходы предприятия в базисном и отчетном периодах и определяется влияние изменения каждого вида доходов и расходов на изменение различных видов прибыли. В соответствии с отчетом о прибылях и убытках (ф. № 2) в общую сумму доходов включаются: выручка; проценты к получению; доходы от участия в других организациях; прочие доходы; отложенные налоговые обязательства.
К общей сумме расходов относятся: себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг; коммерческие расходы; управленческие расходы; проценты к уплате; прочие расходы; отложенные налоговые активы и текущий налог на прибыль.
Анализ формирования финансовых результатов и оценка факторов, влияющих на их размер, будет осуществляться по ОАО «Кемеровский молочный комбинат»
Произведем расчет влияния внутренних факторов первого порядка (наличие различных видов доходов и расходов) на прибыль предприятия по данным приведенной отчетности в таблице 1.
Рост общей суммы доходов организации в 2005-2007 гг. составил 248075 тыс. руб. или 138,9%.
И в 2005-ом, и в 2007-ом годах около 90% всех доходов формировалось за счет результата от основной деятельности – выручки и за счет прочих доходов. Удельный вес выручки в общей сумме доходов снизился на 19,4%, но увеличился на 16,2% удельный вес прочих доходов, и на 3,1% налоговых обязательств.
Прирост доходов организации в 2006 г. оказался очень незначительным и даже несущественным по сравнению с ростом расходов. Рост расходов в 2006 г. составил 124,4%. В 2007 г. также произошел существенный рост расходов (на 26%), но из-за значительного увеличения доходов в этом году итоговый результат был лучше, чем в 2006 г.
В 2005 г. себестоимость продукции составляла 83,7% от общей суммы расходов, в 2006 г. — 64,3%, а в 2007 г. – всего 53,7%. Это произошло
из-за появления значительных управленческих расходов. Управленческие расходы в 2006 г. составили 106663 тыс. руб., за 2007 г. они увеличились на 77261 тыс. руб. В 2006 г. выросли коммерческие расходы (на 60%), а в 2007 г. произошло их снижение на 48%.
При изучении влияния внутренних факторов первого порядка на прибыль просчитываются:
• величина расходов на один рубль доходов организации: расходы периода / доходы периода;
• величина доходов на 1 рубль расходов: доходы периода / расходы периода;
• расходы по основной деятельности на 1 рубль выручки от продажи продукции: (себестоимость + коммерческие расходы + управленческие расходы) / выручка;