В 1994 году федеральный бюджет был утвержден по расходам в сумме 194495,31 млрд. рублей, в том числе по бюджету текущих расходов — 144601,31 млрд. рублей и бюджету развития — 49894,0 млрд. рублей, и по доходам в сумме 124477,0 млрд. рублей. Установлен предельный размер дефицита федерального бюджета на 1994 год в сумме 70018,31 млрд. рублей, или 36 процентов от суммы расходов федерального бюджета на 1994 год. На покрытие дефицита федерального бюджета в 1994 году был направлен кредит Центрального банка Российской Федерации в сумме 48269,41 млрд. рублей, кредиты иностранных государств и международных финансовых организаций — 16339,9 млрд. рублей.
В 1998 году федеральный бюджет был утвержден по расходам в сумме 499 945,2 млн. рублей и по доходам в сумме 367 548,0 млн. рублей исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта 2 840 млрд.рублей и уровня инфляции 5,7 процента (декабрь 1998 года к декабрю 1997 года). Установлен предельный размер дефицита федерального бюджета на 1998 год в сумме 132397,2 млн. рублей, или 4,7 процента объема валового внутреннего продукта. Направлены на покрытие дефицита федерального бюджета на 1998 год поступления из источников: внутреннего финансирования в общей сумме 105 830,2 млн.рублей, включая доходы от эмиссии государственных ценных бумаг, внешнего финансирования в общей сумме 26 567,0 млн.рублей. Утвержден в составе федерального бюджета на 1998 год Бюджет развития Российской Федерации на 1998 год в сумме 16 380,4 млн. рублей.
В 2002 году федеральный бюджет был утвержден по расходам в сумме 1 947 386,3 млн. рублей и доходам в сумме 2 125 718,2 млн. рублей исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в сумме 10 950 млрд. рублей и уровня инфляции 12,0 процента (декабрь 2002 года к декабрю 2001 года). Установлено превышение доходов над расходами федерального бюджета в 2002 году в размере 178 331,9 млн. руб.
В 2005 году федеральный бюджет был утвержден по расходам в сумме 3 047 929,3 млн. рублей и по доходам в сумме 3 326 041,1 млн. рублей исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в сумме 18 720 млрд. рублей и уровня инфляции (потребительских цен) 7,5 — 8,5 процента (декабрь 2005 года к декабрю 2004 года). Установлено превышение доходов над расходами федерального бюджета в 2005 году в размере 278 111,8 млн. рублей.
В 1994 и 1998 годах проекты бюджетов были составлены с дефицитом, причем размер дефицита с 1994 по 1998 год увеличился на 62 378 89 тыс. руб.
В 2002 и 2005 годах проект бюджета был составлен с профицитом, причем размер профицита с 2002 по 2005 год увеличился на 99 779,9 млн. руб.
Рассмотрим сначала изменение объема доходов за анализируемый период. Общий объем доходов с 1994 по 1998 год увеличился на 240 100 200 тыс. руб., с 1998 по 2002 год – на 1 758 170 200 тыс. руб., и с 2002 по 2005 год – на 1 200 322 900 тыс. руб. больше всего объем доходов вырос за период с 1998 по 2002 год.
С 1994 по 1998 год НДС увеличился на 137 314 500 тыс. руб., с 1998 по 2002 год – на 632 237 800 тыс. руб., с 2002 по 2005 год – на 372 243 600 тыс. руб. Таким образом, можно сказать, что объем налога на добавленную стоимость с 1994 по 2005 год увеличивался, причем значительными темпами. Наибольший рост НДС был достигнут в период с 1998 по 2002 год, как и рост общего объема доходов. Разница между 1994 и 2005 годом составила 1 081 194 600 тыс. руб.
Налог на прибыль организаций с 1994 по 1998 год увеличился на 26 100 600 тыс. руб., с 1998 по 2002 год – на 159 303 100 тыс. руб., с 2002 по 2005 год – на 51 559 600 тыс. руб. самый большой рост налога на прибыль организаций был в период 1998 по 2002 год.
Акцизы с 1994 по 1998 год увеличились на 62 968 300 тыс. руб., с 1998 по 2002 год – на 146 114 600 тыс. руб., с 2002 по 2005 год акцизы по подакцизным товарам, ввозимым на территорию РФ увеличились на 2 654 800 тыс. руб., а акцизы по подакцизным товарам, производимым на территории РФ уменьшились на 142 664 100 тыс. руб.
Платежи за пользование природными ресурсами с 1994 по 1998 год увеличились на 5 128 400 тыс. руб., с 1998 по 2002 год – увеличились на 175 267 300 тыс. руб., а с 2002 по 2005 год уменьшились на 148 668 900 тыс. руб. Очевидна неравномерность собираемости платежей за пользование природными ресурсами за анализируемый период. На лицо, резкое увеличение объема платежей с 1998 по 2002 год, и почти такое же уменьшение с 2002 по 2005 год. Но в 2005 году появилась такая статья доходов, как налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами, которые составили 483 035 600 тыс. руб.
Доходы от внешнеэкономической деятельности с 1994 по 1998 год уменьшились на 23 093 700 тыс. руб., с 1998 по 2002 год — увеличились на 41 028 400 тыс. руб., с 2002 по 2005 год – увеличились на 871 181 900 тыс. руб. Очевидно резкое увеличение доходов от внешнеэкономической деятельности с 2002 по 2005 год.
Доходы от имущества, находящегося в государственной собственности с 1994 по 1998 год увеличились на 4 089 800 тыс. руб., с 1998 по 2002 год – на 45 137 800 тыс. руб., с 2002 по 2005 год – на 22 531 500 тыс. руб.
Доходы федерального бюджетов период с 1994 по 2005 год увеличивались. Наиболее рост происходил в период с 1998 по 2002 год.
Общий объем расходов с 1994 по 1998 год увеличился на 305 449 876,70 тыс. руб., с 1998 по 2002 год – на 1 447 441 063,90 тыс. руб., с 2002 по 2005 год – на 1 100 543 045 тыс. руб. из этих данных видно, что самый большой рост расходов был достигнут в период с 1998 по 2002 год, потом темпы роста немного замедлились.
Расходы на государственное и местное самоуправление с 1994по 1998 год увеличились на 8 716 395,20 тыс. руб., с 1998 по 2002 год – на 44 659 829 ,60 тыс. руб., с 2002 по 2005 год – на 32 480 965,30 тыс. руб.
Расходы на обслуживание государственного и муниципального долга с 1994 по 1998 год увеличились на 108 814 268,00 тыс. руб., с 1998 по 2002 год – на 160 873 855,70 тыс. руб., с 2002 по 2005 год – уменьшились на 40 858 942,30 тыс. руб. Причиной такого уменьшения расходов стало досрочное погашение долгов перед зарубежными кредиторами.
Расходы на национальную оборону с 1994 по 1998 год увеличились на 41 139 000 тыс. руб., с 1998 по 2002 год – на 202 392 831,50 тыс. руб., с 2002 по 2005 год – на 246 981 389,60 тыс. руб. Из приведенных данных видно, что расходы на национальную оборону с каждым годом увеличиваются.
Расходы на образование с 1994 по 1998 год увеличились на 9 946 292,70 тыс. руб., с 1998 по 2002 год – на 62 835 182 тыс. руб., с 2002 по 2005 год – на 75 249 628 тыс. руб. Расходы на образование с каждым годом постепенно растут.
Расходы на культуру, кинематографию и средства массовой информации с 1994 по 1998 год увеличились на 3 347 304,30 тыс. руб., с 1998 по 2002 год – на 14 977 519,90 тыс. руб., с 2002 по 2005 год – на 18 616 794,60 тыс. руб.
Расходы на здравоохранение и спорт с 1994 по 1998 год увеличились на 5 553 237,90 тыс. руб., с 1998 по 2002 год – на 22 483 409,80 тыс. руб., с 2002 по 2005 год – на 53 764081. Из приведенных данных видно, что расходы на здравоохранение и спорт увеличиваются, в частности, за 10 лет они возросли в 10 раз.
Расходы на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства с 1994 по 1998 год увеличились на 28 882 384,00 тыс. руб., с 1998 по 2002 год – на 132 246 673,20 тыс. руб., с 2002 по 2005 год – на 225 026 183,70 тыс. руб. Наиболее резкое увеличение расходов на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства произошло в период с 2002 по 2005 год, почти в 2 раза по сравнению с предыдущим периодом.
Финансовая помощь бюджетам других уровней с 1994 по 1998 год увеличилась на 24 736 762,00 тыс. руб., с 1998 по 2002 год – на 213 702 822,40 тыс. руб., с 2002 по 2005 год – на 9 210 248,90 тыс. руб. Заметно резкое увеличение расходов на финансовую помощь бюджетам других уровней в период с 1998 по 2002 год, за 4 года расходы увеличились в 10 раз.
В период с 1994 по 2005 год заметно увеличение по всем статьям расходов. Наибольший рост расходов происходил в период с 1998 по 2002 год.