Для любого общества характерно, что человеческие потребности безграничны

 

Для любого общества характерно, что человеческие потребности безграничны, а ресурсы, необходимые для их удовлетворения, ограничены. Именно эту проблему ограниченности и выбора на протяжении всей истории  человечества  пытаются  решить экономисты с помощью научных методов, основываясь на принципах  экономической теории.

Экономика, как сфера деятельности определяется как общественная наука, которая описывает и анализирует выбор общества при ограниченных ресурсах для лучшего  удовлетворения его потребностей.

История развития науки и практики показала, что в рамках рыночной системы  хозяйствования  данная проблема решается наиболее успешно. Глубокое знание основ рыночной экономики позволяет  обучающимся понять и оценить экономику свой страны и более успешно участвовать в реальном ее функционировании.

Поэтому цель данного учебного курса дать обучающимся в заочной форме представление об основах экономической теории, раскрыть механизм функционирования рыночной модели хозяйствования,  показать роль и место государственного регулирования в  условиях  рыночной экономики  и  в  общих  чертах изложить классическую схему (концепцию) становления и развития рыночных отношений в  переходный период.

Экономическая теория является базовым курсом для изучения отраслевых экономик, специальных экономических дисциплин, а также гражданского и финансового права, которые изучаются в Нижегородском юридическом институте, что способствует профильной подготовке специалистов в борьбе с экономическими правонарушениями.

В соответствии с государственным образовательным  стандартом высшего профессионального  образования  по  специальности  021100 (юриспруденция) кафедрой экономики и финансов Нижегородского юридического института  МВД  РФ разработана и утверждена концепция и учебно-методический комплекс  по  изучению  экономической  теории слушателями заочного отделения суть которого сводится к следующему: согласно рабочего учебного плана факультета заочного обучения учебная дисциплина экономическая теория изучается в объеме 100 часов, из них 38 часов аудиторных,  в том числе 28 — лекции,  10 — семинарских занятий. Изучение курса проходит на IIIкурсе обучения в 5 и 6 семестрах. В 5 семестре 12 часов аудиторских занятий, в 6 семестре 26 часов. Экзамены по итогам всего курса в 6 семестре.

В рамках данного учебного времени кафедра составляет свою работу по изучению экономической теории со слушателями заочного обучения. Изучение курса экономической теории связано с началом процесса формирования у слушателей экономического мышления, что позволяет правильно, с научных позиций объяснить факты  развития современной экономики, выявить перспективные тенденции ее самодвижения. Следует отметить, что  овладение содержанием учебного курса экономической теории — процесс довольно сложный, но чрезвычайно интересный.  Интересный прежде всего потому,  что  глубокое овладение теорией вопроса непосредственно имеет выход на практику современного рыночного хозяйства, функционирования смешанной экономики, на экономическую политику государства,  борьбу с преступностью в  сфере экономики.

Для слушателей ФЗО важной формой изучения экономической теории является самостоятельная работа, в основу которой должно быть положено глубокое изучение не  только  современной  экономической литературы, но  и истории экономической мысли.  Тщательная подготовка к семинарским и  практически  занятиям  является  важнейшим средством закрепления  полученных  и приобретенных дополнительных знаний.

Опираясь на экономическую литературу,  теоретические вопросы следует тесно  увязывать с практикой экономической реформы, осуществляемой в России.

Особое внимание при подготовке следует уделять вопросам статистики, фактического  материала, в  том числе и в сфере борьбы с экономическими преступлениями.

Готовясь к семинарскому занятию слушатели должны ознакомиться с содержанием прослушанной лекции по данной теме, обратиться к учебным пособиям и учебникам. На этом этапе формируется самое общее представление о содержании  темы,  ее  внутренней  структуре, опираясь на которые следует перейти ко второму этапу самостоятельной работы.

Второй этап знаменуется изучением рекомендуемой литературы. Целесообразно вначале изучать монографическую литературу, а затем материалы периодической печати.

Получив таким образом целостное представление о той или иной работе, равно  как  и  об  отдельной ее главе (параграфе) следует приступить к составлению плана, тезисов ответов по каждому вопросу темы.

Опираясь на знание структуры содержания темы, общее представление о содержании изученной литературы,  необходимо выделить узловые теоретические моменты,  сформулировать их и записать. При этом план  не  должен  быть  перегружен второстепенными деталями. После всей этой проделанной работы необходимо  приступить непосредственно к написанию самого текста конспекта семинарского занятия.

Не следует увлекаться сплошным цитированием, необоснованно также и пространное изложение  материала. Во всем  должно  быть чувство меры.

Важнейшим подспорьем в подготовке к занятию служит самостоятельное решение задач и упражнений, составление краткого словаря терминов по каждой теме. Качество конспекта  заключается  прежде всего в  том,  насколько  глубоко,  логично и правильно слушатель раскрыл содержание вопросов темы, использовал рекомендуемую литературу по теме, справочники, словари.

При подготовке к занятиям слушателям  рекомендуется  пользоваться журналами:  “Вопросы экономии”,  “Российский экономический журнал”, “Мировая экономика и международные отношения”,  “Хозяйство и право”,  “Законодательство и экономика”, “Общество и экономика”, еженедельник “Экономика и жизнь”, а также цифровым материалом из различных официальных источников.

Сам процесс обучения складывается из двух форм работы:  сессионные  сборы  и межсессионная самостоятельная работа.  Работа в период сессионных сборов практически ведется и управляется  ведущим преподавателем.  В первый сессионный сбор даются методические рекомендации слушателям по самостоятельной работе в межсессионный период,  а также список учебной литературы, и осуществляется начитка лекционного материала по курсу. В связи с дефицитом учебного  времени лекции носят обзорный методический характер. Главное же внимание на лекционный курс обращается  на  втором  сессионном сборе, в этот же период проводятся семинарские занятия и консультации (время загрузки определяется расписанием исходя из учебного плана).

Исходя из дефицита учебного времени часть тем глубоко рассматривается на лекциях, а часть в рамках семинарских занятий. Все это заставляет слушателей активно и с полной отдачей  работать  и на лекциях и на семинарах. Устные консультации, как правило, проводятся преподавателями в период сессионных сборов,  что касается использования аудио-  и видеотехники,  то весь учебный комплекс по экономической теории заложен в машинах  по соответствующим  программам, в  том  числе и полный объем текстов учебных лекций,  чем успешно пользуются слушатели в относительно удобное для них время.

Содержание курса, объем различных видов занятий, рекомендуемая учебная литература, контрольные вопросы есть суть отражения рабочей учебной программы.  (Рабочая учебная программа прилагается.) Следует только отметить, что ее содержание отвечает требованиям государственного  образовательного стандартного высшего профессионального образования по специальности  021100  (юриспруденция).

В целях более полного удовлетворения потребностей слушателей в учебно-методическом материале для самостоятельной работы доцентом кафедры Соловьевым Ю.Я.  подготовлен и издан в 1998 году курс лекций в  авторской редакции в соответствии с учебной программой, а также сборник тестов и практикумов по экономической теории  выдержки из которых даны в III разделе данного комплекта.  (Курс лекций прилагается).

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
",css:{backgroundColor:"#000",opacity:.6}},container:{block:void 0,tpl:"
"},wrap:void 0,body:void 0,errors:{tpl:"
",autoclose_delay:2e3,ajax_unsuccessful_load:"Error"},openEffect:{type:"fade",speed:400},closeEffect:{type:"fade",speed:400},beforeOpen:n.noop,afterOpen:n.noop,beforeClose:n.noop,afterClose:n.noop,afterLoading:n.noop,afterLoadingOnShow:n.noop,errorLoading:n.noop},o=0,p=n([]),h={isEventOut:function(a,b){var c=!0;return n(a).each(function(){n(b.target).get(0)==n(this).get(0)&&(c=!1),0==n(b.target).closest("HTML",n(this).get(0)).length&&(c=!1)}),c}},q={getParentEl:function(a){var b=n(a);return b.data("arcticmodal")?b:(b=n(a).closest(".arcticmodal-container").data("arcticmodalParentEl"),!!b&&b)},transition:function(a,b,c,d){switch(d=null==d?n.noop:d,c.type){case"fade":"show"==b?a.fadeIn(c.speed,d):a.fadeOut(c.speed,d);break;case"none":"show"==b?a.show():a.hide(),d();}},prepare_body:function(a,b){n(".arcticmodal-close",a.body).unbind("click.arcticmodal").bind("click.arcticmodal",function(){return b.arcticmodal("close"),!1})},init_el:function(d,a){var b=d.data("arcticmodal");if(!b){if(b=a,o++,b.modalID=o,b.overlay.block=n(b.overlay.tpl),b.overlay.block.css(b.overlay.css),b.container.block=n(b.container.tpl),b.body=n(".arcticmodal-container_i2",b.container.block),a.clone?b.body.html(d.clone(!0)):(d.before("
"),b.body.html(d)),q.prepare_body(b,d),b.closeOnOverlayClick&&b.overlay.block.add(b.container.block).click(function(a){h.isEventOut(n(">*",b.body),a)&&d.arcticmodal("close")}),b.container.block.data("arcticmodalParentEl",d),d.data("arcticmodal",b),p=n.merge(p,d),n.proxy(e.show,d)(),"html"==b.type)return d;if(null!=b.ajax.beforeSend){var c=b.ajax.beforeSend;delete b.ajax.beforeSend}if(null!=b.ajax.success){var f=b.ajax.success;delete b.ajax.success}if(null!=b.ajax.error){var g=b.ajax.error;delete b.ajax.error}var j=n.extend(!0,{url:b.url,beforeSend:function(){null==c?b.body.html("
"):c(b,d)},success:function(c){d.trigger("afterLoading"),b.afterLoading(b,d,c),null==f?b.body.html(c):f(b,d,c),q.prepare_body(b,d),d.trigger("afterLoadingOnShow"),b.afterLoadingOnShow(b,d,c)},error:function(){d.trigger("errorLoading"),b.errorLoading(b,d),null==g?(b.body.html(b.errors.tpl),n(".arcticmodal-error",b.body).html(b.errors.ajax_unsuccessful_load),n(".arcticmodal-close",b.body).click(function(){return d.arcticmodal("close"),!1}),b.errors.autoclose_delay&&setTimeout(function(){d.arcticmodal("close")},b.errors.autoclose_delay)):g(b,d)}},b.ajax);b.ajax_request=n.ajax(j),d.data("arcticmodal",b)}},init:function(b){if(b=n.extend(!0,{},a,b),!n.isFunction(this))return this.each(function(){q.init_el(n(this),n.extend(!0,{},b))});if(null==b)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect parameters");if(""==b.type)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"type\"");switch(b.type){case"html":if(""==b.content)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"content\"");var e=b.content;return b.content="",q.init_el(n(e),b);case"ajax":return""==b.url?void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"url\""):q.init_el(n("
"),b);}}},e={show:function(){var a=q.getParentEl(this);if(!1===a)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect call");var b=a.data("arcticmodal");if(b.overlay.block.hide(),b.container.block.hide(),n("BODY").append(b.overlay.block),n("BODY").append(b.container.block),b.beforeOpen(b,a),a.trigger("beforeOpen"),"hidden"!=b.wrap.css("overflow")){b.wrap.data("arcticmodalOverflow",b.wrap.css("overflow"));var c=b.wrap.outerWidth(!0);b.wrap.css("overflow","hidden");var d=b.wrap.outerWidth(!0);d!=c&&b.wrap.css("marginRight",d-c+"px")}return p.not(a).each(function(){var a=n(this).data("arcticmodal");a.overlay.block.hide()}),q.transition(b.overlay.block,"show",1*")),b.overlay.block.remove(),b.container.block.remove(),a.data("arcticmodal",null),n(".arcticmodal-container").length||(b.wrap.data("arcticmodalOverflow")&&b.wrap.css("overflow",b.wrap.data("arcticmodalOverflow")),b.wrap.css("marginRight",0))}),"ajax"==b.type&&b.ajax_request.abort(),p=p.not(a))})},setDefault:function(b){n.extend(!0,a,b)}};n(function(){a.wrap=n(document.all&&!document.querySelector?"html":"body")}),n(document).bind("keyup.arcticmodal",function(d){var a=p.last();if(a.length){var b=a.data("arcticmodal");b.closeOnEsc&&27===d.keyCode&&a.arcticmodal("close")}}),n.arcticmodal=n.fn.arcticmodal=function(a){return e[a]?e[a].apply(this,Array.prototype.slice.call(arguments,1)):"object"!=typeof a&&a?void n.error("jquery.arcticmodal: Method "+a+" does not exist"):q.init.apply(this,arguments)}}(jQuery)}var duplicateMode="undefined"!=typeof duplicateFlatPM&&duplicateFlatPM;document["wri"+"te"]=function(a){var b=document.createElement("div");ff(document.currentScript).after(b),flatPM_setHTML(b,a),ff(b).contents().unwrap()};function flatPM_sticky(c,d,e){function f(){if(null==a){for(var b=getComputedStyle(g,""),c="",e=0;e=j.top-h?j.top-h