Учет материалов

 

Материальные ресурсы (сырье, материалы, покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия, конструкции, детали, топливо и др.) являются предметами, на которые направлен труд человека с целью получения готового продукта. В отличие от средств труда, сохраняющих в производственном процессе свою форму и переносящих стоимость на продукт постепенно, предметы труда потребляются целиком и полностью переносят свою стоимость на этот продукт и заменяются после каждого производственного цикла.

Для обобщения информации о наличии, поступлении и расходовании всех видов материальных ресурсов признанных собственностью предприятия используется активный счет 10 «Материалы». Отражаемые на этом счете производственные запасы в зависимости от их функциональной роли в производственном процессе сгруппированы в субсчета:

10/1 – сырье и материалы

10/2 – покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали

10/3 – топливо

10/4 – тара и тарные материалы

10/5 – запасные части

10/6 – прочие материалы

10/7 – материалы, переданные в переработку на сторону

10/8 – строительные материалы

10/9 – инвентарь и хозяйственные принадлежности

10/10 – специальная оснастка и специальная одежда на складе

10/11 – специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации

10/11/1 – специальная одежда в эксплуатации

10/11/2 – специальная оснастка в эксплуатации

Материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. В налоговом учете стоимость матери­ально-производственных запасов складывается из фактических затрат на их приобретение.

Приемка и оприходование материалов оформляется проставлением на документе поставщика (счете, накладной и т.д.) штампа, в оттиске которого проставляются: номер приходного ордера и дату приемки; наименование фирмы, должности и подписи тех, кто принял и сдал.

Счет-фактура представляет собой дополнение к платежному требованию-поручению. В нем указываются: поставщик, грузоотправитель, грузополучатель, плательщик, станции назначения и отправления, дата отгрузки, способ отправления, наименование ТМЦ, количество, цена, сумма.

Полученные материалы предприятием своевременно приходуются. Оприходование материалов  оформляется приходным ордером (Приложение) на фактически принятое количество материальных ценностей. В ордере отмечается наименование, номенклатурный номер, единицы измерения, цена, количество — фактическое и плановое, сумма, роспись материально ответственного лица.

На каждый номенклатурный номер открывается отдельная карточка — карточка складского учёта материалов (Приложение). В ней отображается приход и расход по отдельным видам материалам.

Отпуск материалов со склада подотчетным лицам оформляется накладной на перемещение материалов (Приложение), в которой проставляется номенклатурный номер изделия, наименование, количество отправленных и принятых материалов, подписи кладовщика и подотчетного лица. Отпуск материалов со склада в производство и на общепроизводственные затраты оформляется требованием.

Учет материальных ценностей ведется по сальдовому методу. На складе осуществляется количественный учет материалов, а в бухгалтерии — стоимостный. Данные первичных документов по приходу и расходу материалов на складе заносятся в карточки складского учета, в которых подсчитывается остаток материалов в натуральном выражении; в бухгалтерии на основе этих же документов составляются оборотные ведомости. В конце месяца остатки с карточек складского учета переносятся в сальдовые книги, подсчитывается стоимость этих остатков и итоги сравниваются с оборотными ведомостями. При отпуске материально-производственных запасов в производство и ином выбытии их оценка производится по средней себестоимости.

Как уже известно, материальные ценности в основном поступают от поставщиков. Для системного отражения операций приобретения материалов, расчетов за произведенные подрядчиками работы и оказанные услуги и расчетов с поставщиками и подрядчиками предназначен журнал-ордер 6.  Этот журнал ведется по кредиту пассивного счета 60 в корреспонденции с дебетом счетов 08, 10, 20, 26 и др. Он открывается ежемесячно.

В обеспечении экономии товарно-материальных ценностей в процессе хозяйственной деятельности предприятия большое значение имеет контроль за их наличием и расходованием. Он зависит от особенностей используемых сырья и материалов, технологического процесса их обработки, а также организации снабжения и складского хозяйства, наличия весоизмерительных приборов и мерной тары и других факторов. При этом значительное место среди всех методов контроля отводится инвентаризации производственных запасов.

Инвентаризация имущества и обязательств проводится ревизором в соответствии с нормативными документами на основании приказа директора о проведении инвентаризации (Приложение) в следующие сроки:

·        основных средств — не реже одного раза в два года по состоянию на 1 ноября отчетного года;

·        сырья, материалов, товаров — ежегодно по состоянию на 1 ноября отчетно­го года;

·        расходов будущих периодов — ежегодно по состоянию на 31 декабря отчетного года;

·        денежных средств на счетах в учреждениях банков — ежегодно по состо­янию на 31 декабря отчетного года;

·        денежных средств в кассе — не реже, чем один раз в квартал;

·        расчетов с дебиторами и кредиторами — ежеквартально по состоянию на

конец квартала;

·        расчетам по налогам и обязательным отчислениям в бюджет и внебюджет­ные фонды — ежегодно по состоянию на 31 декабря текущего года.

Основная цель инвентаризации – выявление фактического наличия производственных запасов в натуральном и стоимостном выражении. При инвентаризации проверяются сохранность ценностей, правильность их хранения, отпуска, состояние весового и измерительного инструмента, порядок ведения учета и др.

Результаты инвентаризации производственных запасов оформляются инвентаризационной описью товарно-материальных ценностей (Приложение). На основании описей составляются сличительные ведомости по тем ценностям, по которым установлены расхождения. По каждому факту недостачи или излишков материально ответственные лица предоставляют письменные объяснения. На основании их инвентаризационная комиссия принимает решение о порядке регулирования разниц и возмещения потерь.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector