принцип монополии в управлении и в экономике был заложен в новую формирующуюся хозяйственную систему

 

Напомним, что монополизм состоит в резком сужении (до одного) числа субъектов, принимающих решение в какой-либо сфере деятельности. В этой сфере – политике, идеологии, экономике, науке, литературе, искусстве и т.п. – складывается ситуация полного доминирования одного субъекта, когда все остальные «действующие лица» вынуждены подчиняться его решению.

Доминирующее положение субъекта-монополиста обеспечивает ему абсолютную власть и полную свободу в достижении поставленных им же целей. Он может использовать практически любые средства в их достижении, так как в обществе или в организации нет  противостоящих монополисту сил. Он может игнорировать здравый смысл, экономическую целесообразность или принципы чести и морали,  объявлять черное – белым, а белое – черным – нет никого, кто мог бы открыто уличить его во лжи.

Всегда считалось, что монополизм, особенно в экономике, присущ именно западным капиталистическим странам. Однако на деле оказалось, что крайне монополизированные структуры производства и распределения лежат в основе именно  советско-российской системы управления. Не в этом ли лишнее доказательство монополизации идеологической сферы?

Наша экономика и соответствующая ей система управления сверху донизу десятилетиями строилась на монополизме. Но, если раньше административная система, подавляя всякую хозяйственную инициативу, сдерживала и проявление монополизма хотя бы в вопросах ценообразования, то теперь бывшие социалистические, а ныне капиталистические монополии проявились во всей своей «красе».

Монополизм в российской экономике имеет глубокие внутренние корни. Основы монопольной структуры производства и распределения были заложены еще в дореволюционной России и прямиком проследовали в социалистическую плановую экономику. Между государственно-монополистическими структурами царской России и новыми послереволюционными образованиями проводятся прямые аналоги. Еще в 1926 г. Л.Крицман писал: «В основу работы пролетарского хозяйственного строительства легли, как его исходный материал, централизованные хозяйственные органы дооктябрьской России, государственные министерства, превращенные в народные комиссариаты, и монополистические организации капиталистов: синдикаты и созданные в эпоху империалистической войны государственно-капиталистические регулирующие органы, превращенные в главные управления промышленности (главки)».

После Октябрьской революции новое государство исходило из того, что крупное производство эффективнее мелкого, и на его базе возможно осуществление единого хозяйственного плана. Началось сознательное и последовательное форсирование процессов концентрации и централизации в экономике и в управлении. При этом в дальнейшем в качестве официальной цели было провозглашено не формирование государственных монополий, а создание рационального планового хозяйства – некой идеальной, охватывающей всю страну «единой  централизованно управляемой фабрики», в которой конкуренция производителей оказывалась или атавизмом, или даже враждебным элементом.

Таким образом, принцип монополии в управлении и в экономике был заложен в новую формирующуюся хозяйственную систему. Построение этой системы, получившей сегодня название административно-командной, в основном было завершено в 30-е годы. В дальнейшем осуществлялось лишь ее совершенствование и модифицирование.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector