ПРОБЛЕМЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ЯПОНИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ

А А. Сидорченко, А. Ю. Пушкарева

Девяностые годы отличались беспрецедентным по остроте спадом японской экономики. Прежде всего, это было вызвано крахом экономики мыльного пузыря, когда параметры хозяйства перестали соответствовать условиям открытой экономики.

Во-первых, образовался значительный разрыв между внутренним спросом и предложением. Рост экономики поддерживался высоким уровнем сбережений населения, период догоняющего развития завершился в 70-е годы, но норма сбережении оставалась на уровне 15-17%, благодаря чему был создан избыток каптала при дефиците потребительского спроса.

Во-вторых, экспортная ориентация обрабатывающей промышленности Японии оставалась важной опорой экономического роста, треть ВНГ1 обеспечивалась экспортом, который поддерживал на высоком уровне норму частных производственных накоплений(17- 19% ВВП) и прирост фондов промышленности(6-8%). Экспортный бум и приток сбережений граждан обеспечивали огромную массу ликвидных средств, которые отправлялись на спекулятивные сделки с недвижимостью, а не на рост промышленных предприятий, создавая финансовый мыльный пузырь. К 1990 году эти активы достигли 40% ВВП.

90-е годы начались с того, что лопнул этот пузырь. Началось падение курса акций японских кампаний, которое постепенно набирало силу и привело к биржевому краху. Средний курс акций упал в 2 раза с декабря 1989 года до октября 1990 года, а общая рыночная цена активов упала более чем на 10 триллионов долларов. Огромный ущерб понесла банковская система. ‘Это замедлило развитие реального сектора экономики, так как промышленные корпорации финансировались большей частью за счет банковских кредитов. Доля капиталовложений в ВВП уменьшилась до 15-16%. Предприятия потеряли часть ресурсов, которые могли быть использованы для финансирования капиталовложений. Им пришлось списать курсовую прибыль со стоимости активов, из-за этого уменьшилась возможное гь осуществлять инвестиции за счеч собственных чистых доходов. Резко ухудшились условия привлечения капитала извне из-за обесценения курса залоговых активов. Из-за дешевизны денег, банки придерживали деньги и прибегали к кредитной дискриминации, закрывая фирмам кредитные линии по своему выбору.

В начале 90-х годов правительство предприняло попытку оживления деловых активов путем бюджетных капиталовложений в строительство объектов инфраструктуры, однако из-за их малой загрузки (серия мостов между Хонсю и Сикоку и др.), растраты средств и коррупции экономический эффект оказался незначительным.

Объем частных инвестиций в оборудование — основной двигатель японской экономики снизился в 1990-1995 годы более чем на 15% и лишь в 1995 году показал незначительный рост на 3,1%. Среднегодовые темпы роста потребительских расходов составили в 1992-1995 всего лишь 1,85%, а инвестиции в частное жилищное строительство снизились за это время на 10%.

В октябре 1998 года был принят правительственный план восстановления японской финансовой системы, рассчитанный до 2001 года. Этот план состоит из двух пунктов:

1 .формирование административной сети. Создается специальная администрация для передачи активов обанкротившихся кредитных ассоциаций, оздоровления финансовых учреждений, списания плохих долгов и рекапитализации банков. Кроме того, создается сеть акционерных кампаний для взыскания ранее списанных долгов заемщиков, предусматривается вариант национализации самых крупных банков.

2.создание комитета по финансовом) оздоровлению, который осуществляет надзор за банками. Комитет заставит банки, имеющие капитал ниже критического минимума либо увеличить капитал, либо сократить операции, слиться с другими банками, или закрыться

Смысл административной операции состоит в следующем: сведения о состоянии банков, которые будут признаны банкротами, должны быть опубликованы с точным определением ответственности менеджеров и акционеров. Их функции финансовых посредников должны быть сохранены и переданы другим банкам.

Вопрос о выходе национальной экономики из спада многие японские экономисты напрямую связывают с тем, как скоро предприниматели смогут предложить пакет принципиально новых товаров и услуг, способных вывести из застоя инвестиционный и потребительский спрос. Именно в этом направлении и сосредоточены сейчас основные усилия японских компаний.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector