ЦБ отменил действовавший ранее порядок расчетов на основе платежных требований-поручений.
Банк-кредитор не имеет рычагов влияния по безусловному списанию денежных средств со счетов заемщика. Банки-кредиторы включили в кредитные договора право списания по наступлении срока платежа средств с заемщика на основе платежных поручений, заранее полученных от заемщика, однако Центральным Банком такие операции не признаются.
3) Для снижения инвестиционных рисков кредитная система должна дополниться специализированной сетью по информационно-аналитическому обеспечению инвестиционной деятельности, которая опирается на меры, предусматривающие информационную открытость предприятий.
Наиболее интересным представляется опыт Саратовской области. Кредитные организации региона и Главное управление подписали Генеральное соглашение о взаимодействии и информационном обмене. Создана база данных недобросовестных кредитных заемщиков и обеспечения кредита. Документ носит открытый характер, поэтому в соглашении участвуют как региональные, так и инорегиональные банки.
База данных состоит из четких структурных составляющих.
— в разделе «Кредиты, не возвращенные физическими лицами» хранится информация о заемщике, о его месте работы, наличии счетов в кредитных организациях, размерах кредита, видах его обеспечения.
— раздел «Кредиты, не возвращенные юридическими лицами» содержит данные об организации, ее руководстве, учредителях, характеристики выданного кредита.
— в отдельном разделе собраны сведения по обеспечению кредитов.
Особое внимание в соглашении уделено принципам сотрудничества, главные из которых – корпоративность, солидарность, добросовестность при формировании и передаче информации, конфиденциальность.
4) Особую роль в активизации инвестиционной деятельности должно сыграть страхование инвестиций от некоммерческих рисков, суть которого состоит в переносе риска со страхователя (за определенную плату) на страховщика — специализированную организацию, занимающуюся управлением страховыми резервами, сформированными из взносов страхователей.
Страховая защита инвестиционных проектов может осуществляться по 4 основным группам рисков:
— риски, связанные с изменением рыночной конъюнктуры, надежностью партнеров по проекту и др.;
— риски, вероятность которых поддается определению — пожары, стихийные бедствия, кражи (классические типы рисков);
— специфические риски, связанные с осуществлением определенных видов деятельности, например, технологические риски (поломка оборудования) или риски, связанные с защитой авторских прав на изобретение;
— риски неплатежа при кредитовании внешней торговли, формой страхования которых должен стать инвестиционный форфейтинг.
По мнению страховых компаний, защита от первой группы рисков является на данном этапе развития экономики и сферы страховых услуг в России чрезвычайно рискованной и неразумной. Наглядное подтверждение тому — негативный опыт страхования рисков невозврата кредита.
Страхование рисков третьей группы затрудняется отсутствием развитого законодательства и необходимостью проведения достаточно сложных экспертиз и подсчета причиненного ущерба. При отсутствии опыта работы в данной сфере и соответствующих специалистов осуществлять эти виды страхования очень трудно.
Страхование рисков четвертой группы осуществляется со времен СССР.
Наиболее реальным и перспективным в настоящее время является страхование по второй группе рисков
Во всех развитых странах обеспечивается страхование банковских депозитов частных вкладчиков, что стимулирует рост сбережений, являющихся ресурсной базой долгосрочного кредитования.
В РФ действует ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках российской Федерации» (в ред. от 27.07.2006 N 150-ФЗ).
Федеральный закон:
— устанавливает правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации;
— компетенцию, порядок образования и деятельности организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов;
— порядок выплаты возмещения по вкладам;
— регулирует отношения между банками Российской Федерации, Агентством, Центральным банком Российской Федерации (Банком России) и органами исполнительной власти Российской Федерации в сфере отношений по обязательному страхованию вкладов физических лиц в банках.
Участниками системы страхования вкладов являются:
1) вкладчики, признаваемые для целей настоящего Федерального закона выгодоприобретателями;
2) банки, внесенные в установленном порядке в реестр банков, признаваемые для целей настоящего Федерального закона страхователями;
3) Агентство, признаваемое для целей настоящего Федерального закона страховщиком;
4) ЦБ РФ при осуществлении им функций, вытекающих из настоящего Федерального закона.
Основными принципами системы страхования вкладов являются:
1) обязательность участия банков в системе страхования вкладов;
2) сокращение рисков наступления неблагоприятных последствий для вкладчиков в случае неисполнения банками своих обязательств;
3) прозрачность деятельности системы страхования вкладов;
4) накопительный характер формирования фонда обязательного страхования вкладов за счет регулярных страховых взносов банков — участников системы страхования вкладов.