Существующий порядок расчетов между банком-инвестором и заемщиком

 

ЦБ отменил дейст­вовавший ранее порядок расчетов на основе платежных требований-поручений.

Банк-кредитор не имеет рычагов влияния по безусловному списанию денежных средств со счетов заемщика. Банки-креди­торы включили в кредитные договора право списания по наступлении срока платежа средств с заемщика на основе платежных поручений, заранее полученных от заемщика, однако Центральным Бан­ком такие операции не признаются.

 

3) Для снижения инвестицион­ных рисков кредитная систе­ма должна дополниться спе­циализированной сетью по ин­формационно-аналитическому обеспечению инвестиционной деятельности, которая опира­ется на меры, предусматрива­ющие информационную откры­тость предприятий.

Наиболее интересным представляется опыт Саратовской области. Кредитные организации региона и Главное управление подписали Генеральное соглашение о взаимодействии и информационном обмене. Создана база данных недобросовестных кредитных заемщиков и обеспечения кредита. Документ носит открытый характер, поэтому в соглашении участвуют как региональные, так и инорегиональные банки.

База данных состоит из четких структурных составляющих.

— в разделе «Кредиты, не возвращенные физическими лицами» хранится информация о заемщике, о его месте работы, наличии счетов в кредитных организациях, размерах кредита, видах его обеспечения.

— раздел «Кредиты, не возвращенные юридическими лицами» содержит данные об организации, ее руководстве, учредителях, характеристики выданного кредита.

— в отдельном разделе собраны сведения по обеспечению кредитов.

Особое внимание в соглашении уделено принципам сотрудничества, главные из которых – корпоративность, солидарность, добросовестность при формировании и передаче информации, конфиденциальность.

 

4) Особую роль в активизации инвестиционной деятельности должно сыграть страхование инвестиций от некоммерческих рисков, суть которого состоит в переносе риска со страхо­вателя (за определенную пла­ту) на страховщика — специ­ализированную организацию, занимающуюся управлением страховыми резервами, сфор­мированными из взносов стра­хователей.

Страховая защита инвести­ционных проектов может осу­ществляться по 4 основ­ным группам рисков:

— риски, связанные с измене­нием рыночной конъюнктуры, надежностью партнеров по проекту и др.;

— риски, вероятность которых поддается определению — по­жары, стихийные бедствия, кра­жи (классические типы рисков);

— специфические риски, связан­ные с осуществлением опре­деленных видов деятельности, например, технологические риски (поломка оборудования) или риски, связанные с защи­той авторских прав на изоб­ретение;

— риски неплатежа при кре­дитовании внешней торговли, формой страхования которых должен стать инвестиционный форфейтинг.

 

По мнению страховых ком­паний, защита от первой груп­пы рисков является на данном этапе развития экономики и сферы страховых услуг в Рос­сии чрезвычайно рискованной и неразумной. Наглядное под­тверждение тому — негатив­ный опыт страхования рисков невозврата кредита.

Страхование рисков третьей группы затрудняется отсутствием развитого законодательства и необходимостью проведения достаточно сложных экспертиз и подсчета причиненного ущерба. При отсутствии опыта работы в данной сфере и соответству­ющих специалистов осуществ­лять эти виды страхования очень трудно.

Страхование рисков четвертой группы осуществляется со времен СССР.

Наиболее реальным и пер­спективным в настоящее вре­мя является страхование по второй группе рисков

 

Во всех развитых странах обеспечивается страхование банковских депозитов частных вкладчиков, что стимулирует рост сбережений, являющихся  ресурсной базой долгосрочного кредитования.

 

В РФ действует ФЗ «О страховании вкладов физических лиц  в банках российской Федерации» (в ред. от 27.07.2006 N 150-ФЗ).

     Федеральный закон:

         — устанавливает правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации;

         — компетенцию, порядок образования и деятельности организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов;

         — порядок выплаты возмещения по вкладам;

         — регулирует отношения между банками Российской Федерации, Агентством, Центральным банком Российской Федерации (Банком России) и органами исполнительной власти Российской Федерации в сфере отношений по обязательному страхованию вкладов физических лиц в банках.

Участниками системы страхования вкладов являются:

1) вкладчики, признаваемые для целей настоящего Федерального закона выгодоприобретателями;

2) банки, внесенные в установленном порядке в реестр банков, признаваемые для целей настоящего Федерального закона страхователями;

3) Агентство, признаваемое для целей настоящего Федерального закона страховщиком;

4) ЦБ РФ при осуществлении им функций, вытекающих из настоящего Федерального закона.

 

Основными принципами системы страхования вкладов являются:

1) обязательность участия банков в системе страхования вкладов;

2) сокращение рисков наступления неблагоприятных последствий для вкладчиков в случае неисполнения банками своих обязательств;

3) прозрачность деятельности системы страхования вкладов;

4) накопительный характер формирования фонда обязательного страхования вкладов за счет регулярных страховых взносов банков — участников системы страхования вкладов.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector