В среднем за рассматриваемый период 86,8% всей задолженности по налоговым платежам приходится на задолженность по федеральным налогам и сборам, 6,2% – по региональным налогам и 7% – по местным налогам. И эта структура имеет относительно стабильный характер.(Слайд 8)
Эффективность налогового администрирования определяется сложившейся практикой исполнения планируемых в соответствии с утвержденной годовой бюджетной росписью доходов объемов поступлений в федеральный бюджет страны.
Сравнение фактических объемов налоговых доходов в федеральный бюджет с плановыми позволяет сформулировать следующий вывод, уменьшение фактических объемов налоговых доходов в федеральный бюджет над планируемыми в 2010 г. в большей степени определяется таким фактором, как отменой ЕСН и передачей администрирования страховых взносов в Пенсионный Фонд.(Слайд 9)
Таким образом, для объективного определения налоговой базы региона и расчета на этой основе налогового потенциала необходимо учитывать следующие факторы (слайд 10).
Данные показатели должны составить основу информационной базы расчета налогового потенциала. Эта информация будет свидетельствовать о возможностях экономического роста региона и о соответствующем росте объемов налоговых поступлений. Данное обстоятельство имеет важное значение при очередном формировании бюджетов всех уровней, поскольку в них должны более достоверно отражаться потребности регионов в федеральных ресурсах в виде субсидий, субвенций, дотаций и трансфертного финансирования.
Использование данных показателей необходимо для определения взаимозависимости между выбранными макроэкономическими показателями и состоянием налоговой базы, и, как следствие, для объективной оценки налогового потенциала в отраслях экономики и регионе.
Оценка социально-экономической ситуации в субъектах РФ в сочетании с анализом поступления налогов, тенденций развития налоговой базы и разработкой предложений по корректировке налогового законодательства создает основу для своевременного и обоснованного составления бюджетов, а также для объективного перераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания бюджетной обеспеченности регионов.
Налоговый потенциал Кемеровской области может быть увеличен в первую очередь за счет роста налоговой базы по основным налогам, формирующим бюджет. В бюджете области налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц в сумме превышают половину налоговых доходов.(Слайд 11)
Решение проблем, связанных с выводом прибыли за пределы региона, а также успешная работа комиссий по легализации налоговой базы по основным налогам способствует пополнению бюджета.
Особое внимание следует уделить специальным налоговым режимам, ограничение действия которых позволяет увеличить налоговый потенциал.
Необходимо отметить, что возможности налоговой политики региона в отношении региональных налогов неоправданно сужены. Налоговые полномочия позволяют органам власти субъектов РФ напрямую воздействовать на объем налоговых поступлений путем установления налоговых ставок и предоставления налоговых освобождений, и косвенно, через проведение определенной экономической политики, направленной на привлечение инвестиций и стимулирование роста производства в той или иной отрасли.
Одним из основных источников местных бюджетов может стать налог на недвижимость. Введение данного налога, является одним из эффективных вариантов увеличения налогового потенциала.
Вывод прибыли за пределы региона, и иные схемы занижения налоговых платежей приводят к возникновению проблем с доходами бюджетов регионов. Чтобы предотвратить это, необходимо провести следующие шаги:
− продолжить унификацию законодательства. Нужно отменить 4-процентную региональную льготу по налогу на прибыль. Данная мера снизит заинтересованность бизнеса в декларировании прибыли в одних регионах в ущерб другим. Потери бизнеса от ликвидации указанной льготы можно компенсировать с помощью отмены ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль и перехода на ежеквартальную уплату данного налога. Это даст предприятиям источник увеличения оборотных средств.
Помимо прочего, увеличить налоговый потенциал региона поможет «принудительная прописка» вновь создаваемых предприятий именно в конкретном регионе (это касается и создаваемых филиалов мировых торговых сетей).
В Кемеровской области, например, выступили с законодательной инициативой о том, что крупные сырьевые и промышленные холдинги должны платить налоги там, где находятся их производственные мощности.
Значительную часть поступлений в бюджет составляет налог на доходы физических лиц. Этот налог в полном объеме зачисляется в субфедеральный бюджет, хотя является федеральным налогом. Региональные органы власти не обладают никакими законодательными полномочиями по изменению налоговой базы или налоговой ставки по этому налогу, кроме уменьшения объема социальных и имущественных вычетов. На сегодняшний момент в Кемеровской области данные вычеты не уменьшены.
Скрытая оплата труда снижает поступление данного налога. Работа по легализации заработной платы оказывает существенное влияние на легализацию трудовых отношений, что приводит к пополнению бюджета.
Важную роль в росте налогового потенциала играет увеличение инвестиций в реальный сектор экономики. Увеличение инвестиций приводит к росту налоговых поступлений. Местные власти должны с учетом специфики экономики региона стимулировать развитие производства, включая меры налогового регулирования.
Одним из источников пополнения бюджета является малый бизнес. На малых предприятиях Кузбасса в 2007 году создано несколько тысяч рабочих мест, большей частью – в сфере услуг. Однако объем налогов малого бизнеса в бюджет области значительно меньше объема налоговых поступлений от предприятий промышленности.
Понятие налогового потенциала, порядок его формирования и подход к количественной оценке требуют дальнейшей разработки, так как это является актуальным с теоретической и практической точек зрения.