ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ПРЕДСТАВИТЕЛИ КОСМИЧЕСКОГО ИЗМЕРЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ В ФИЛОСОФИИ И ЕСТЕСТВОЗНАНИИ

 

Наиболее заметный вклад в «космистское» мировидение в 20-40-е гг. XX в. вносят такие ученые-мыслители, как В.Н. Муравьев, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский.

Валерьян Николаевич Муравьев (1885-1932) – дипломат, математик и философ, ученик и последователь Н.Федорова – революцию 1917 г. воспринял как национальную трагедию. Он является одним из авторов известного сборника статей «Из глубины».

Свой подход к вечной философской проблеме времени Муравьев обосновывает, в частности, математической теорией множеств Георга Кантора. Все в мире есть та или иная совокупность множественностей, каждая из которых – тоже своя множественность элементов. Время для нас по существу лишь показатель меняющегося положения этих множеств, показатель движения, изменения, смены вещей. Время считается необратимым, но если научиться возобновлять ту комбинацию элементов вещи, которая была до ее изменения или исчезновения, то, «воскресив» вещь, мы тем самым сумеем преодолеть необратимость времени, сумеем управлять им.

Преодоление  времени не является теоретическим допущением, вытекающим из современных физических и математических теорий. Победа над временем и овладение им возможны на практике и в результате сознательной деятельности людей. Можно пойти далее и утверждать, что уже сейчас в ряде областей мы имеем частичную реальную власть над временем и постоянно ее осуществляем, несмотря на то, что мы не сознаем такого значения наших действий. В самом деле если вдуматься, мы поймем, что мы имеем такой пример овладения временем в каждом, свободно и сознательно произведенном человеческом опыте. Каждый день, в ограниченных областях, мы изменяем время и осуществляем его обращение.

В итоге Муравьев приходит к выводу, что человеческий разум призван стать основным орудием дальнейшего восхождения бытия на все более духовную ступень, когда стихийно текущее время смениться управляемым, выйдет в вечность или вневременность. Интересно, что сознание воздействует на мир не столько механическим или физическим, сколько химически, наподобие фермента или энзима: достаточно дать некий каталитический импульс преобразованию, и далее реакция «преобразования» идет уже в самом объекте или системе их силами и энергиями. Побеждающее время человечество становиться хозяином не только собственной жизни, но и природы и космоса, устанавливая такой тип нового братского управления собой и миром, который Муравьев называет «космократией». Победи над смертью в конце концов одержит «анастатика» — искусство воскрешения мертвых. В результате на смену земной истории придет история солнечная, которая впоследствии в силу развития технического прогресса и роста мощи объединенного человечества сменится историей космоса.

Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935) – широко известен как изобретатель ракеты и основатель космонавтики.

В творчестве Циолковского определенно прослеживается становление глобальной общности исторических задач человечества. Здесь переплетаются дарвино-спенсеровский эволюционизм, федоровское «общее дело», мистические элементы философии христианства и буддизма. В основе лежит монистический принцип миропонимания, исключающий возможность дуализма «души и тела», материального мира и духовной свободы. Смысловым его центром становится представление о комичности жизни, стремлении соотнести макромир человеческого существования с космическими измерениями бесконечно большого и бесконечно малого. Поэтому функциональные характеристики жизнедеятельности включаются в саму структуру физического миропорядка, природные процессы приобретают «смысл» и «цель», а универсальными нормативными регуляторами эволюции Вселенной становятся императивы «космической этики». Природа как бы «пробуждается», осознает себя в разумных формах, а сам  разум мыслится основной движущей силой восхождения космической материи к высшим степеням совершенства.

Мыслитель допускал одновременное существование множества миров различной степени плотности, активно взаимодействующих между собой. Вселенная полна разумными, могущественными и счастливыми существами. Непрерывные циклы обменов элементарными жизненными частицами объединяют их, побуждают к нравственной круговой ответственности за судьбу мирового целого. Показательны в этом плане его рассуждения о времени: «Абсолютное время – это то, которое наблюдается ровно живущим, не умирающим и не сияющим существом. Существо это, конечно, воображаемое. Абсолютное время определяется часами, вращением небесных тел и другими естественными или искусственными хронометрами. Субъективное время – нечто совсем иное. Это кажущееся время, испытываемое организмами. У одного и того же существа оно протекает с разной скоростью. Оно идет то быстро, то медленно – в зависимости от окружающих впечатлений, душевного состояния или состава мыслей. Оно зависит от характера деятельности мозга.

Владимир Иванович Вернадский (1863-1945), основатель учения о биосфере и ноосфере, генетической минералогии, радиологии, биогеохимии и других научных направлений.

Теория Вернадского стала свидетельством перехода естествознания от аналитического этапа развития, ознаменовавшегося появлением фундаментальных наук, к синтетическому этапу. Сущность нового подхода к построению научной картины мира он сформулировал в двух фундаментальных обобщениях. В первом из них говорится о существовании в науке «двух синтезов Космоса» — физического и биосферного типов мировоззрения. Второе обобщение, возникшее в ходе разработки учения о ноосфере, указывает на существование трех раздельных пластов реальности: космических просторов; атомных явлений; жизни человека, природных явлений ноосферы и нашей планеты, взятой как целое. Эти три уровня резко отличаются по свойствам пространства-времени. Они проникают друг в друга, но вместе с тем ограничиваются друг от друга в содержании и методике изучаемых в них явлений. «Мы должны, — пишет Вернадский, — сейчас различить три реальности:

1.     Реальность в области жизни человека…

2.     Микроскопическую реальность атомных явлений, которая захватывает и микроскопическую жизнь, и жизнь организмов, даже посредством приборов не видную вооруженному глазу человека, и

3.     Реальность космических просторов, в которых Солнечная система и даже галаксия теряются, не ощутимые в области ноосферического разреза мира».

Александр Леонидович Чижевский (1897-1964). Вклад Чижевского в развитие русского космизма заключается, прежде всего, в открытии тотального влияния солнечной активности на динамику жизнедеятельности в биосфере, в том числе на стихийные массовые явления в человеческом сообществе. Ему удалось взять в единую нить, казалось бы, совершенно разнообразные явления физического, биологического и социального характера. Отсюда глубокая уверенность в том, что в целом Вселенная находится в динамическом равновесии и в различных  ее фрагмента происходят приливы и отливы энергии. Подобные приливы и отливы наблюдаются и в пределах Солнечной системы. В свою очередь, земная органическая жизнь отзывается на внешние колебания вариациями своих физиологических свойств. Отзывается все живое, начиная от микроорганизмов и заканчивая человеком.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector