Формы организации учебного процесса. При изучении дисциплины используются следующие формы организации учебного процесс

 

1. Практические занятия, проводятся  в  виде  занятий  в  аудитории. Для эффективного освоения учебного материала и приобретения практических навыков занятия представлены в форме тематических case-studies и активной творческой работы в процессе заполнения рабочих листов. По окончании каждой темы в целях закрепления знаний и навыков предлагаются вопросы для дискуссии. В  процессе  занятий  студенты  должны  приобрести  практические навыки  проведения  прогнозно-аналитических  и  плановых  расчетов, расчетов по обоснованию стратегических планов и программ в туристской индустрии. Практические занятия проводятся в форме деловой игры и анализа конкретных  ситуаций («кейс-метод»).  В этом случае предполагается индивидуальная работа студентов  с  полученными  заданиями,  проведение  дискуссий,  представление различных вариантов решения и их обсуждение. По окончании деловой игры каждый студент обязан представить преподавателю выполненную контрольную работу по теме «Организация проведения мероприятия «_______».

Метод case-study или метод изучения конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).

Данный метод относится к неигровым имитационным активным методам обучения.

Метод изучения конкретных ситуаций – это метод обучения, когда студенты  и  преподаватели  участвуют  в  непосредственных  дискуссиях по  проблемам  или  случаям (cases)  бизнеса.  Этот  метод  предполагает проведение  анализа  на  основе  реальных  или  вымышленных  бизнес-ситуаций, направленный  как на  освоение  знаний,  так и на формирование у студентов новых качеств и умений.

Непосредственная цель метода case-study – совместными усилиями группы студентов проанализировать ситуацию – кейс, возникающую при  конкретном положении дел, и выработать практическое  решение; окончание  процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.

Данный метод эффективен, прежде всего, для формирования таких ключевых профессиональных компетенций в процессе обучения, как коммуникабельность, лидерство, умение анализировать в короткие сроки большой объем неупорядоченной информации, принятие решений в условиях стресса и недостаточной информации. В этом своем качестве он  выступает как принципиально необходимое дополнение к лекционной методике проведения занятий, которая является «каркасообразующим» элементом обучения в классической, университетской системе образования.

Примеры конкретных ситуаций обычно готовятся в письменном виде как отражение актуальных проблем бизнеса, изучаются  студентами, затем обсуждаются ими самостоятельно, что дает основу для совместных дискуссий и обсуждений в аудитории под руководством преподавателя. Метод конкретных ситуаций, таким образом, включает специально подготовленные обучающие материалы и специальную технологию использования этих материалов в учебном процессе.

Таким образом, метод конкретных ситуаций предполагает:

  подготовленный в письменном виде пример ситуации из практики бизнеса;

  самостоятельное изучение и обсуждение ситуации студентами;

  совместное  обсуждение  ситуации  в  аудитории  под  руководством преподавателя.

По своему назначению конкретные ситуации в области  стратегического менеджмента в самом укрупненном виде можно разделить на:

  иллюстративные;

  аналитические;

  связанные с принятием решений.

Необходимо отметить, что при любых разновидностях конкретных ситуаций работа с ними должна научить студентов анализировать конкретную  информацию,  прослеживать  причинно-следственные связи, выделять  ключевые  проблемы  и (или)  тенденции  в  бизнес-процессах.

Наличие реальной, актуальной с точки  зрения обучения информации – это необходимое, хотя недостаточное условие наличия учебной ситуации.

Идеальная конкретная ситуация – это:

  занимательная  история  конкретного  бизнеса  или  имевшегося случая из истории данного бизнеса;

  внутренняя интрига, головоломка, требующая решения;

  обилие  информации, анализ которой не тривиален и требует поиска дополнительной информации;

  актуальная проблема, способная дать продолжение ситуации в будущем;

  более или менее типичная ситуация, совпадающая в главном – «теории» вопроса.

Письменное представление любой ситуации должно включать:

  титульный лист с кратким, запоминающимся названием ситуации;

  введение, где упоминается герой (герои) ситуации, рассказывается об истории фирмы, указывается время начала действия;

  основную  часть,  где  содержатся  главный массив  информации, внутренняя интрига, проблема;

  заключение (концовку),  где ситуация может «зависать» на том этапе  своего  развития,  который  требует  соответствующего  решения проблемы.

Таким образом, цель использования метода изучения конкретных ситуаций – научить студентов, как индивидуально, так и в составе группы: анализировать информацию, сортировать ее для решения  заданной бизнес-задачи,  выявлять  ключевые  проблемы,  генерировать  альтернативные пути решения и оценивать их, выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т. п.

 

2. В самостоятельную работу студентов входит освоение теоретического материала, изучение публикаций по актуальным проблемам в рамках дисциплины, подготовка разделов контрольной работы по теме «Организация проведения мероприятия «_______».

Организация самостоятельной работы включает:

§     работу с учебником и с дополнительной литературой;

§     написание самостоятельных работ.

 

Завершается курс устным зачетом, который предполагает ответы на теоретические и проблемные вопросы. Вопросы составляются с учетом материала, пройденного как на семинарских занятиях, так и в процессе самостоятельного изучения отдельных вопросов курса. Время, отводимое на подготовку 30 минут.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector