1. Практические занятия, проводятся в виде занятий в аудитории. Для эффективного освоения учебного материала и приобретения практических навыков занятия представлены в форме тематических case-studies и активной творческой работы в процессе заполнения рабочих листов. По окончании каждой темы в целях закрепления знаний и навыков предлагаются вопросы для дискуссии. В процессе занятий студенты должны приобрести практические навыки проведения прогнозно-аналитических и плановых расчетов, расчетов по обоснованию стратегических планов и программ в туристской индустрии. Практические занятия проводятся в форме деловой игры и анализа конкретных ситуаций («кейс-метод»). В этом случае предполагается индивидуальная работа студентов с полученными заданиями, проведение дискуссий, представление различных вариантов решения и их обсуждение. По окончании деловой игры каждый студент обязан представить преподавателю выполненную контрольную работу по теме «Организация проведения мероприятия «_______».
Метод case-study или метод изучения конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).
Данный метод относится к неигровым имитационным активным методам обучения.
Метод изучения конкретных ситуаций – это метод обучения, когда студенты и преподаватели участвуют в непосредственных дискуссиях по проблемам или случаям (cases) бизнеса. Этот метод предполагает проведение анализа на основе реальных или вымышленных бизнес-ситуаций, направленный как на освоение знаний, так и на формирование у студентов новых качеств и умений.
Непосредственная цель метода case-study – совместными усилиями группы студентов проанализировать ситуацию – кейс, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.
Данный метод эффективен, прежде всего, для формирования таких ключевых профессиональных компетенций в процессе обучения, как коммуникабельность, лидерство, умение анализировать в короткие сроки большой объем неупорядоченной информации, принятие решений в условиях стресса и недостаточной информации. В этом своем качестве он выступает как принципиально необходимое дополнение к лекционной методике проведения занятий, которая является «каркасообразующим» элементом обучения в классической, университетской системе образования.
Примеры конкретных ситуаций обычно готовятся в письменном виде как отражение актуальных проблем бизнеса, изучаются студентами, затем обсуждаются ими самостоятельно, что дает основу для совместных дискуссий и обсуждений в аудитории под руководством преподавателя. Метод конкретных ситуаций, таким образом, включает специально подготовленные обучающие материалы и специальную технологию использования этих материалов в учебном процессе.
Таким образом, метод конкретных ситуаций предполагает:
• подготовленный в письменном виде пример ситуации из практики бизнеса;
• самостоятельное изучение и обсуждение ситуации студентами;
• совместное обсуждение ситуации в аудитории под руководством преподавателя.
По своему назначению конкретные ситуации в области стратегического менеджмента в самом укрупненном виде можно разделить на:
• иллюстративные;
• аналитические;
• связанные с принятием решений.
Необходимо отметить, что при любых разновидностях конкретных ситуаций работа с ними должна научить студентов анализировать конкретную информацию, прослеживать причинно-следственные связи, выделять ключевые проблемы и (или) тенденции в бизнес-процессах.
Наличие реальной, актуальной с точки зрения обучения информации – это необходимое, хотя недостаточное условие наличия учебной ситуации.
Идеальная конкретная ситуация – это:
• занимательная история конкретного бизнеса или имевшегося случая из истории данного бизнеса;
• внутренняя интрига, головоломка, требующая решения;
• обилие информации, анализ которой не тривиален и требует поиска дополнительной информации;
• актуальная проблема, способная дать продолжение ситуации в будущем;
• более или менее типичная ситуация, совпадающая в главном – «теории» вопроса.
Письменное представление любой ситуации должно включать:
• титульный лист с кратким, запоминающимся названием ситуации;
• введение, где упоминается герой (герои) ситуации, рассказывается об истории фирмы, указывается время начала действия;
• основную часть, где содержатся главный массив информации, внутренняя интрига, проблема;
• заключение (концовку), где ситуация может «зависать» на том этапе своего развития, который требует соответствующего решения проблемы.
Таким образом, цель использования метода изучения конкретных ситуаций – научить студентов, как индивидуально, так и в составе группы: анализировать информацию, сортировать ее для решения заданной бизнес-задачи, выявлять ключевые проблемы, генерировать альтернативные пути решения и оценивать их, выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т. п.
2. В самостоятельную работу студентов входит освоение теоретического материала, изучение публикаций по актуальным проблемам в рамках дисциплины, подготовка разделов контрольной работы по теме «Организация проведения мероприятия «_______».
Организация самостоятельной работы включает:
§ работу с учебником и с дополнительной литературой;
§ написание самостоятельных работ.
Завершается курс устным зачетом, который предполагает ответы на теоретические и проблемные вопросы. Вопросы составляются с учетом материала, пройденного как на семинарских занятиях, так и в процессе самостоятельного изучения отдельных вопросов курса. Время, отводимое на подготовку 30 минут.