Нормы об охране природы можно найти уже в первых нормативных актах Российского государства. Вопрос целесообразно рассмотреть применительно к трем периодам: а) до 1917 г.;
б) в советский период; в) на современном этапе.
Как и в других древних или средневековых государствах, охрана природных ресурсов осуществлялась прежде всего через защиту прав собственности, экономических, военных и налоговых интересов государства. Так, в «Русской Правде» (1016 г.) предусматривалась охрана общинной собственности, объектом которой, к примеру, был лес, или собственности князя. В «Русской Правде» устанавливался штраф за кражу дров. Здесь же предусматривался штраф за уничтожение или повреждение борти, т.е. дупла, наполненного сотами с медом.
Соборное уложение (1649 г.) отождествляло с кражей чужого имущества ловлю рыбы в чужом пруду, а также добычу бобров и выдр, за что предусматривались телесные наказания. Среди охраняемых законодательством в Средние века природных объектов на территории страны следует выделить также леса, которые носили, в том числе, и оборонное значение.
С учетом роста городов в XVII в. начинают устанавливаться правила санитарно-эпидемиологического характера, призванные обеспечить чистоту на территориях населенных пунктов и предписывающие своевременно убирать с улиц и хоронить падший скот и иных животных.
А в ХIХ в. появляются первые нормы, призванные упорядочить процесс размещения и функционирования промышленных производств. Так, Уложение о наказаниях уголовных и исправительных (1845 г.) предусматривало серьезные негативные последствия для того, кто осуществляет в городской черте либо вверх по течению строительство предприятий, оказывающих на окружающую среду отрицательное воздействие. Таким образом, во главу угла ставилась необходимость недопущения ухудшения среды обитания городского населения.
Разработанный в 1915-1916 гг. первый в российской истории проект Закона об охране природы не был реализован.
Советский период (1917-1991 гг.). Этот период характеризуется заметной активизацией нормотворчества в экологической сфере. Однако, по оценкам ученых, примерно до 1970 гг. приоритет отдавался природоресурсным вопросам. В целом это было обусловлено необходи-мостью закрепить монополию вновь созданного государства на все природные ресурсы на его территории.
Начало советскому периоду в экологическом законодательстве положили декреты Совета народных комиссаров РСФСР: «О земле» (1917 г.), «О лесах» (1918 г.), «О санитарной охране жилищ» (1919 г.), «О недрах земли» (1920 г.), «Об охоте» (1920 г.), «Об охране памятников природы, садов и парков» (1921 г.). Вместе с тем начинается работа над отраслевой кодификацией к первому этапу которой можно отнести принятые в 1922 г. Земельный кодекс РСФСР и в 1923 г. Лесной кодекс РСФСР.
В 1960 г. принят первый законодательный акт природоохранного характера – Закон РСФСР «Об охране природы в РСФСР».
Второй этап кодификации в советском периоде пришелся на 1970 – начало 1980 гг., когда были приняты Земельный кодекс РСФСР (1970 г.), Водный кодекс РСФСР (1972 г.), Кодекс РСФСР о недрах (1976 г.), Лесной кодекс РСФСР (1978 г.), законы РСФСР «Об охране атмосфер-ного воздуха (1982 г.) и «Об охране и использовании животного мира» (1982 г.). В этом проявился комплексный подход к проблемам правового регулирования экологических вопросов на законодательном уровне.
Особняком следует выделить Земельный кодекс РСФСР (1991 г.), законы РСФСР «О сани-тарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1991 г.) и «Об охране окружающей природ-ной среды» (1991 г.), которые можно отнести к законодательным актам переходного периода, положившим начало современному экологическому законодательству Российской Федерации.
Современный период (1992 г. – настоящее время). Рассматриваемый период в правовом регулировании экологических отношений в России характеризуется тем, что в 1990 гг. произошло полное обновление базовых законодательных актов.
В 1992 г. вступил в силу Закон РФ «О недрах», а в 1993 г. – Основы лесного законодательства Российской Федерации. До принятия ныне действующей Конституции РФ имел место научно-практический подход, согласно которому с учетом федеративного устройства Российской Федерации на федеральном уровне предлагалось принимать именно Основы законодательства, на базе которых субъекты Российской Федерации могли бы принимать, с учетом их региональной специфики, собственные законодательные акты. Однако дальнейшего развития эта тенденция не получила.
В 1995-1999 гг. вступила в силу целая обойма обновленных отраслевых законодательных актов: Федеральный закон «О животном мире» (1995 г.), Водный кодекс РФ (1995 г.), Лесной кодекс РФ (1997 г.), Федеральные законы «Об охране атмосферного воздуха» (1999 г.) и «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999 г.). Логическим продолжением названной законотворческой цепочки явилось принятие Федерального закона «Об охране окружающей среды» (2002 г.).
На законодательном уровне нашли свое закрепление отдельные области экологических общественных отношений, ранее регулировавшиеся на подзаконном уровне. В частности, увидели свет Федеральные законы «Об особо охраняемых природных территориях» (1995 г.), «О континен-тальном шельфе Российской Федерации» (1995 г.), «Об экологической экспертизе» (1995 г.) и ряд других.
Рассматриваемый период ознаменовался принятием принципиально новых законодательных актов, регулирующих отдельные группы общественных отношений, среди которых можно назвать Федеральные законы «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» (1996 г.), «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (2001 г.) и некоторые другие.
Серьезный импульс получало и региональное законодательство, поскольку субъекты Российской Федерации стали более активно реализовывать свои конституционные полномочия в вопросах правового регулирования экологической сферы.