Анализ функционирования ОАО «ЦДР Тепло» за первый год на рынке сбыта теплоэнергии позволяет отметить следующее:
- Невозможность достижения поставленной цели «упорядочения процедуры по реализации и сбыту поставленной тепловой энергии», т.к. изночально не существует обоснованности законности покупки и продажи тепловой энергии (мощности). Следовательно, деятельность организации на сегодняшний день противоречит и местному законодательству по энергоснабжению, и Постановлениям Правительства РФ. Кроме того, в Уставе ЦДР отсутствует фраза «покупка и продажа тепловой энергии», а формулировка «проведение расчетов за отопление и горячее водоснабжения» не дает оснований для сбора всего денежного потока на собственные расчетные счета. Данный вид деятельности в энергосервисных компаниях называется «оказание биллинговых услуг» и в таком случае на счет ЭСКО попадает лишь премия за оказание данной услуги. Вообще, разделение энергетических и финансовых потоков – угроза энергетической безопасности региона, которая отражена в Концепции энергетической безопасности, утвержденной Правительством Томской области.
- Отсутствует нормальный рабочий информационный поток между «продавцом» и «производителем» тепловой энергии. Позиция «мы заказываем и забираем все, что заказали» в жизни не выдерживает критики. Это подтверждается отсутствием целостностной картины подтвержденных технико-экономических показателей работы за прошедший 2001 год ни у одной из сторон.
- Сбытовая деятельность ЦДР обходится слишком дорого для потребителей. Создан Центр договоров и расчетов, однако сохраняются аббонентские службы как в МП Томсктеплосеть так и в ЖЭУ. Кроме того необходимо отметить, что списание всех затрат на статью «Реализация тепловой энергии» не допустимо. ЦДР по-сути, выполняет несколько видов работ и списание затрат на один вид деятельности вызывает недоумение. Вообще, затраты по даной статье в самом раздутом исполнении не должны превышать 3 млн.руб. в год, а численность сбытовой компании должна быть на порядок ниже числености основного производственного персонала источника тепловой энергии.
- Очевидна необходимость обучения и повышения квалификации персонала в области организации, планирования, тарифообразования.
- Необходима организация систематической работы и постоянного диалога с РЭК по вопросам тарифообразования и планирования расходов.
OАО «ЦДР Тепло» — это не промышленный актив. Самый главный и необходимый актив компании – профессиональная команда и передовые методики работы.
Необходимо отметить, что деятельность Центра ведется в нарушение целого ряда президентских указов и постановлений правительства. А такие разногласия с законом в итоге могут обернуться юридическими баталиями. А предпосылки для них уже существуют.
Центр договоров и расчетов необходим как своего рода инструмент, как площадка для заключения договоров, ведения сделок и не более того. И если на сегодняшний день ЦДР Тепло представлять как бизнес-структуру, то конфликты будут неизбежны.
Необходимо продумать возможность поэтапного развития компании, что позволит сфокусировать внимание и силы на определенных задачах конкретного этапа.
На первом этапе коммерческие интересы ЦДР не должны быть в ущерб ни производителю тепловой энергии, ни потребителю.
Следует отметить, что согласно «Правилам государственного регулирования и применения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» от 2 апреля 2002 г. # 226 в целях привлечения в электроэнергетику средств инвесторов регулирующие органы предусматривают при установлении тарифов (цен) энергию для новых электростанций и иных энергообъектов, инвестиционные проекты по строительству и техническому перевооружению которых согласованы с регулирующими органами в установленном порядке, доходность на вложенный капитал: на уровне ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент принятия решения об утверждении тарифа (цены), увеличенной в 1,1 раза, — при инвестициях, осуществляемых в рублях; на уровне, рассчитанном на основе ставки предложения кредитных ресурсов на Лондонском межбанковском рынке (LIBOR) в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, — при инвестициях, осуществляемых в иностранной валюте.
При этом регулирующие органы обязаны включать в состав тарифов (цен), устанавливаемых на соответствующий расчетный период регулирования, начиная с момента поступления средств на реализацию проекта расходы, связанные с возвратом привлеченных средств и получением прибыли на вложенный капитал, а также обеспечить включение таких расходов в состав тарифов (цен), устанавливаемых на последующие расчетные периоды регулирования, в течение всего срока окупаемости проекта.