СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ
М В. Никольская, С. К. Колесникова
Среди множества проблем, вошедших в жизнь нашей страны вместе с перестройкой, важное место принадлежит интеграции российской экономики во всемирное хозяйство. В условиях приобретения политической и экономической независимости увеличение открытости экономики России является объективной необходимостью, но осуществляться оно может постепенно, с учетом реальных условий и сохранением экономической безопасности. Значительную роль в этом может сыграть создание сводных экономических зон.
Сегодня СЭЗ существует в государствах различных по уровню и характеру экономического развития. Наиболее успешно использованы СЭЗ как способ постепенного вхождения страны в конкурентную среду мирового рынка, а также для ускорения экономического развития.
В 90-е годы по темпам экономического роста мировым лидером стал Китай. Сегодня здесь успешно работают 5 особых экономических регионов, которые еще в 1980 г. получили льготы СЭЗ.
Создание и функционирование СЭЗ в Китае проходило в три этапа:
На первом этапе (1978-1982 гг.) формируется договорно- правовая и организационная основа привлечения иностранного капитала: принят пакет законов, регламентирующих вопросы налогообложении, передачи технологии, трудовых отношении, валютного и таможенного режима, кредитно-финансового обеспечения; созданы органы, ответственные за привлечение иностранного капитала, контроль и регулирование деятельности зарубежных предпринимателей на основании определенного в 1982 г. перечня предпочтительных блоков отраслей для иностранных инвестиции. Этот этап был недолгим, но очень важным для «открытия» экономики страны, он позволил Китаю создать соответствующие организационные и законодательные основы, регулирующие поступление и деятельность иностранного капитала по всей стране.
Второй этап характеризуется последовательным совершенствованием договорно-правовой базы сотрудничества с иностранными инвесторами и дальнейшей либерализацией государственной политики в области привлечения и использования иностранного капитала.
Уже на втором этапе развития СЭЗ была доказана их эффективность. Прежде всего, им удалось укрепить рыночный механизм хозяйствования за счет увеличения доли частной собственности во всех сферах народного хозяйства. Это нашло отражение и в структуре капиталовложений в СЭЗ. По оценкам специалистов, более высокими темпами выросли капиталовложения национальных частных предприятий. Их доля совместно с вложениями местных органов власти и внутренних займов составила в 1999 г. более 70%, тогда как доля иностранных инвестиций не превысила 20%, а государственных — лишь 2-3% .
Такие преобразования в экономическом укладе свободных зон привели к быстрому расширению внутреннего спроса в них.
Дальнейшая корректировка тактики китайского правительства в отношении создания и функционирования СЭЗ проводилась на третьем — современном этапе, начало которого можно датировать 1990г. На этом этапе происходит развитие уже созданных и создание новых СЭЗ.
К настоящему времени в Китае сложилась стройная, многоярусная и многоканальная система открытости внешнему миру по всем направлениям, обеспечивающая сочетание интересов страны и отдельных ее регионов (приморских, пограничных, приречных) с внутренними. Каждое из звеньев этой системы выполняет особенные конкретные функции, а в совокупности они постепенно и неуклонно «открывают» иностранному капиталу, передовой технике, технологиям, мировым достижениям научно-технического прогресса огромную по масштабам и в целом невысоко развитую страну, выравнивая уровень и темпы развития ее отдельных регионов.
Конечно, отмечая более высокие темпы экономического развития в зонах, чем по стране в целом, нельзя не замечать проблем, которые имеют место в развитии и функционировании зон.
России следует обратить более пристальное внимание на экономическое развитие своего соседа. Необходимо тщательно изучить мировой опыт экономического развития и найти свою дорогу, ведущую к экономическому процветанию.