ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ОФИС-МЕНЕДЖМЕНТА

.

Понятие «офис-менеджмент» относительно недавно появилось в нашем обиходе, поэтому концепция подготовки специалистов в этой сфере по сегодняшний день остается неопределенной. Вполне естест­венно, что подготовка должна вестись в соответствии с требованиями потенциальных работодателей, однако сами работодатели зачастую не могут четко сформулировать эти требования.

Возникновение офис-менеджмента обязано переходу России к рыночным отношениям. При административно-плановой системе хо­зяйствования трудовой деятельностью считалась только та работа, ко­торая была связана с видоизменением природы при обязательном на­личии физически осязаемых предметов и средств труда. В соответст­вии с подобным утверждением труд чаще всего находился в сфере ма­териального производства, а труд в непроизводственной сфере вызы­вал непризнание этой деятельности трудом. В рыночной экономике трудом считается любая целенаправленная деятельность человека, требующая от него затрат мысли, усилий, энергии и времени вне зави­симости от области применения и способов организации работы. Следовательно, управление делами офиса и дома можно смело выде­лять в самостоятельную концепцию.

Неопределенность модели специалиста в сфере офис-менеджмента обусловлена тем, что сам работодатель не может до конца сформулировать свое видение по данному вопросу. Нередко взгляды на модель специалиста расходятся, а порой и противоречат друг другу. По мнению одних — офис-менеджер должен выполнять строго определенные функции по управлению текущими делами дома и офиса, по мнению других — должен совмещать множество разных

функций, порой не связанных между собой (например, управление и уборка помещения).

Для малого бизнеса характерно совмещение должностных обя­занностей, так как подобные предприятия стремятся к максимальному сокращению персонала, а как следствие, сокращению текущих затрат. Однако ВУЗ не может готовить специалиста «на все руки». В ходе изучения образовательных программ формируется определенная мо­дель специалиста. Офис-менеджер, имеющий диплом высшего учеб­ного заведения обладает определенными теоретическими знаниями и практическими навыками, что позволяет ему заниматься конкретной деятельностью. Поэтому совмещение функций, напрямую не относя­щихся к его компетенции, приводит к разногласиям между работода­телем и специалистом.

Данную проблему можно решить при приеме на работу, т. е. за­ранее договориться о должностных обязанностях потенциального со­трудника. Более того, эти обязанности должны быть обязательно от­ражены в должностной инструкции, которую подписывают обе сторо­ны. Большинство российских компаний пренебрегают подобными до­кументами, считая их второстепенными.

Следующий путь-дисциплины по выбору. Будущий специалист должен осознанно подойти к получаемой квалификации и строить об­разовательную программу на свое усмотрение. Здесь необходимо уча­стие обеих сторон — специалиста и ВУЗа. Образовательные учрежде­ния должны более мягко подходить к формированию учебной про­граммы, т. е. предоставить максимальное количество изучаемых дис­циплин на выбор, кроме обязательных.

С другой стороны, студент должен четко представлять себе мо­дель получаемой специальности и видеть результат обучения уже на стадии поступления в ВУЗ. Поэтому он должен выбирать те дисцип­лины, которые на его взгляд, помогут приобрести знания и навыки не­обходимые для формирования специалиста и дальнейшей трудовой деятельности.

В России любое образование построено по принципу изучения и знания теории. В отличие от западной модели практика считается вто­ричным делом по отношению к теории. На западе теоретические зна­ния не являются обязательными, основной акцент при обучении дела­ется на умение управлять ресурсами и людьми, принимать решения и т. д. Западные школы больше ориентированы на практические умения, чем на теоретическую подкованность. За рубежом огромное внимание уделяется разбору практических случаев (case — кейсов). Такой подход позволяет развить навыки быстро мыслить, легко ориентироваться в нестандартных ситуациях и эффективно управлять делами офиса в ус­ловиях быстро меняющейся среды. Поэтому преподавателям следует обратить больше внимания на практическую сторону подготовки спе­циалиста.

Немаловажно приобщение студентов к соответствующим перио­дическим изданиям: журналам, газетам, где освещается опыт разных компаний и отдельных специалистов по определенной проблеме. Об­зор такой литературы позволит специалисту постоянно пополнять ба­гаж знаний, находить пути решения возникающих вопросов, видеть перспективы своей деятельности.

Контакты ВУЗа с потенциальными работодателями должны иметь постоянную основу. В первую очередь, это активное участие структур малого бизнеса в научных семинарах и конференциях, а так­же практической стороне обучения. Без выяснения требований рабо­тодателя подготовка специалистов теряет смысл. Необходимо прояс­нение теоретических и практических аспектов подготовки будущего специалиста уже на стадии обучения.

Ссылка на основную публикацию