РОЛЬ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Сформировать глубокий, устойчивый интерес к математике, драиться неформального понимания предмета крайне сложно, если ограничиваться лишь рамками уроков. Большую роль в этом плане играют разнообразные формы и методы внеурочной работы. За четыре года существования (1991-95 гг.) коллектив кафедры математики, информатики и физики (МИФ) гимназии-интерната A 1 г. Иркутска накопил такой опыт работы1.
Пытаясь каждый раз увлечь учащихся новыми идеями, коллектив кафедры тем не менее основной целью ставит создание математических традиций в гимназии. Каждый год в апреле проходит научно- практическая конференция по математике, информатике и физике. Ее проведению предшествует большой подготовительный этан 2. В начале учебного года учащимся предлагаются на выбор темы курсовых работ под руководством преподавателей гимназии и сотрудников лаборатории педагогического творчества ИГУ. Это темы по истории математики, логике, комбинаторике, топологии, теории чисел, программированию и другим разделам математики. Работы носят приемущественно реферативный характер, но часть из них содержит и элементы исследования. Наиболее интересные и/или полезные резуль таты докладываются на пленарных и секционных заседаниях конференции. В ходе конференции с обзорными лекциями выступают ведущие ученые ИГУ. Так на открытии 2-ой научно- практической конференции в 1994 году перед ее участниками выступил член корр. МЛН Bill, доктор физ-мат. наук, профессор, зав. кафедрой методов вычислений ИГУ Срочко В.А. На пленарном заседании этой конференции были представлены доклады учащихся 11-го математического класса Кузнецова Л. «Парадоксы теории вероятностей» (руководитель: к.ф.-м.нм доц. Кузьмин 0.13.) И Лянденевой < «Решение ь радикалах уравнений высших степеней»(руководи гель: ст. преподаватель Осипенко Л .А«)- Много интересных л,окладов делается на секционных заседаниях, например, доклад Упжакона Д. «Решение диофантовых уравнении с помощью ЭВМ», доклад ученицы 9-го математического класса Близнец Е. «Иррациональность и неприводимость 1994 г., секция истории математики, руководитель: учитель математики Нечаева Н.И.), доклад ученика 11 «го математического класса Сидорова Д. «Односторонние поверхности»( 1995 г., секция геомет* ни и топологии, руководитель: к.ф.-м.н., доц. Кузьмина ЕЛО.).
С целью развития творческих способностей учащихся и формирования у них эмощшкалыю-образиого восприятия математики в гимназии организован цикл популярных лекций, таких как лекция о геометрии Лобачевского «В погоне за красотой** (читает доц. Кузьмина Е.Ю.). Лекции «Геометрическая рапсодия»и «Язык и математика» (читает доц. Кузьмин О.В.), демонстрирующие взаимопроникновение математических представлений и художественных (.»бра- зов, язык логики и логику языка, сопровождаются показом слайдов картин голландского графика М, Эшера (М.С. Eslier), французских живописцев Р. Магритте (Rene Magritte) и С. Дали (Salvador Dali). Эпиграфом к лекциям могут служить строки одного из стихотворений О.В. Кузьмина:
…В обыденном узреть иное, Знакомый образ лентой свить. Пространство сжать в кольцо тугое И краткий миг остановить.
Приобщению гимназистов к фольклорной среде математики и смежных с ней областей служат организованные в рамках ежегод- во проводимой Недели Математики «необычные уроки», математические соревнования, заседания Клуба Веселых Математиков, Как писал Влез Паскаль:
» Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая сделать его немного занимательным».
В виде соревнования на скорость решения задач, требующих умения мыслить логически, проводит в 10 — 11 классах уроки «Логика или здравый смысл?»доц. Кузьмина Е.Ю. В форме оригинальных математических соревнований проходят уроки «Математический хоккей» и «Парусная регата»в младших классах гимназии (учитель математики Бабичева ЭТ.). Удачной оказалась попытка проведения «Математического боя»в 9-ом математическом классе (ст. преподаватель Осипенко Л.А.). Эта форма урока требует от учащихся не только умения решать достаточно сложные задачи, но и отстаиват ь свое решение, находить более рациональные методы.
Одним из главных событий Недели Математики являются уже традиционные заседания Клуба Веселых Математиков. Чтобы завоевать право стать членами клуба новичкам — учащимся 10-ых классов приходится состязаться с опытными одиннадцатиклассниками на различных конкурсах. Например, на традиционном конкурсе «обгонялки», во время которого надо суметь быстро сообразить, что «в меру упитанный результат деления»— это неполное частное, а такое математическое понятие, как ребро является также «лишней частью Адама». На конкурсе пантомимы ребятам предлагается изобразить предложенную им теорему в виде пантомимы-подсказки, а «нерадивому ученику», на роль которого приглашается кто-либо из членов той же команды, надо понять подсказку и правильно сформулировать теорему. Сложнее всего приходится капитанам. Па «творческом» конкурсе им приходилось, например, описывать внешность капитана соперников с помошмо математических терминов:
Точна, как аксиома, Умна, как Пифагор, Похожа на пространство.
И бесконечность — взор …
(О.Смирнова 11 класс 1993/94 уч.г.)
или давать астрологический прогноз для математических объектов и символов.
Говоря об организации внеурочной работы нельзя не сказать о подготовке и проведении математических олимпиад в гимназии. Олимпиада в старших (9 -II) классах проходит в два тура; заочный тур — октябрь, начало ноября, и очный тур — середина ноября. Для подготовки к олимпиаде организована система спецкурсов но решению нестандартных задач (доценты О.В. Кузьмин, М.В. Фалалеев, Mil. Бокмельдер).
Олимпиада в младших классах проходит в рамках Недели Математики в конце февраля.
Тщательно продуманная система внеурочной работы способствовала тому, что за последние 4 года от 4,3 % до 14,5 % от числа студентов начальных курсов математического факультета ИГУ являются выпускниками гимназии. Поддерживая традиции гимназии, ее выпускники принимают активное участие в подготовке и проведении Недели Математики. Предлагают и новые формы работы. Так в 1995 году силами студентов 2-го и 4-го курсов математического факультета было организовано первое заседание Математического Клуба, которое прошло в форме суда над математикой, как наукой.