О СОТРУДНИЧЕСТВЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ФАКУЛЬТЕТА ИГУ С МОНГОЛИЕЙ

В 1966 г. при Иркутском государственном университете был открыт подготовительный факультет для иностранных граждан. Открытие факультета является прямым следствием публикации очень содержательной статьи Е.М. Даревской «Обучение монгольской молодежи в Восточной Сибири», в которой она на документальных материалах осветила опыт организации монголкурсов в ИГУ в 1926 г. и их значение для подготовки национальных кадров Монголии. Эта статья получила большой общественный резонанс и послужила ос­нованием для возобновения обучения монгольских граждан в Иркутске как признанном центре монголоведения. Вновь созданный факультет мыслился как стартовая площадка для подготовки абитуриентов во все вузы СССР. Его первыми учащимися стали 147 выпускников монгольских школ. С 1966 по 1986 гг. граждане Монголии составляли основной контингент иностранных учащихся на подготовительном факультете в Иркутском государственном университете. Обучение их русскому языку и языку будущей специальности велось по следующим направлениям: инженерно-техничес- кому, медико-биологическому, экономическому, гуманитар­ному. За 30 лет сотрудничества с МНР было подготовлено для обучения в вузах и техникумах СССР более 6000 граждан Монголии.

В работе по обучению и воспитанию монгольских сту­дентов активное участие принимали представители Госко­митета по высшему и среднему образованию МНР Готов, О. Содов, Н. Жамбалсурэн, О. Дамдиндорж, С. Ламбаа.

В 1971 г. при подготовительном факультете открылись курсы повышения квалификации учителей-русистов школ, техникумов, ПТУ Монголии. Более 400 монгольских препо­давателей-русистов прошли переподготовку на курсах по­вышения квалификации. Они знакомились с опытом преподавания русского языка на факультете и в школах г. Иркут­ска. Доценты факультета Г. И. Тунгу сова, В.Б.Лебедев рабо­тали в Монгольском государственном университете, оказы­вая научную и практическую помощь преподавателям.

Многие преподаватели за добросовестную работу на­граждены медалями и грамотами МНР.

Выпускники факультета заняли достойное место в об­ществе. Среди них есть видные деятели государства Монго­лии, просвещения, науки, культуры, бизнеса. Многие из них поддерживают добрые отношения с факультетом.

Преподаватели факультета выезжали в Монголию для принятия экзаменов у монгольских абитуриентов, желающих обучаться в России. Традиционными были совместные меро­приятия: различные региональные совещания, научно- практические конференции по проблемам Высшей школы. На факультете два человека владеют монгольским языком (Ю.В.Кузьмин и H.H.Рогозная). Шесть кандидатских и одна докторская диссертации написаны с привлечением монголь­ских источников (М.А.Зайцев, Ю.В.Кузьмин, H.H. Рогозная, С.И. Селиванова, Р.И. Соболева, Г.И. Тунгусова, Яковлева).

К сожалению, с начала 90-х годов, в связи с ухудшени­ем экономической ситуации в России и Монголии, сменой политического курса, наметилось резкое сокращение студен­тов, поступающих по государственной линии. С переходом работы факультета, преобразованного из подготовительного в Международный, на контрактную основу поступление учащихся из Монголии прекратилось.

Лишь в 1995-1996 уч. году на подготовительное отделе­ние Международного факультета поступило 12 человек, 2 человека — на 1 курс направления «Коммерция».

В 1996-1997 гг. на подготовительном отделении обуча­лось уже 30 человек (из них 6 человек по гослинии) и 9 чело­век поступило на 1 курс направления «Коммерция».

В настоящее время на Международном факультете обучается 28 монгольских студентов на подготовительном отделении, по специальности «Коммерция» и направлению «Лингвистика».

Учитывая давние дружеские связи России и Монголии, научный и педагогический потенциал ИГУ, руководство ме­ждународного факультета считает одним из перспективных направлений своей работы возобновление и активное рас­ширение контактов с вузами республики Монголия. Созда­ние в 1999 г. Научно-информационного Центра изучения Монголии при ИГУ, который призван объединить и консо­лидировать все монголоведные силы, по нашему мнению должно ускорить решение поставленной задачи. Через со­вместную с монгольскими организациями планомерную культурно-просветительскую и информационную работу, через рекламную деятельность привлечение студентов из Монголии могло бы быть более успешным.

Кроме довузовской подготовки, дающей иностранному студенту возможность обучаться далее в вузах России, на Международном факультете ведется обучение иностранных граждан по специальности «Коммерция» и направлению «Лингвистика» (с изучением английского и русского языков), что является перспективным для разработки и внедрения со­вместных программ по подготовке специалистов, обмен сту­дентами и преподавателями.

Дальнейшее сотрудничество с преподавателями-русис­тами из МНР нам видится в возобновлении краткосрочных курсов, языковых стажировок, в возобновлении научных контактов, в проведении совместных научно-методических исследований.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
",css:{backgroundColor:"#000",opacity:.6}},container:{block:void 0,tpl:"
"},wrap:void 0,body:void 0,errors:{tpl:"
",autoclose_delay:2e3,ajax_unsuccessful_load:"Error"},openEffect:{type:"fade",speed:400},closeEffect:{type:"fade",speed:400},beforeOpen:n.noop,afterOpen:n.noop,beforeClose:n.noop,afterClose:n.noop,afterLoading:n.noop,afterLoadingOnShow:n.noop,errorLoading:n.noop},o=0,p=n([]),h={isEventOut:function(a,b){var c=!0;return n(a).each(function(){n(b.target).get(0)==n(this).get(0)&&(c=!1),0==n(b.target).closest("HTML",n(this).get(0)).length&&(c=!1)}),c}},q={getParentEl:function(a){var b=n(a);return b.data("arcticmodal")?b:(b=n(a).closest(".arcticmodal-container").data("arcticmodalParentEl"),!!b&&b)},transition:function(a,b,c,d){switch(d=null==d?n.noop:d,c.type){case"fade":"show"==b?a.fadeIn(c.speed,d):a.fadeOut(c.speed,d);break;case"none":"show"==b?a.show():a.hide(),d();}},prepare_body:function(a,b){n(".arcticmodal-close",a.body).unbind("click.arcticmodal").bind("click.arcticmodal",function(){return b.arcticmodal("close"),!1})},init_el:function(d,a){var b=d.data("arcticmodal");if(!b){if(b=a,o++,b.modalID=o,b.overlay.block=n(b.overlay.tpl),b.overlay.block.css(b.overlay.css),b.container.block=n(b.container.tpl),b.body=n(".arcticmodal-container_i2",b.container.block),a.clone?b.body.html(d.clone(!0)):(d.before("
"),b.body.html(d)),q.prepare_body(b,d),b.closeOnOverlayClick&&b.overlay.block.add(b.container.block).click(function(a){h.isEventOut(n(">*",b.body),a)&&d.arcticmodal("close")}),b.container.block.data("arcticmodalParentEl",d),d.data("arcticmodal",b),p=n.merge(p,d),n.proxy(e.show,d)(),"html"==b.type)return d;if(null!=b.ajax.beforeSend){var c=b.ajax.beforeSend;delete b.ajax.beforeSend}if(null!=b.ajax.success){var f=b.ajax.success;delete b.ajax.success}if(null!=b.ajax.error){var g=b.ajax.error;delete b.ajax.error}var j=n.extend(!0,{url:b.url,beforeSend:function(){null==c?b.body.html("
"):c(b,d)},success:function(c){d.trigger("afterLoading"),b.afterLoading(b,d,c),null==f?b.body.html(c):f(b,d,c),q.prepare_body(b,d),d.trigger("afterLoadingOnShow"),b.afterLoadingOnShow(b,d,c)},error:function(){d.trigger("errorLoading"),b.errorLoading(b,d),null==g?(b.body.html(b.errors.tpl),n(".arcticmodal-error",b.body).html(b.errors.ajax_unsuccessful_load),n(".arcticmodal-close",b.body).click(function(){return d.arcticmodal("close"),!1}),b.errors.autoclose_delay&&setTimeout(function(){d.arcticmodal("close")},b.errors.autoclose_delay)):g(b,d)}},b.ajax);b.ajax_request=n.ajax(j),d.data("arcticmodal",b)}},init:function(b){if(b=n.extend(!0,{},a,b),!n.isFunction(this))return this.each(function(){q.init_el(n(this),n.extend(!0,{},b))});if(null==b)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect parameters");if(""==b.type)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"type\"");switch(b.type){case"html":if(""==b.content)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"content\"");var e=b.content;return b.content="",q.init_el(n(e),b);case"ajax":return""==b.url?void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"url\""):q.init_el(n("
"),b);}}},e={show:function(){var a=q.getParentEl(this);if(!1===a)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect call");var b=a.data("arcticmodal");if(b.overlay.block.hide(),b.container.block.hide(),n("BODY").append(b.overlay.block),n("BODY").append(b.container.block),b.beforeOpen(b,a),a.trigger("beforeOpen"),"hidden"!=b.wrap.css("overflow")){b.wrap.data("arcticmodalOverflow",b.wrap.css("overflow"));var c=b.wrap.outerWidth(!0);b.wrap.css("overflow","hidden");var d=b.wrap.outerWidth(!0);d!=c&&b.wrap.css("marginRight",d-c+"px")}return p.not(a).each(function(){var a=n(this).data("arcticmodal");a.overlay.block.hide()}),q.transition(b.overlay.block,"show",1*")),b.overlay.block.remove(),b.container.block.remove(),a.data("arcticmodal",null),n(".arcticmodal-container").length||(b.wrap.data("arcticmodalOverflow")&&b.wrap.css("overflow",b.wrap.data("arcticmodalOverflow")),b.wrap.css("marginRight",0))}),"ajax"==b.type&&b.ajax_request.abort(),p=p.not(a))})},setDefault:function(b){n.extend(!0,a,b)}};n(function(){a.wrap=n(document.all&&!document.querySelector?"html":"body")}),n(document).bind("keyup.arcticmodal",function(d){var a=p.last();if(a.length){var b=a.data("arcticmodal");b.closeOnEsc&&27===d.keyCode&&a.arcticmodal("close")}}),n.arcticmodal=n.fn.arcticmodal=function(a){return e[a]?e[a].apply(this,Array.prototype.slice.call(arguments,1)):"object"!=typeof a&&a?void n.error("jquery.arcticmodal: Method "+a+" does not exist"):q.init.apply(this,arguments)}}(jQuery)}var duplicateMode="undefined"!=typeof duplicateFlatPM&&duplicateFlatPM;document["wri"+"te"]=function(a){var b=document.createElement("div");ff(document.currentScript).after(b),flatPM_setHTML(b,a),ff(b).contents().unwrap()};function flatPM_sticky(c,d,e){function f(){if(null==a){for(var b=getComputedStyle(g,""),c="",e=0;e=j.top-h?j.top-h