Психолого-педагогические проблемы организации научно- исследовательской работы учащихся в инновационных учебных заведениях
Кузьмин О.В., Кузьмина Е.Ю.
Иркутский государственный университет, г. Иркутск
Одна из основных целей, которые ставит современное общество перед инновационной школой, это комплексное развитие интеллектуально- творческого потенциала личности одаренного ребенка.
В процессе выявления и развития творческого потенциала школьника определяющую роль наряду с профильным обучением [2] играет и задача организации научно-исследовательской работы учащихся.
Деятельность инновационного учебного заведения по организации научно-исследовательской работы учащихся в рамках решения указанной задачи должна, на наш взгляд, осуществляться по следующим взаимосвязанным направлениям: научно-методическое и психолого-педагогическое. В работе мы ограничились выявлением ряда проблем, относящихся к первому из двух указанных направлений. В данной статье перейдем к обсуждению некоторых проблем, связанных с реализацией второго направления.
Итак, какие же психолого-педагогические проблемы могут встать перед педагогическим коллективом инновационной школы, взявшим на себя смелость организации планомерной и целенаправленной научно- исследовательской работы учащихся?
Во-первых, это обеспечение комплексного, интегрированного подхода не только к организации системы спег^курсов и факультативов профессионально-ориентированного характера, но и а- ведению основных учебных предметов, в том числе и обязательных спецкурсов: основной предмет — спецкурс — факультатив — предметные олимпиады — научная работа. Например, в случае математического цикла цепочка может выглядеть следующим образом: алгебра и геометрия — дискретная математика — нестандартные задачи по математике и (или) олимпиадные задачи по математике — групповая и индивидуальная подготовка к олимпиаде но математике — индивидуальные занятия и консультации по подготовке научно-исследовательской работы школьника. Для химии подобная цепочка будет иметь, например, такой вид: химия — химический практикум — строение вещества — нестандартные задачи по химии и (или) олимпиадные задачи по химии — групповая и индивидуальная подготовка к олимпиаде по химии — индивидуальные занятия и консультации по подготовке научно-практической работы школьника.
Такой подход к организации обучения школьников ставит перед администрацией и педагогическим коллективом учебного заведения проблему обязательного интегрированного подхода к разработке учебных программ всех курсов цикла, их дидактического и методического сопровождения, единых гребований к уровню знаний, использованию терминологии и применению современных педагогических технологий. Подобные жесткие ограничения, накладываемые на учебный процесс, достаточно легко реализуются, в случае, если администрации удается создать коллектив творчески работающих педагогов-единомышленников, в большинстве своем способных эффективно вести не только школьный предмет, как профильный или углубленный, но и соответствующие спецкурс и (или) факультатив. Как правило, такими преподавателя являются преподаватели вузов, ведущие профильный предмет в классе. Именно среди последних чаще всего встречаются потенциальные научные руководители исследований, проводимых школьниками. В этом случае руководитель хорошо представляет как научную актуальность и новизну разрабатываемой учеником темы, так и соответствие исследований учебной программе и возрастным возможностям и особенностям ребенка.
Как же обстоит дело с научной работой в инновационной школе?
Анализ анкетирования победителей и призеров региональных конференций среди учащихся лицея ИГУ (всего было анкетировано 26 человек) показал, что 27% из них представили работы не по профилю своего класса, 84,6% считают, что уровень их общей теоретической подготовки достаточен, 48,5% считают уровень своей практической подготовки достаточным. Не испытывали проблем с выступлением на конференциях 22 человека (84,6%), 2 лицеиста не уверены в этом, а 2 считают, что были не готовы к выступлению.
5 лицеистов (19,2%) отметили, что испытывали трудности с подбором литературы и реализацией практической части работы при подготовке доклада, 12 (48,5%) считают, что это были незначительные трудности, 9 человек (34,5%) таких проблем не испытывали.
Интересно, что 5 учащихся (19,2%) отметили, что научный руководитель сделал примерно половину работы при подготовке доклада к конференции, 20 (80%) считают, что почти вся работа была выполнена ими самостоятельно, но руководитель всегда помогал советами, 1 человек отметил, что руководитель практически не интересовался его работой.
Следовательно, второй психолого-педагогической проблемой является обеспечение планомерной научно-практической работы всех, или хотя бы большинства, учащихся инновационного учебного заведения сообразно их способностей, профессиональной направленности и познавательных интересов. Для достижения этой цели нам представляется необходимым:
- наличие высококвалифицированных педагогических кадров, способных планомерно и систематически руководить индивидуальной научной работой школьников;
- планирование в рамках учебного процесса обязательной научно- практической деятельности ученика в профильной предметной области;
- создание банка тем научно-исследовательских и научно-практических работ но всем профильным предметным областям;
- обеспечение современной научной и научно-методической литературой хотя бы по основным и приоритетным направлениям;
- создание условий для группового и самостоятельного обучения (не только учащихся, но и педагогов) основам организации научной деятельности, в том числе и работе с научной литературой;
- обеспечение психологической поддержки учащихся, участвующих в региональных научно-практических конференциях;
- выявление учащихся, способных целенаправленно и успешно заниматься научно-исследовательской работой.
Как показывает практика, успешное выступление школьника на региональных научно-практических конференциях становится возможным лишь при условии его специальной подготовки к предметной олимпиаде по профилю научной работы. Это приводит к тому, что участники конференций выбираются , как правило, из числа победителей и призеров предметных олимпиад достаточно высокого уровня, наиболее способных к специфической творческой деятельности.
Следовательно, возникает третья проблема — проблема создания системы обеспечения командной и индивидуально подготовки наиболее одаренных учащихся к участию в предметных олимпиадах, конкурсах и научно- практических конференциях.
Нужна ли такая система? По-видимому, нет, если в Вашем учебном заведении всего один — два одаренных ребенка, и, разумеется, да, если учебное заведение предназначено для обучения одаренных детей.
Посмотрим, как к этой проблеме относятся сами школьники. Так, анкетирование участников внешкольных предметных олимпиад среди учащихся лицея ИГ У показало, что из 74 опрошенных лицеистов 9-11 классов 72% (53 человека) считают, что в лицее существует индивидуальная подготовка учащихся к олимпиадам, 16% (12 человек), считают, что такая подготовка отсутствует, а 12% (9 человек) ничего об этом сказать не могут.
Оценивая общий уровень своей специальной подготовки к участию в олимпиадах, только 40 лицеистов (54%) считают, что он был достаточным, 24 не могут ничего сказать, а 10 (14%) оценивают свой уровень как низкий
Результаты оценки учащимися организации в лицее ИГУ индивидуальной подготовки к олимпиадам хорошо коррелируются с оценкой ими своей подготовленности по данному предмету: 72% (53 человека) считают, что они были хорошо теоретически подготовлены, 16% учащихся не знают своего уровня подготовленности, а 12% считают его низким.
Оценивая уровень своей практической подготовленности только 35% (26 человек) считают его высоким, 39% учащихся его не могут оценить, а 26% считают свой уровень низким. Заметим, что эти показатели соответствуют недостаточному уровню практической подготовки учащихся по химии, физике, биологии, экологии, информатике.
Отметим, что анкетирование проводилось среди участников всех предметных олимпиад: из 74 ребят 28 выступали по физико-математическому, 20 — по естественно-научному 26 — по гуманитарному профилям; из иих — 24 учащихся 9 классов, 23 учащихся 10 классов, 27 учащихся 11 классов, Им было предложено отмстить предметы, по которым подготовка к олимпиадам проводится наиболее качественно. 53 человека, из них 27 человек не из профильных классов, отметили математику, 11 — физику, 8- русский язык, 6 — географию, по 4 — литературу, информатику, английский язык и историю, 3 — химию, 2 — астрономию, по 1 человеку отметили биологию и экологию.
Неожиданным результатом анкетирования явился тот факт, что 10 учащихся 9 общеобразовательных лицейских классов (42% от всех) считают, что предмет олимпиады, в которой они принимали участие, является в их классе профильным; 16 учащихся 10-х и 11 -х классов (примерно треть от общего числа) участвовали в олимпиадах по непрофильным для их класса предметам. В своих анкетах ребята пишут пожелания чаще включать олимпиадные задачи на уроках, привлекать большее число желающих к участию в олимпиадах, проводить внутрилицеиские олимпиады для всех желающих, в том числе и не из профильных классов, также, проводить чаще олимпиады и т.д.
Нельзя также не сказать, что требования к подготовке ко многим предметным олимпиадам с каждым годом возрастают и преподаватели испытывают большие трудности с необходимостью корректировки учебных программ, фактической большой затратой времени в процессе подготовки, формированием стабильных нестандартных знаний по олимпиадным задачам повышенною уровня.
Уменьшить негативные последствия сложившейся ситуации возможно решением четвертой не только психолого-педагогической, но и воспитательной проблемы вовлечения наиболее активных учащихся в работу школьного научного общества, позволяющего создать все предпосылки для coy правления учащимися деятельностью инновационной школы.
Одним из возможных путей решения этой проблемы является привлечение самих учащихся старших классов и студентов вузов (выпускников школы) к подготовке, организация временных творческих коллективов учащихся в рамках школьного научного общества. Готовность ребят к такой форме работы очень высока. Так 33 участника внелицейских олимпиад (45% от общего числа опрошенных) желают принять активное участие в такой деятельности, 27 человек не уверены в этом и только 14 (всего 19%) участия в такой работе не планируют.
Еще одной трудностью, не позволяющей одаренным школьникам добиваться стабильно высоких результатов, является, в силу их высокой креативности, их низкая психическая устойчивость, а также высокие тоевожность и реактивность.
Следовательно, имеет место еще одна, пятая, проблема — обеспечение психологической диагностики и поддержки одаренных учащихся и остро встает вопрос о создании службы индивидуальной психологической поддержки и коррекции таких учащихся (конечно, не только при участии в олимпиадах, конкурсах и конференциях, но и при сдаче совмещенных экзаменов и т.д.).