Режим международного судоходства в черноморских проливах установлен Конвенцией о режиме проливов, подписанной в 1936 г. в Монтре. Согласно конвенции, торговые суда пользуются там правом свободы транзитного прохода днем и ночью независимо от флага и груза».
В связи с интенсификацией судоходства, увеличением габаритов судов и перспективой дальнейшего роста объемов перевозки нефти и нефтепродуктов через черноморские проливы Турция в 1994 г., а затем в 1998 г. в одностороннем порядке ввела в действие правила судоходства в проливах, которые предусматривали существенные ограничения транзита крупных нефтеналивных судов. Турецкая сторона озабочена безопасностью судоходства, так как фарватер танкеров проходит вдоль наиболее густонаселенных районов страны, в частности непосредственно через г. Стамбул с его 12 млн жителей. С повышением интенсивности судоходства и увеличением числа аварий в проливах возникает серьезная экологическая угроза для населения региона, для животного мира, а также для исторических памятников.
В октябре 2002 г. в Турции была принята новая инструкция о применении правил судоходства в проливах. Требования этого документа уточняют и детализируют порядок использования уже имеющихся правил и не направпены на их ужесточение. Однако введение инструкции привело к значительному увеличению простоев судов в ожидании своей очереди прохода через проливы и соответствующему росту финансовых потерь. Так, по данным Минтранса России, дополнительные расходы на каждое судно составляют в среднем около 80 тыс. дол. за проход.
Наиболее существенным из введенных данной инструкцией ограничений является применение принципа одиночного прохода для судов, перевозящих опасные грузы. На время прохода таких судов встречное движение танкеров в проливах запрещается. Для пролива Босфор проход танкеров длиной более 200 м возможен только днем. Все это приводит к тому, что на входах в проливы скапливаются и маневрируют на ограниченной акватории в ожидании очереди прохода десятки судов с опасными грузами. Но именно днем в проливах резко возрастает интенсивность поперечного су- допотока, который составляют в основном суда местных линий и паромы. Из этого следует, что именно днем вероятность их столкновений с транзитными судами значительно увеличивается.
С одной стороны, принятые меры обеспечивают большую безопасность для судов во время прохождения проливов и, соответственно, ограничивают их пагубное впияние на экологию региона. С другой стороны, длительные простои в ожидании своей очереди прохода приносят значительные финансовые убытки судовладельцам.
МИД России совместно с Министерством транспорта и связи участвует в рассмотрении Международной морской организацией (International marine organization — ИМО) проблем судоходства в черноморских проливах. Они регулярно поднимаются Москвой на встречах «шестерки» ведущих морских держав (Россия, США, Великобритания, Франция, Германия, Япония). По инициативе России ИМО были приняты правила и рекомендации, которые регламентируют движение судов и основываются на принципе свободы прохода через проливы при необходимом обеспечении безопасности мореплавания. Это позволило внести в турецкие инструкции ряд изменений, учитывающих интересы России. В частности, из регламента 1998 г. исключены положения, затрагивающие проход военных кораблей, ограничено действие турецкого законодательства в отношении транзитных судов, сокращено число оснований для приостановления судоходства в проливах. При этом, однако, ИМО подтвердила право Турции регулировать движение судов, что обусловливает определенное ограничение свободы прохода. В частности, остались ограничения, касающиеся прохода крупных нефтеналивных судов.