ПРОБЛЕМА БОСФОРА В XXI ВЕКЕ: ТОРГОВЫЙ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД

Режим международного судоходства в черноморских проливах установлен Кон­венцией о режиме проливов, подписанной в 1936 г. в Монтре. Согласно конвенции, тор­говые суда пользуются там правом свободы транзитного прохода днем и ночью незави­симо от флага и груза».

В связи с интенсификацией судоходства, увеличением габаритов судов и перспекти­вой дальнейшего роста объемов перевозки нефти и нефтепродуктов через черномор­ские проливы Турция в 1994 г., а затем в 1998 г. в одностороннем порядке ввела в действие правила судоходства в проливах, которые предусматривали существенные ограничения транзита крупных нефтеналив­ных судов. Турецкая сторона озабочена безопасностью судоходства, так как фарва­тер танкеров проходит вдоль наиболее гус­тонаселенных районов страны, в частности непосредственно через г. Стамбул с его 12 млн жителей. С повышением интенсив­ности судоходства и увеличением числа аварий в проливах возникает серьезная эко­логическая угроза для населения региона, для животного мира, а также для истори­ческих памятников.

В октябре 2002 г. в Турции была приня­та новая инструкция о применении правил судоходства в проливах. Требования этого документа уточняют и детализируют поря­док использования уже имеющихся правил и не направпены на их ужесточение. Однако введение инструкции привело к значитель­ному увеличению простоев судов в ожида­нии своей очереди прохода через проливы и соответствующему росту финансовых потерь. Так, по данным Минтранса России, дополнительные расходы на каждое судно составляют в среднем около 80 тыс. дол. за проход.

Наиболее существенным из введенных данной инструкцией ограничений является применение принципа одиночного прохода для судов, перевозящих опасные грузы. На время прохода таких судов встречное дви­жение танкеров в проливах запрещается. Для пролива Босфор проход танкеров дли­ной более 200 м возможен только днем. Все это приводит к тому, что на входах в проливы скапливаются и маневрируют на ограниченной акватории в ожидании оче­реди прохода десятки судов с опасными грузами. Но именно днем в проливах резко возрастает интенсивность поперечного су- допотока, который составляют в основном суда местных линий и паромы. Из этого следует, что именно днем вероятность их столкновений с транзитными судами значи­тельно увеличивается.

С одной стороны, принятые меры обес­печивают большую безопасность для судов во время прохождения проливов и, соответс­твенно, ограничивают их пагубное впияние на экологию региона. С другой стороны, дли­тельные простои в ожидании своей очереди прохода приносят значительные финансовые убытки судовладельцам.

МИД России совместно с Министерством транспорта и связи участвует в рассмотре­нии Международной морской организацией (International marine organization — ИМО) проблем судоходства в черноморских про­ливах. Они регулярно поднимаются Москвой на встречах «шестерки» ведущих морских де­ржав (Россия, США, Великобритания, Фран­ция, Германия, Япония). По инициативе Рос­сии ИМО были приняты правила и рекомен­дации, которые регламентируют движение судов и основываются на принципе свободы прохода через проливы при необходимом обеспечении безопасности мореплавания. Это позволило внести в турецкие инструк­ции ряд изменений, учитывающих интересы России. В частности, из регламента 1998 г. исключены положения, затрагивающие про­ход военных кораблей, ограничено действие турецкого законодательства в отношении транзитных судов, сокращено число основа­ний для приостановления судоходства в про­ливах. При этом, однако, ИМО подтвердила право Турции регулировать движение судов, что обусловливает определенное ограниче­ние свободы прохода. В частности, остались ограничения, касающиеся прохода крупных нефтеналивных судов.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector